Савенко Е. С. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ИНТЕРЬЕРА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОРА

Наша обстановка потенциально представляет собой наиболее могучую форму произведения искусства из всех, что мы можем воспринять в жизни. Принесет ли она с собой болезнь или излечение, зависит от всех тех, чьи решения и действия придают форму окружению человеческого существа (Дэй К., 2000).
В настоящее время психологи активно исследуют взаимодействие человека и окружающей среды. Чаще всего предметом исследования становится влияние пространственной среды на психологическое состояние человека. Так, вопросами депривирующего влияния предметно-пространственной среды занимались в основном зарубежные психологи. (Holahan С., 1978; Hall Е., 1970). Российские психологи исследуют человека и среду как единую систему взаимодействия (Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П., 2009). Исследованием психологии жизненного пространства как основы социальной идентичности занималась социальная психология (Андреева Г.А., 2000). Недостаточно разработанным в современной психологической науке является вопрос создания окружающей среды, где важную роль играет дизайнер. Дизайн интерьера современного человека обладает своими особенностями, сосуществующими с личностными особенностями обитателя дома. (Менегетти А., 2010). Поэтому предметом нашего исследования стали психологические особенности дизайнеров, которые создают и формируют жилое пространство. Выборку составили молодые (до 30 лет) и известные дизайнеры интерьеров из Санкт-Петербурга. Объектом исследования стали дизайн-проекты интерьеров, созданные этими дизайнерами. Целью исследования явилось изучение выражения индивидуально - психологических особенностей творческой личности в дизайн-проекте, направленном на удовлетворение практических потребностей заказчика. Нами было проведено пилотажное исследование, в ходе которого были определены основные исследуемые параметры. С одной стороны, это анализ интерьера как продукта творческой деятельности, а с другой - изучение психологических особенностей авторов. В качестве психологических особенностей изучались биографические и индивидуально-психологические характеристики. Для анализа интерьеров были выделены следующие переменные: общее впечатление от проекта интерьера, композиционное решение, свет и пространство, объем и форма, сочетание фактур и текстур, линия и цвет, влияние моды и использование индивидуальных предпочтений в выборе элементов декора интерьера.
В качестве основного инструмента, позволяющего соотнести психологические особенности дизайнеров и особенности интерьеров, был использован проективный тест «Рисунок несуществующего животного» (Фетискин, 2004). В результате интерпретации проективного теста и анализа проекта были выявлены схожие элементы, проявившиеся как в рисунке, так и в интерьере: сходство общего впечатления от работ, использование цвета, пространственное решение, расположение на листе, наличие определенных деталей. Анализ проективного теста позволил нам выбрать методики для исследования психологических особенностей дизайнеров: методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и шкалу психологического благополучия личности в адаптации Т.Д. Шевленковой и П.П. Фесенко. Совмещение проективной методики и психологических тестов позволило нам выделить и соотнести психологические особенности авторов интерьеров и особенности дизайн-проектов. Так, у дизайнеров, использующих природное пространство и естественное освещение в дизайне интерьера, наиболее высокими показателями шкалы психологического благополучия стали управление средой и самоприятие. У известных и «продаваемых» дизайнеров, использующих собственные узнаваемые детали интерьера в проектах, наиболее высокими показателями стали автономность, доминантность и наличие определенных целей в жизни. В целом необходимо отметить достаточно высокие показатели шкалы психологического благополучия, характеризующие автономию и осмысленность жизни, присущие всем дизайнерам-респондентам.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, как выражение психологических особенностей дизайнера в продукте его творческой деятельности, который заказчик использует для удовлетворения жизненных потребностей. Дом, в широком смысле этого слова, представляет собой второе пространство человека. (Менегетти А., 2010). Именно поэтому интеграция дизайна интерьера и психологии личности позволяет использовать междисциплинарный средовой подход для психологических исследований.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Савенко Е. С. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ИНТЕРЬЕРА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОРА:

  1. Глава АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА
  2. Ёлкина Екатерина Юрьевна Таллибулина Марина Тимергалиевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЕЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ РЕАЛИТИ-ПРОЕКТОВ
  3. Восприятие индивидуально-психологических особенностей КОММУНИКАНТОВ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ИХ ЛИЦА В МИКРОИНТЕРВАЛАХ ВРЕМЕНИ.
  4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
  5. ДИЗАЙН КАК ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  6. Демидов Александр Александрович. ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЕГО ЛИЦА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ВОСПРИЯТИЯ, 2009
  7. Петрова Н. В. НЕГРАМОТНОСТЬ АВТОРА КАК ФАКТОР ДОВЕРИЯ ЧИТАТЕЛЯ К ТЕКСТУ
  8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.
  9. КАК СДЕРЖИВАЮТСЯ ВЫРАЖЕНИЯ?
  10. ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМПАТИЙНОСТИ.
  11. ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ.