Петрушенко С.В. ФОТОИССЛЕДОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Все чаще в научных кругах звучит идея о «визуальном повороте», в результате которого формируется новая исследовательская парадигма, именуемая «визуальным исследованием». Под «визуальным исследованием», как правило, подразумевают исследование, в котором применяют визуальные средства и данные. В связи с этим термин «фотоисследование» зачастую используется как синоним термина «визуальное исследование». С. Зонтаг в своей книге «О фотографии» писала: «Познание, основанное на фотографии, — видимость познания, мудрости, точно так же как процесс фотографирования — видимость приобретения, псевдообладание запечатляемой вещью, явлением, человеком. Процесс фотографирования сравним с приобретением предметов; более того, фотографирование порождает некое новое отношение человека к миру как к объекту, и отношение, вызывающее у фотографа чувство, родственное знанию». Со временем стал формироваться интерпретативный подход к фотографии «за счет открытия ее способности изображать разное для разных людей и прочитываться по-разному. Фотография, таким образом, приобретает характер репрезентации, подлежащей интерпретативному пониманию» (Власова Т.А., 2007). Определение Новейшего философского словаря: «Репрезентация - это "представление одного в другом и посредством другого". Феномен репрезентации изначально задается как "запаздывающий", или вторичный относительно присутствия - презентации, т. е. репрезентация возникает в силу отсутствия (в момент репрезентирования) объекта, который она репрезентует. Отсюда выводится ее значение правомочного "представительства"». Таким образом, «любая фотография - это сертификат присутствия» (Барт Р., 1997). Фотоисследование - это стремление репрезентировать, «восстановить» отображенное на фотобумаге. В свою очередь, фотография - это «послание без языка» (Там же), которое лишь репрезентирует реальность, не давая ее интерпретации. Она многофункциональна: может служить как иллюстрацией, так и визуальной информацией или предметом анализа. Ее можно создавать и рассматривать: Operator - это сам фотограф, Spectator - «рассматривающий» фотографию и Spectrum - это все то, что (кто) попадает в объектив фотокамеры. Фотография - это средство коммуникации, которое способно сообщить об очень многом, не говоря ни слова.
Содержание фотоальбома может предоставить нам максимум информации: не только о внешности самого человека, но о его окружении, родных и близких людях, увлечениях, хобби, «позволяет более наглядно представить образ той эпохи, которой он принадлежит: мелочи быта, одежду, настроение - дух времени» (Семенова В.В., 1998). Использование образов - фото, видео или рисунков - важно для фасилитации рассказывания: «Обычные личные снимки служат нам " зеркалами с памятью", отражая, что и кто имеет значение в жизни людей. Следовательно, эмоциональное значение снимка гораздо важнее, чем то, что показывает нам визуально его поверхность, - и его ценность всегда больше связана с тем, что видят их глаза» (Вайзер Дж., 1999). К любой фотографии может быть задан вопрос, и в нем уже будет содержаться некая гипотеза об отношениях людей, предметов мест или событий. И любой ответ на подобный вопрос будет историей, рассказывающей о том, чем эти отношения могут быть (Grady J., 2004). Относительно распространенной на сегодня техникой визуального исследования является так называемое «фото-выявление», которое в общем виде заключается в идее внедрения фотоматериалов в исследовательский процесс, в первую очередь в процесс интервьюирования. Основной целью «фото-выявления» является не столько получение большего количества информации, сколько изменение ее качества: использование фотографий «стимулирует респондентов к самоанализу и пониманию того, как они сами интерпретируют те или иные события» (Harper D., 2003). Однако все вышесказанное не означает, что визуальные методы следует применять отдельно от других. Мы разделяем утверждение С. Пинк, считающей, что комбинирование методов визуальной этнографии с другими методами, например с интервьюированием, включенным наблюдением и т.д., работает эффективнее всего. Визуальные и другие традиционные данные (личные нарративы, архивные текстовые источники) дополняют друг друга как разные типы знания, которое может переживаться и репрезентироваться разнообразными текстуальными, визуальными и иными чувственными способами.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Петрушенко С.В. ФОТОИССЛЕДОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

  1. Петрушенко С. В. ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
  2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения Е.С. Кузьмина, основоположника Санкт-Петербургской школы социальной психологии)
  3. Петрушенко Светлана Валерьевна ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  4. 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  5. Социальная психология
  6. Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  7. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
  8. ПСИХОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
  9. Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВ
  10. Социальная и политическая психология
  11. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  12. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ
  13. 5. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  14. A. Свенцицкий ВСЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ!?
  15. ТЕМА 5. ПОЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  16. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ