ПСИХОМУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Психомузыкальное пространство органично вписывается в мир человека. С позиции онтологического подхода, как отмечалось ранее (Сулейманов Р. Ф., 2008), музыка изначально (в виде звуков) несет некото-рую информацию, часто мало осознаваемую человеком.
В этом отношении можно говорить о том, что му-зыка в какой-то степени управляет человеком, а значит, влияет на его развитие.
Психомузыкальное пространство мы рассматриваем в виде внешней и внутренней среды или сфер. К внешней среде относится физическое и социальное пространство. Физическое пространство состоит из аку-стического пространства, представляющего собой не только передающую среду, но и место обитания, «ло-же» звучащей музыки. Социальное (культурное) пространство в широком смысле слова — это «звучащая» среда, где пространство, обусловлено музыкальной культурой, в которой живет человек. К внутренней среде относится психическое пространство: индивидуальные особенности человека, его психологические свойства, опыт. Это пространство можно назвать тоновым пространством, но не пространством музыкальных звуков, музыки. Для того чтобы тона превратились в музыку, необходима индивидуальная работа каждого человека. Эти два пространства могут существовать независимо друг от друга, но в то же время они тесно взаимосвязаны. Внутреннее психомузыкальное пространство индивидуально у каждого человека и зависит от многих факторов, основными из которых являются музыкальный эстетический вкус, склонности, интеллект, мировоззрение и др. Экспериментальные данные показали, что в зависимости от интеллекта это пространство различается у более и менее интеллектуально развитых испытуемых: у первых психомузыкальное пространство богаче, у вторых беднее. На внутреннее психомузыкальное пространство влияет среда, внешнее психомузыкальное пространство, которое в конкретно данном регионе формируют средства массовой коммуникации: радио, телевидение, а также музыкальные институты.
Исследования, проведенные со студентами-психологами пяти разных курсов, в возрасте 18–33 лет, пока-зали, что они предпочитают слушать в основном поп-музыку. Ее на первое по значимости место поставили студенты всех пяти групп. На второе место большинство студентов (3 группы) поставили диско-музыку (танцевальную музыку); две оставшиеся группы классику и рок-музыку.
На третью позицию 2 группы по-ставили хип-хоп, еще 2 группы диско-музыку и 1 группа классику. На четвертое место 3 группы поставили классику, еще 2 группы хип-хоп и релаксирующую музыку. Именно эти жанры и определяют в основном содержание психомузыкального пространства у данной группы испытуемых. На последних позициях нахо-дятся романс (12-е место), джаз (13-е место) и церковная музыка (14-е место). Среди народной музыки раз-ных стран и народностей испытуемые предпочитают слушать русскую, татарскую, восточную музыку (в порядке предпочтения). В данном случае, в Республике Татарстан, где большинство населения составляют русские и татары, выборы испытуемых вполне закономерны. Таким образом, видно, что внешнее психому-зыкальное пространство своеобразно актуализируется во внутреннем «психомузыкальном пространстве» испытуемых. В данном случае мы наблюдаем, качество этого пространства, которое формирует медиа-средства. Следует отметить, что в СМИ наблюдается однобокая пропаганда музыкальных жанров, с одной стороны, и порой низкое качество исполнительской культуры, с другой, что самым непосредственным обра-зом отражается на формировании музыкального вкуса, культуры человека. Что же из предпочитаемой музыки извлекают для себя молодые и не очень молодые люди. Так, испытуемые, кому за 30 лет, предпочитают мелодичную, содержательную музыку, философскую, заставляющую задуматься (называются песни Розенбаума, группы ДДТ, Бутусова и др.). Несколько иная картина у более молодых людей, кому около 20 или чуть больше 20 лет. Они различаются между собой. Испытуемым, имеющим более высокий интеллект, близка разнообразная по характеру музыка. Они называют группы «Наутилус помпилиус», «Кино», Ванессу Мей, Энио Мариконе и др. Испытуемым, имеющим более низкий интеллект, близка более узкая по жанрам и по характеру музыка. Они называют по одному автору: среди них Шатунов, Максим и др.
Таким образом, как видим, внешнее психомузыкальное пространство это мощный инструмент формиро-вания личности человека, особенно молодого, начинающего активно познавать окружающий мир. Отсюда возникает важная проблема — формирование и коррекция психомузыкального пространства человека как источника его развития.
<< | >>
Источник: АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 (Второе издание). СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПА-РАДИГМЫ, ТЕОРИИ (Выпуск 2). 2009

Еще по теме ПСИХОМУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:

  1. 1. Труд как фактор исторического развития человека
  2. ВРЕМЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОСТРАНСТВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
  3. Галимзянова М.В. Персонализация пространства: Дом как первичная терри-тория человека
  4. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  5. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  6. ДАВЫДОВИЧ Е.М. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗА-ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  7. АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ.
  8. АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ.
  9. 2.1. Развитие человека как субъекта труда
  10. Стадии развития человека как субъекта труда
  11. ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА
  12. 1. Функциональное развитие человека как субъекта труда
  13. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  14. Булатова Д.В. ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР КАК ФАКТОР МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  15. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  16. А. Ю. Дроздов ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  17. Галь А. ИСКУССТВО КАК ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  18. 5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте