УДК 159.Е.В. НЕКРАСОВА СТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Утверждается, что за понятием «жизненный мир человека» стоит история становления «собственно человеческого в человеке», история человека как субъекта своего жизнеосуществления; воспитание (обучение), чтобы быть гуманистическим и эффективным, должно соответствовать системной природе человека, продленного в мир и формирующего через эту продленность свое жизненное пространство, в котором (и через которое) можно самоосуществляться, внося преобразования в культуру.
Ключевые слова: жизненный мир человека, образ мира, образ жизни, смысл, ценность, субъектность, суверенная личность, нравственное воспитание, образовательное пространство.
Важнейшее основание поведения человека - его ценности, без них человеку не понять, где и зачем он очутился, куда ему двигаться дальше, есть ли такие цели в жизни, для достижения которых не жаль своих трудов и самого себя. Между тем сегодня происходит дальнейшее обесценивание некогда высших ценностей, явно ощущается дефицит духовности и нравственности, что порождает серьезные негативные тенденции: рост жестокости, агрессии, противоправного поведения, преступности. Основанием категоризации времени для многих людей становится гедонистический принцип, а не фактор его ценности. Феноменологически это проявляется в отсутствии не только социально-значимых целей, но и желании иметь такие цели, в слабости (отсутствии) долгосрочного прогнозирования, в пассивном отношении к собственному образу жизни, в факте связи центрации на настоящем («сейчас») с деформацией пространства («здесь») различными способами (алкоголь, наркотики и др.). Бессмысленное, пустое времяпрепровождение вне истинных ценностей - «обыденно-житейское циклическое бытовое время» (М.М. Бахтин), лишенное поступательного исторического хода. Здесь имеет место отсутствие духовной самостоятельности, ответственности перед собой, людьми, обществом, отсутствие готовности выходить «за пределы» привычного, устоявшегося, осуществлять нравственное поведение.
Важнейшая цель воспитания - развитие человека, ориентирующегося на ценности, имеющие всеобщий, универсальный и безусловный характер, которые не могут быть выражены в конечных, конкретных нормах и формах поведения. Проблема духовно-нравственного становления личности имеет чрезвычайную значимость и ставит перед психологией сложные и важные вопросы, имеющие огромную теоретическую и практическую значимость. Определение условий организации воспитательного процесса, способствующего развитию человека, ориентирующегося на нравственные ценности, предполагает ответ на вопрос: как прирастает «собственно человеческое в человеке», каков генезис системы «вершинных» смыслов?
Направление для поиска ответа о том, каким образом социальное «проникает» в человека и закрепляется в нем в виде определенного уровня его организации, каков принцип функционирования у этого уровня, содержится в тезисах Л.С. Выготского о том, что развитие человека идет не к социализации, а к индивидуализации социального, которое, становясь психологической структурой, определяет конструкцию «пластов, слоев и функций личности». В идее инструментальности, инструментальной функции содержится идея рождения нового, а не развития уже имеющегося, идея создания человеком формы своего поведения, то есть своей субъект- ности. Особенность психологических орудий (знак, слово, символ) в том, что они вызывают к жизни внутренние формы деятельности, обращают человека на самого себя. Здесь важнейшее условие становления в человеке «собственно человеческого»: человек овладевает собой, своим поведением, порождает его заново и становится его субъектом. Субъектность есть не факт, но акт, определенный режим жизни - переход возможности в культурно оформленную действительность. Социальное, индивидуализируясь, приносит с собой и самое существенное для человека - свой способ существовать в развитии.
Л.С. Выготский прямо поставил вопрос о сущности реальности, располагающейся «между духом и материей», являющейся «переходной формой» и обеспечивающей избирательность психического отражения и его интенциональность (предметную отнесенность). «Внутреннее» у Л.С. Выготского - человек, «внешнее» - смысловое поле, объективная реальность, «искаженная» присутствием в ней Духа (человеческого); люди живут не в оптических пространствах, а в «смысловых полях», «субъективно искаженная объективная реальность» есть то «вне», откуда человек может воздействовать на себя, собственную психику и поведение, понимая смысл своих выборов и отвечая за них. Был совершен выход, таким образом, к субъект-объектной онтологии, был обозначен механизм самоорганизации человека как открытой психологической системы: человек не просто открыт во вне, он выходит туда и оттуда управляет собой. Л.С. Выготский мыслил системно, когда искал переход между внутренним и внешним, он нашел переходные формы в «инструментальных актах» и переместил предмет психологии на психологические свойства внешнего. Для ученого психика изначально выступала не как орган отражения, а как «орган отбора» [1, с. 347]. Психика понималась в ее соотносимости с создаваемой «субъективно искаженной действительностью». Такой взгляд на психику очень близок взгляду на нее в теории психологических систем, где психика понимается в ее связи с порождением многомерного мира человека: «...многомерный мир человека и есть «субъективно искаженная объективная реальность» [2, с. 81].
Идеи культурно-исторической психологии развивает системная антропологическая психология, которая вобрала в себя все, что сделано в рамках теории психологических систем, и которая может быть понята как один из вариантов развития идей Л.С. Выготского в рамках постнеклассической психологии, предвестником которой он и был [3]. Предметом постнеклассической науки являются сложные «человекоразмерные» (термин В.С. Степина) открытые саморазви- вающиеся системы. В системной антропологической психологии человек как психологическая система рассматривается в динамике жизнеосуществления, в его открытости в мир и к самому себе. С собой человек встречается постоянно не только в актах самосознания, рефлексии, но и в жизненных пространствах своего бытия: «оттуда приходят к нему вещи, помеченные им самим: через то, что приходит, он узнает о себе, о том, что он действительно хочет от этого мира (потребности) сейчас и что он может сделать в этом мире (возможности)» [3, с. 41]. В данном подходе последовательно реализуется идея многомерного мира человека, который неотрывен от самого человека, является его органической частью, максимально представляющей самое человеческое в нем.
Предназначение психики изменять мир так, «чтобы можно было действовать», «субъективно искажать действительность в пользу организма», констатируемое Л.С. Выготским, в рамках системной антропологической психологии приводит к следующему положению: многомерный жизненный мир человека есть динамический системный конструкт, особая психологическая реальность, имеющая совмещенную (субъективно-объективную) природу, в которой конституирует себя пространственно-временная (хроно- топическая) развертка бытия человека, понимаемого в качестве открытой системы. Человек как психологическая система включает в себя субъективную компоненту (образ мира), деятельностную компоненту (образ жизни) и саму действительность - многомерный жизненный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею. Образ мира, составляющий для человека его действительность, является идеальной конструкцией, отражением в сознании не всей (в себе и для себя) существующей объективной реальности, а только той ее части, которая является носителем системных (субъективных и объективных одновременно) качеств. Под образом жизни понимается совокупность сменяющих друг друга деятельностей в ходе развития человека в его действительности.
Многомерный мир человека не есть некая исходная определенность, предзаданность, которая не имеет ни культурно-исторической, ни социально-деятельностной обусловленности, которая предполагает несвободу человека. Он образуется (становится) в соответствии с развитием системы, активность которой не только зависимая, но и задающая переменная. При взгляде на человека как психологическую систему противоположности (субъективное и объективное) сосуществуют в сложном, но вполне упорядоченном системном единстве, в силу чего многомерный мир оказывается частью самого человека, его продолжением, его «истинным телом». Процесс онтогенетического развития понимается как постепенное усложнение системной организации, проявляющееся в возникновении и становлении многомерного мира человека; с появлением определенных мерностей в усложняющейся психологической системе она (система) становится все более автономной, независимой и суверенной, а значит открытой навстречу новым изменениям. Сознание рассматривается как система новообразований, возникающих в самоорганизующейся психологической системе «ребенок-взрослый» и порождающих в становлении сознания ряд этапов, адекватных усложнению жизненного мира, который образуется как постепенное, упорядоченное обретение им новых измерений. «Низшие уровни сознания снимаются высшими, входят в них в качестве базальных оснований, обеспечивая преемственность всего движения. Мир человека получает новые измерения - сознание выходит на новый уровень и одновременно меняется образ жизни, становясь адекватным усложняющемуся миру и его осознанию» [3, с. 84].
В процессе становления сознание проходит три закономерных этапа - предметное сознание, смысловое сознание и сознание ценностное, за каждым из которых «стоят разные по своей сложности (мерности) миры человека, закономерно сменяющие друг друга» [3, с. 85]. Психологическая система «ребенок-взрослый» превращает «объективную реальность» (мир без человека) в категоризо- ванный значениями предметный мир (как основание предметного сознания). Предметный мир далее превращается в реальность, наполненную смыслами, переживаемую человеком в ее данности ему «здесь и сейчас». Смыслы есть особые качества предметов, системные и внечувственные, без них предметный мир не может стать реальностью, которая переживается как нечто соответствующее актуальным потребностям и возможностям ребенка. Переход ребенка от предметного сознания к смысловому осуществляется посредством его собственной деятельности и деятельности посредников (взрослых), продолжающих устанавливать связь ребенка с культурой. Прохождение в сознание предметов мира, имеющих для человека смысл и ценность, обеспечивают эмоции. С обретением смысловых измерений (и смыслового сознания) мир ребенка 11,512 лет превращается в достаточно устойчивую, благодаря ценностным координатам, «действительность» - расширяющееся, переживаемое как реальность, т.е. существующее «здесь и сейчас» пространство для жизни и развития. Это пространство сближает человека с другими людьми по причине определенной тождественности их миров, определяющейся единым источником - культурой, из которой ценности «вычерпываются». Ценностные координаты жизненного мира человека делают его соизмеримым не только с другими людьми, но и с самим собой возможным, так как ценность, будучи системным качеством, есть «напряженная возможность». С момента возникновения достаточно устойчивой действительности у ребенка актуализируется потребность в самореализации, саморазвитии, и он начинает впервые по-настоящему осознавать не только «хочу!», но и «могу!». Посредством жизненного мира человек получает возможность воздействовать на самого себя (самоде- терминация) в плане организации и адаптивного (потребности), и сверхадаптивного (возможности) поведения.
Самоорганизация не есть принятие чужого образа жизни, к которому надо только приспособиться, адаптироваться, она есть активное созидание нового образа жизни, включающее процесс конструирования, переконструирования собственного жизненного мира, в рамках которого учитываются результаты духовной работы (новые смыслы и ценности) и новые условия жизни, новые формы, способы поведения. Изменение образа жизни, происходящее одновременно с изменением структуры и содержания жизненного мира человека, есть переход из одного в другой тип поведения. Постоянное противоречие между образом жизни и качеством многомерного мира является источником развития человека, движущей силой развития, превращающей его в упорядоченный процесс становления.
Человек конструирует собственный многомерный мир, который хронотопичен. Хронотоп выступает как динамично развивающееся ценностно-смысловое пространство человека, имеющее свое прошлое, настоящее, будущее; он динамичен, подвижен, возникает в активности индивида, взаимодействующего со средой, и эта активность распределяется «внутри» пространства и времени бытия человека, порождая его собственные пространство и время. Важнейшая характеристика хронотопа - смысл, или смысловое «время-пространство». Смысл объективирует трансспективу - общее направление жизнеосуществления человека («общий вектор развития»), который в процессе свободного выбора, понимания и «поступания» (М.М. Бахтин) открывает смысл и ценность собственных возможностей, самого себя, определяет свое место в мире, восходя к ценностям и сохраняя таким образом психологическое содержание хронотопа (его целостность). Открытие смысла придает настоящему качество полноты существования и обеспечивает связь с историей. Взаимодействие (следствие соответствия), обладая порождающим эффектом, производит смысл, который выступает для человека и в форме актуально переживаемого «здесь и сейчас» (настоящее), и в качестве сигнала о соответствии, появлении в пространстве внешнего «своего», которое пока еще не стало «своим», не персонифицировано, но уже предполагает будущее. Смысл выражает себя и в виде условия, обеспечивающего появление в сознании человека конкретного сектора из области «чистой объективности» (избирательность отражения), и в форме готовности реализовать этот смысл определенным образом (установка). В смысле, который всегда «больше самого себя», содержится незапланированный продукт, за которым возможность, еще не ставшая необходимостью.
Задача человека увидеть в побочном, «случай ном» продукте самого себя, свои потенциалы, увидеть в нем основание для самореализации, обогащения своего жизненного мира, выхода из настоящего в будущее. Открытие «соответствия» себя полученному «случайному» продукту является причиной самотран- сценденции, нормотворчества.
Воспроизводство жизни предполагает работу по извлечению смыслов, «внутренние акты» смыслообразования, труд порождения реальности, в которой можно жить осмысленно. Решение ценностно-смысловых задач осуществляется на «перевалах» («зазор», «перерыв», «место остановки») жизненного пути, где человек занимает некоторую позицию, определяющую взгляд на ситуацию. Сама позиция, в свою очередь, определяется жизненным миром человека. Понятие «трансспектива» предполагает взгляд на «зазор» жизненного пути как место пересечения, «перетекания» индивидуального и социального времен, место, где проявляет себя тенденция усложнения человека как системной организации. «Зазор» не является следствием стечения обстоятельств, он является вопреки этому стечению, он есть разрыв в привычном следовании, разворачивании жизни. Во встрече-«перетекании» индивидуального и социального времен, ретроспективы и перспективы открываются возможности для человека посредством смыслопорождения осуществить выход «за пределы» самого себя, ситуации к продуктив- но-сверхадаптивой самореализации как формы самоорганизации. В этой встрече происходит превращение, изменение и преодоление наличного жизненного мира, рождается и проявляется субъек- тность действующего, которому является его «жизненный состав». Такое преодоление неизбежно есть кризис большей или меньшей степени интенсивности. Человек осуществляет восхождение к себе истинному, созидает себя, сохраняет себя как целостность посредством переживания, мышления, способствующих разрешению противоречий между «хочу» и «могу», решению задач «на смысл», задач «на ценность».
Субъектность есть овладение собой, своим поведением через преодоление сложившихся, реактивных, «мешающих» становлению форм поведения. Опыт субъектности - это всегда опыт инициативных выборов и поступков, восхождение к самостоянию, процесс «приобщения идеальной жизни наличному бытию». Личность - становящееся качество психологической системы, качество, ответственное за ее самодвижение, ее «безразмерность». Обретая способность к саморазвитию, становясь суверенной личностью, обладающей всей полнотой координат многомерного мира, человек получает возможность осуществлять самостоятельные выходы в культуру и взаимодействовать с ней без посредников, «вычерпывая» из нее то, что ему необходимо для сохранения и развития собственного мира (т.е. самого себя); человек получает возможность менять образ жизни, расширяя тем самым собственное жизненное пространство.
Становление суверенной личности, несущей ответственность за качество и порядок своего жизненного мира, возможно только при условии полноценной жизни на ранних этапах онтогенетического развития совмещенной психологической системы «ребенок-взрослый» (Л.С. Выготский), в которой через «событийную общность» (В.И. Слободчиков) происходит порождение новых качеств, детерминирующих дальнейшее развитие многомерного мира человека. Можно стать суверенным в результате совместной деятельности с взрослым, который поддерживает, защищает, задавая зону ближайшего развития переживания свободы и ответственности. В этой зоне осуществляется переход от подчинения (копирование, фиксированные формы поведения) к самореализации. Перераспределение функций и ролей в совмещенной психологической системе происходит постепенно, становление её начинается с симбиотического со-бытия ребенка и взрослого и в «норме» переходит в равноправное взаимодействие суверенных личностей. В этом состоит процесс суверенизации, итогом которой является рождение способности человека к самоорганизации, саморазвитию. По мере взросления, совпадающего с усложнением внутренней системной организации, по мере все большей открытости в природный мир, мир культуры, самому себе увеличивается суверенность ребенка, внешне проявляясь в его растущей независимости от взрослого; «внутренне» суверенизация выражается в растущей возможности человека «овладевать собой». Овладевая собой, человек «опирается» на ценностно-смысловые координаты собственного жизненного мира, качество которых обеспечивает степень открытости в «вещный» мир, мир культуры, самому себе. При искаженном развитии психологической системы, обладающей «ограниченной» открытостью, суверенизация личности человека становится возможной весьма ограниченно или невозможной вовсе. Психологическое здоровье при этом может рассматриваться как нормальное становление человека в качестве самоорганизующейся системы, как показатель открытости и устойчивости системы на всех уровнях ее функционирования (соматическом, психическом, личностном). Процесс «нормального», «здорового» развития человека, осуществляющегося через усложнение системной организации, идет по пути суверенизации его личности (совпадает с ним).
В трансспективном видении, таким образом, за понятием «жизненный мир человека» стоит история становления «собственно человеческого в человеке», история человека как субъекта своего жизнеосуществления, разворачивающегося в конкретно-историческом времени в многомерном пространстве, представляющем собой часть объективной реальности, которая «субъективно искажена» (Л.С. Выготский) присутствием в ней таких психологических образований, каковыми выступают значения, смыслы и ценности. Трансспектива развития жизненного мира совпадает с процессом суверенизации человека, все более выраженной по мере обретения жизненным миром человека новых системных качеств. Идентичность в процессе образования многомерного мира человека выступает как процесс в той или иной степени успешного решения жизненно значимых проблем: человек, самоопределяясь, поддерживая и формируя свою идентичность, формирует тем самым и образ жизни, скрепляя и динамизируя его через реконструкцию элементов или достаточно выраженное существенное их изменение. Саморазвитие как открытие и формирование пространств свободного движения, в которых совершается выход «за пределы» сложившегося образа мира, фиксированных приспособительных форм поведения - необходимое условие духовности существования.
Смыслы и ценности являются базой для конструирования человеком своего экзистенциального пространства, ими задается направленность его жизнеосуществления. Ценности, будучи нереализованными возможностями, требующими своей реализации, определяют позицию человека, проявляющуюся в его образе жизни. Продляя себя в любую жизненную сферу, человек наполняет ее своей субъективностью и привносит тем самым изменения в культуру и свой собственный жизненный мир. Иначе говоря, становление жизненного мира выступает как расширение возможности и качества присоединения, присвоения, преобразования человеком культурного наследия человечества.
Постоянное становление, саморазвитие - главное условие, основание устойчивого существования психологических само организующихся систем. Выходит «за пределы» настоящего в будущее человек, понимаемый как целостная, самоорганизующаяся (саморазвивающаяся, нормотворческая) психологическая система. Такого взгляда требует настоящий период развития психологии. Без выхода к сверхчувственным реалиям, стоящим за понятием «жизненный мир человека», нельзя ни поставить, ни тем более объяснить проблему реальности и действительности человеческого бытия. Обращение к многомерному миру выводит в онтологию развития и ставит в центр исследования вопрос становления (единство осуществленного и потенциально возможного) и преобразования (саморазвитие, преодоление сложившегося образа жизни в соответствии с меняющимся образом мира человека) «собственно человеческого в человеке». Обращение к многомерному миру человека - выход к реальному пространству, в котором этот человек живет и действует, которое он сам формирует.
Сказанное выше позволяет считать, что сущность нравственного воспитания состоит в превращении ценностей из идеальной формы в личностные ценности, в особое измерение жизненного мира конкретного человека, результат же нравственного воспитания зависит от понимания взрослым механизмов этого превращения. Важно понимание взрослым и того, что нравственное отношение, будучи устойчивой характеристикой личности, проявляется вне зависимости от конкретных обстоятельств и поэтому преобладание нравственных побуждений может проявиться в переносе просоциальных форм поведения на весьма неопределенные ситуации, которые требуют «расширения» знаемой нормы, которое есть выход «за рамки» себя нынешнего к себе возможному еще неведомому, есть тем самым конструирование, расширение своего экзистенциального пространства через «Встречу» (М.М. Бахтин) с Другим, что не может не вызывать у человека переживания радости открытия. Таким образом, нравственное поведение (главные побудители которого - принцип «не могу иначе», непосредственные чувства, отражающие внутренний строй личности) - путь к переживанию человеком успешности са- моосуществления (субъективной удовлетворенности процессом и результатами самоосуществления).
Культура изначально не доступна для ребенка, не тождественна ему, он не может взаимодействовать с ней один на один. Взрослый для ребенка - органическое продолжение его самого, ответственный орган жизнедеятельности. Однако нормы, значения, смыслы, ценности нельзя передать другому (ребенку) - ему ими необходимо овладеть. Информация вписывается или не вписывается в имеющийся образ мира ребенка, иначе говоря, систему ценностно значимых явлений, реальную действительность, в которой живет и действует этот ребенок. Если поступающая информация не соответствует образу мира ребенка, то она не становится для него чем-то, имеющим смысл в реальной действительности, в которой он может самостоятельно действовать. Сегодня становится все более понятным, что взрослому во взаимодействии с воспитанником необходимо занять позицию посредника, который не транслирует ему культуру и поддерживает его при взаимодействии с ней, а организует акт встречи воспитанника с культурой, делая при этом те или иные избранные ее (культуры) элементы соответствующими ему, имеющими для него смысл и ценность. Важнейшая задача при этом состоит в формировании у ребенка целостной (системной) ценностносмысловой картины мира, которая невозможна вне системного и смыслового жизненного пространства. Именно такая позиция, реализуемая средствами смысловой педагогики, есть позиция «развивающего образования», которое есть становление человека в образовательном процессе, и развитие культуры в этом же процессе (здесь два встречных, взаимно обусловливающих и детерминирующих друг друга течения). Ценностями в этом случае выступают возможности познания и творчества. Культура, ценности не передаются воспитаннику, не усваиваются им, они трансформируются в одно из измерений многомерного мира, превращая его в жизненный мир человека - подлинное пространство жизни, в котором человек может жить и действовать как суверенная личность, понимая смысл и ценность своих действий, саморазвиваясь в процессе самореализации [3]. Взрослому необходимо учитывать закономерности этапа, который переживает ребенок в ходе своего развития, и соотносить с ними свои педагогические действия и воздействия. Воспитание (обучение) может стать гуманистическим и эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать системной природе человека, продленного в мир и формирующего через эту продленность свое жизненное пространство, в котором (и через которое) можно самоосуществляться, внося преобразования в культуру. Насилия в воспитании, обучении можно избежать в том случае, если будут осуществлены изменения в системе взаимоотношений между культурой и ребенком, который становится личностью во взаимодействии с ней и взрослым, опосредующим это взаимодействие.
Становление человека, ориентирующегося на нравственные ценности, предполагает организацию такой развивающей среды, которая способствовала бы расширению его образа мира, жизненного пространства и формированию у воспитанника готовности смотреть на каждого человека «под знаком вечности» (Б. Спиноза), т.е. осуществлять безбоязненно духовное и душевное прикосновение к Другому, постигая самоценность происходящего, пробуждая свое сознание чужим сознанием. Обладание готовностью смотреть на каждого человека «под знаком вечности» открывает возможность «Встреч», вводящих в иные, неведомые до сих пор, «пространства бытия», которые способствуют обретению личностного знания о неизвестном в самом себе. Формирование у воспитанника означенной готовности невозможно, если сам взрослый не обладает ею. Создание образовательной среды, в которой воспитанник развивает свои способности, реализует потенциалы, невозможно, если взрослый не обладает профессиональной компетентностью, включающей в себя знания о становлении жизненного мира человека, ценности творчества (отсутствие которых у взрослого приводит к появлению стойких стереотипов поведения, нежеланию выходить за их рамки), психологическую готовность к их реализации (мотивационная готовность к «приведению в порядок» своего образа мира, профессионально-личностная готовность к самореализации через процесс персонализации, принятие потенциала воспитанника).
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 291 - 436.
2. Клочко, В.Е. Самореализация личности как проявление самоорганизации в психологических системах / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - С. 65 - 144.
3. Клочко, В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко,
Э.В. Галажинский. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 240 с.
Некрасова Евгения Владимировна - доктор психологических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей посвященный 10-летию кафедры. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. 2012

Еще по теме УДК 159.Е.В. НЕКРАСОВА СТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА
  2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАНОВЛЕНИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА
  3. УДК 159.Л. И. ВОРОБЬЁВА ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА ФИЛОСОФСКИЙ ФУНДАМЕНТ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  4. УДК 159.Л. И. ВОРОБЬЁВА ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - ФИЛОСОФСКИЙ ФУНДАМЕНТ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  5. УДК 159.Н. Н. ТОЛСТЫХ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТОПА НА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА
  6. УДК 159.H. Н. ТОЛСТЫХ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТОПА НА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА
  7. УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» — КАК МЕТАФОРА, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗЫВАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОСТРАНСТВА.
  8. УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА
  9. УДК 159.М. В. КЛЕМЕНТЬЕВА ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  10. 2.3. Становление многомерного мира человека и онтогенез сознания
  11. УДК 159.М. В. КЛЕМЕНТЬЕВА ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ