Солондаев В.К., Королева Н.А. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЫДЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мифологическое мышление как предмет научного исследования в работах Л. Леви-Брюля появляется в контексте социальной обусловленности психики. Именно поэтому у европейского ученого возник интерес к мышлению, подчиненному законам, которые не целиком имеют логическую природу.
Однако формальная логика, о которой писал Л. Леви-Брюль, не является единственным вариантом рациональности, как можно было считать в первой половине XX в., когда были опубликованы работы о первобытном мышлении. Так, А.А. Зиновьевым описана диалектическая логика, основания которой заложены в работах Г. Гегеля и развиты в политэкономических исследованиях К. Маркса. Параллельно с А.А. Зиновьевым и, по-видимому, независимо от него вопросы диалектической логики в контексте психологии разрабатывались С.Л. Рубинштейном. Также проблема различных оснований рациональности разрабатывалась М.К. Мамардашвили. В настоящее время весьма перспективные результаты в направлении преодоления универсалистского понимания картины мира получены в рамках логико-смысловой теории А.В. Смирнова. Поэтому мы используем термин «мифологическое» в значении, предложенном Р. Бартом для обозначения особой формы коммуникации, при которой смысл преобразуется в форму. Означающее - миф воспринимается как система фактов, будучи на самом деле семиологической системой, словно образ естественно продуцирует концепт и означающее действительно является основанием означаемого. Заметим, что такое понимание мифа успешно использовалось в психоанализе Ж. Лаканом и его последавателями, а в отечественной психологии - А.Ш. Тхостовым. Представления о времени в картине мира дошкольников, на наш взгляд, являются «хорошей почвой» для различных мифов. Во-первых, сколько-нибудь научное представление о времени отличается сложностью и требует, в терминах Ж. Пиаже, высокого уровня развития формальных операций. Во-вторых, житейские взаимодействия дошкольника со взрослыми и в семье, и в дошкольном учреждении строятся на представлении о времени: «после садика», «перед выходными», «день рождения скоро / не скоро» и т.
д. В рамках направления «модели психического» (Theory of Mind) наиболее существенным основанием различия организации мира вещей и людей является интенциональность (причинность). Интенции - внутренние по отношению к «социальному объекту» детерминанты - действие или поведение, направленное на цель, некоторым образом представленную в психике. Основные законы физического мира: субстанциональность (сохранение объекта), непрерывность траектории движения и гравитация. Заметим, что ни социальная, ни физическая причинность невозможны без представлений о времени хотя бы потому, что причина необходимо предшествует следствию.
Для сбора материала нами был использован метод клинической беседы. Выборку составили 18 детей (12 детей в возрасте 5 лет и 6 детей в возрасте 6,5 лет), которые делились на 4 группы: две группы по 6 детей в возрасте 5 лет и две группы по 3 ребенка в возрасте 6,5 лет. С каждой из групп проводилась беседа на предмет понятия времени, и просматривался мультфильм «Завтра будет завтра». Нами было получено около 200 высказываний детей о понятии «время» которые при обработке разделялись на мифологические либо логические. Затем в мифологических высказываниях мы фиксировали миф, усвоенный от родителей, либо миф, построенный самостоятельно. Более 60% всех высказываний были отнесены к мифологическим. Имели место и такие высказывания, в которых указанные компоненты смешаны, эти высказывания мы не относили ни к одной из групп. Из мифологических высказываний только 25% коммуницируют собственные мифы, большая часть мифов усвоена во взаимодействии со взрослыми. Полученные результаты подтверждают предположение о сложном пути развития формальных операций в терминах Ж. Пиаже. Вначале ребенок усваивает внешнюю форму суждения, которая заметно позднее наполняется логически организованным содержанием. Также представляет интерес преобладание усвоенного мифа над самостоятельно построенным.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Солондаев В.К., Королева Н.А. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЫДЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

  1. Н.А. Королёва, В.К. Солондаев МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ОБЫДЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  2. Королева Н.А., Солондаев В.К. ПОНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИСУНКОВ СВЕРСТНИКОВ
  3. Островский А.Б. ХАРАКТЕРИСТИКИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ПО РАБОТАМ К.ЛЕВИ-СТРОСА)
  4. 5.6. Взаимосвязь мифологической идентификации личности (персональный миф) и ольфакторного компонента самопрезентации
  5. § 5. Мифологическое знание как разновидность модельных представлений о психической регуляции труда
  6. Королева Н.Н., Луговая А.Н. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЗДНООСЛЕПШИХ
  7. Королева Е.В. ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
  8. Ананьев В.А., Богдановская И.М., Волкова И.П., Королева Н.Н., Смирнов С.И. СЛУЖБА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
  9. 5.4.1 Амнезии обыденной жизни
  10. Е.С. Синельникова ПОНИМАНИЕ И ДОВЕРИЕ В СЕМЬЕ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
  11. Березина И.А. Изучение обыденных представлений о самоутверждении
  12. 6.4.3 Наивная физика и психология обыденного сознания
  13. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании
  14. Федосина Светлана Сергеевна ОБЫДЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИИ, ЧУВСТВЕ, ПЕРЕЖИВАНИИ
  15. ТЕМА 21. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ В СТРУКТУРЕ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  16. ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ПРОТИВ РИГИДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
  17. Борисова Е.В., Старченкова Е.С. ОБРАЗ ПСИХОЛОГА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
  18. Силина А.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ