Самсонова Т.И. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Современные научные исследования не могут осуществляться без учета тенденций развития современных информационных технологий, их возможностей и влияния на жизнь общества. Под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии, которые имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
В психологических исследованиях информационные компьютерные технологии способствуют созданию и практическому использованию психодиагностического инструментария, разработке принципиально новых видов экспериментов и методик работы с психологической информацией на базе современной вычислительной техники. Использование компьютерных технологий в психодиагностике дает возможность изучать процессуальные стороны деятельности, моделируемой тестом, и помогают выявить индивидуальные стратегии в решении заданий, анализировать трудности, испытываемые человеком при выполнении предложенных заданий. В таких тестах моделируется процесс обучения или развития, анализируются усилия, затраченные на обучение, оцениваются успехи, что позволяет сделать заключение об интеллектуальных возможностях испытуемого. Примером такой технологии может быть разработанная нами обучающая компьютерная игра, которая диагностирует уровень социальной компетентности подростков и развивает важнейший навык в структуре социальной компетентности - навык анализа социальных ситуаций и принятия самостоятельных взвешенных решений. В ходе игры, действие которой длится в течение трех дней виртуального времени, главный герой попадает в различные социальные ситуации (взятые из реальной жизни подростков) с родителями, учителями, одноклассниками. В ситуациях ему необходимо сделать выбор, принять решение, как поступить, при этом последствия выбора могут способствовать или препятствовать достижению цели игры. Диагностический компонент игры заключается в следующем. Компьютерная программа присваивает баллы (от 0 до 2) за каждый вариант ответа в определенных ситуациях: в сфере взаимоотношений с родителями; с учителями; с одноклассниками; в ситуациях, связанных с риском совершения девиантных поступков; в ситуациях, имеющих отношение к аддиктивному поведению.
За «хороший» вариант присуждается два балла, за «плохой» - ноль, за «нейтральный» - один. Для проверки соответствия баллов и вариантов ответа привлекалась группа экспертов - психологов и педагогов. В итоге игрок набирает определенные суммы баллов, оценивающие его социальную компетентность в вышеуказанных сферах. Полученные данные игрока сводятся в компьютерной программе к диагностической таблице в специальном файле, доступном психологам и социальным работникам. Формирование навыка принятия самостоятельных решений, повышение социальной компетентности в процессе диагностики / игры осуществляются за счет того, что для достижения цели в игре пользователю необходимо анализировать предлагаемые игровые ситуации, осуществить выбор вариантов действий или реплик, определить факторы социального риска. Также необходимо предвидеть последствия своих поступков, реакции и поступки других персонажей, учитывать прошлые ошибки, планировать свою каждодневную деятельность. Для подростка игра не является обычным тестом, ему необходимо выиграть, достичь цели, поступая так, как он считает нужным. В случае неудачи предоставляются еще две попытки - возможность начать игру заново и, используя накопленный опыт, учитывая прошлые ошибки, выиграть. При этом не происходит простого «заучивания» правильных и неправильных вариантов ответов. В игре представлено большое разнообразие ситуаций, их комбинация и варианты развития событий при последующих попытках меняются. Программное обеспечение позволяет вводить в игру новые социальные ситуации. Достижение поставленной в игре цели со второй или третьей попытки выступает в качестве показателя обучающего эффекта игры. Результаты применения игры и ее оценка школьниками и экспертами, позволяют считать игру перспективным недирективным средством диагностики и формирования социальной компетентности подростков на основе современных информационных технологий. Таким образом, компьютерные информационные технологии позволяют создать и использовать системы игрового тестирования, обеспечивающего также и обучающий эффект.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Самсонова Т.И. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ:

  1. Самсонова Т. И. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
  2. 3. Технологии формирования компетентностей: социально-лич- ностных, коммуникативных и т.п.
  3. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
  4. Самсонова Татьяна Ивановна ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ
  5. М.В. Вагина, М.Г. Малышкина СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ С ДЦП
  6. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  7. ВЛИЯНИЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
  8. 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
  9. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
  10. 1.3.4. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  11. Антропова Мария Андреевна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  12. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ, КОРРЕКЦИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
  13. ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ УНИВЕРСИТЕТА К КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
  14. Севостьянов Ю.О. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков
  15. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
  16. адаптация подростков в условиях разных технологий обучения
  17. АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
  18. Киселева Н.А. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
  19. Социальная компетентность научно-технической интеллигенции