УДК 159.Н. В. Маланчик ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Цивилизация XXI века характеризуется стремлением к интеграции культур. Мир становится все более культурно усложненным и плюралистическим. Постепенно общество все больше становится многонациональным. Мы сталкиваемся с представителями других культур в нашей повседневной жизни, не задумываясь о тех различиях, которые существуют между нами. Способность общаться, невзирая на культурные барьеры, влияет на нашу жизнь не только на работе или в школе, но и дома, в кругу семьи и в игровой обстановке [1]. Именно поэтому возникает потребность в повышении культурной компетентности в общении представителей разных культур.
Многонациональность общества Западной Европы и Америки вынуждает каждого учителя в школе, преподавателя в вузе, медицинского работника задуматься о вопросах культурной компетентности и чувствительности. При каждом вузе, учебном учреждении, медицинском учреждении существуют центры, занимающиеся проблемами межкультурного взаимодействия и коммуникации, культурной компетентности. В ряде западных университетов существуют лаборатории, исследующие данную проблематику. Исследованием феномена культурной компетентности в рамках западной психологии занимаются Ж. Моул [8], Д. Винг Сью [15], X. Спенсер- Отей, П. Франклин [14].
Чтобы понять термин «культурная компетентность», необходимо более детально раскрыть значение термина «культура». Существует множество подходов и определений культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-семиотический и др.). Наиболее объемлющим является подход, определяющий культуру как совокупность средств человеческой жизнедеятельности. Этимология слова «культура» (от лат. cultura (agri) — «возделывание земли») связывает термин сначала с физическим трудом, но с развитием человеческого общества вкладываемое значение изменилось, и теперь «культура» употребляется при необходимости подчеркнуть улучшение и облагораживание человеческих обычаев, способов поведения. По своей сути культура — явление социальное, и при рассмотрении с точки зрения содержания распадается на различные области общественной жизни: язык и письменность; нравы и обычаи; характер одежды и поселений, работы и воспитания. Сюда же относят экономику, общественнополитическое устройство, науку и технику, искусство, религию и другие формы проявления объективного духа народа [1].
Согласно А. Н. Чамберлан, культура представлена ценностями, нормами и традициями, которые влияют на восприятие, мысли, общение и поведение представителя определенной культурной общности в отношении всего остального мира
[4] . Г. Тэйлор понимал культуру как интегральный паттерн поведения человека, включающий мысли, коммуникацию, пути взаимодействия, роли и взаимоотношения, ожидаемое поведение, верования, ценности, опыт и традиции. Все человеческое существование и есть культурное существование. Культура динамична и изменяется, когда ее представители влияют на другие культуры или испытывают влияние других культур [11]. Ж. Найн-Курт квалифицировал культуру «как носитель человеческой мудрости, который включает разнообразие поведений, верований, отношений, ценностей и ценного опыта. Она также несет в себе вещи, неприятные для человеческого достоинства и существования, особенно для тех, кто относится к другому культурному окружению [10].
Термин «культурная компетентность» был предложен в 1988 году П. Петерсеном в рамках работы по психическому здоровью человека [12]. Через несколько лет вопросы культурной компетентности стали по-настоящему популярны. Большинство определений культурной компетентности касаются профессиональной деятельности медработников.
Медицинская сфера первой обратила внимание на проблему культурной компетентности, поскольку постановка диагноза, а во многом и лечение, напрямую зависит от понимания пациента врачом, особенно если пациент является представителем другой культурной общности. Культурная компетентность стала залогом успешности в межкультурном общении.
Т. Л. Кросс определил культурную компетентность как набор конгруэнтного поведения, аттитюдов и стратегии, которые объединились в системе, организации и среди профессионалов, позволяя той системе, организации или тем профессионалам работать эффективно в межкультурных ситуациях. В центре культурной компетентности модифицировали определение Т. Л. Кросса, дополнив его списком ценностей и принципов, необходимых для формирования культурной компетентности в организации. Т. Тайлор определяет культурную компетентность через главенствующие ценности и принципы человека, которые обнаруживают себя в ее поведении и позволяют ему эффективно работать в кросс-культурной ситуации [3]. Д. Денбоба считает, что культурная компетентность — это совокупность ценностей, поведения, отношений и опыта в системе, организации, программе или среди индивидуумов, которая позволяет им работать эффективно в кросс-культур- ной ситуации. Достижение культурной компетентности — это динамический, пролонгированный процесс развития, который требует длительного сопровождения. Культурная компетентность рассматривается как определенный уровень знаний, базовых навыков, необходимых для эффективного медицинского обслуживания пациентов из различных этнических групп
[5] . Это развивающийся процесс, который охватывает различные уровни развития осознания, знаний и навыков о культурной компетентности [2].
Доктор И. Пападопоулос определила культурную компетентность как способность обеспечивать эффективное медицинское обслуживание, принимая во внимание культурные убеждения, особенности поведения и потребности пациента. Эта способность необходима для успешного общения с представителями других культур. Она может быть приобретена в юном возрасте, а может быть развита с годами. Культурно компетентный специалист способен уловить особенности взаимодействия с представителями других культур, специфику их восприятия, мышления, чувств и поведения [11].
В начале XXI века интерес к феномену культурной компетентности возрастает и в сфере образования. Система среднего образования в США столкнулась с проблемами национального меньшинства и межнациональной интеграции, а значит с проблемами эффективного общения педагога и ученика.
Именно тогда и возникает идея формирования культурной компетентности педагога с целью выработки навыков эффективного общения и взаимодействия с учениками и их окружением.
В рамках педагогической психологии возникает свое видение культурной компетентности. Культурная компетентность — это процесс, в результате которого индивид или организация уважительно и эффективно отвечает представителям других культур, классов, рас, этнических, религиозных и языковых групп, в манере которых принимается, ценится большинством индивидуумов, семьями и общностями, а также защищает и сохраняет достоинство каждого [9].
П. Давис и Б. Дональд определяют культурную компетентность как интеграцию и трансформацию знаний об индивидуумах и группах в специфические стандарты, стратегии, практику и отношения, используемые для приспособления к культурным особенностям с целью повышения качества обслуживания и уровня доходности [6].
Культурная компетентность является способностью уважать и чтить убеждения, стили межличностного поведения и отношения коллективов и клиентов, и межкультурного окружения, которое обеспечивает обслуживание [13].
В своей книге Ж. Моуле дала следующее определение культурной компетентности — это способность успешно учить студентов, которые относятся к культурам, отличным от нашей. Это влечет за собой развитие определенного личностного и межличностного понимания и чувствительности, развитие определенных культурных знаний, развитие определенного набора навыков, достижение эффективного межкультурного преподавания [8].
Культурная компетентность — это способность эффективно отвечать студентам, принадлежащим к другим культурам и классам, ценя и сохраняя достоинство, культурные отличия и схожести между индивидуумами, коллективами и объединениями. Для продуктивного общения с учениками необходимо понимание скрытых правил, существующих в экономических и культурных структурах. При этом культурная компетентность не подразумевает становление членом другой культуры посредством присвоения групповых ценностей, отношений, убеждений, традиций, манеры говорить, одеваться и вести себя [7].
В свою очередь, Американская Ассоциация Медицинского образования определила культурную компетентность как способность индивида понимать и уважать ценности, отношения, убеждения и нравы, которые отличны у разных культур, а также решать и отвечать адекватно на эти различия в планировании, реализации и развитии медицинского образования, поддержании программ и исследований [12].
Проведенный обзор литературы и зарубежных исследований позволяет сделать вывод о том, что единого определения культурной компетентности на сегодняшний день не существует.
Большинство определений имеет один общий элемент, который включает в себя распознавание своей собственной культуры с целью понимания другой культуры. Среди западных исследователей большой популярностью пользуется определение культурной компетентности, данное Т. Л. Кроссом. Оно наиболее полно отражает необходимость понимания и формирования культурной компетентности не только на личностном уровне, но и на уровне организации [3].
Список литературы
1. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото; под ред. Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.
2. Betancourt, J. Cultural competence in health care. Emerging frameworks and practical approaches / J. Betancourt, A. Green, E. Carrillo. - The Commonwealth Fund, 2002. - P. 30.
3. Cross, T. L. Culturally Competent System of Care, Volume I / T. L. Cross, T. Bazron, B. Dennis, K. Isaac, M. Isaac. - Washington, DC: Georgetown University Child Development Center, CASSP Technical Assistance Center, 1989. - P. 75.
4. Chamberlain, S. P. Recognizing and responding to cultural differences in the education of culturally and linguistically diverse learners / S. P. Chamberlain // Intervention in School & Clinic. - 2005. - № 40 (4). - P. 195 - 211.
5. Denboba, D. Guidance for Competitive Applications, Maternal and Child Health Improvement Projects for Children with Special Health Care Needs /
D. Denboba. - MCHB/DSCSHCN: U.S. Department of Health and Human Services, Health Services and Resources Administration, 1993. - P. 191.
6. Donald, B. Multicultural Counseling Competencies: Assessment, Education and Training, and Supervision / B. Donald, H. Pope-Davis, L. K. Coleman. - SAGE, 1997. - P. 440.
7. Le Roux, J. Effective educators are culturally competent communicators / J. Le Roux / / Intercultural Education. - 2002. - № 13 (1). - P. 38 - 48.
8. Moule, J. Cultural competence: A primer for education / J. Moule. - Oregon: PreMediaGlobal, 2010. - 388 p.
9. National Association of Social Workers. (2000b). Cultural competence in the social work profession.In Social work speaks. NASW policy statements. - Washington, DC: NASW Press. 2000. - P. 59 - 62.
10. Nine-Curt, J. Non-verbal Communication in Puerto Rico / J. Nine- Curt, C. Judith. - Massachusetts: Cambridge, 1984. - 424 p.
11. Papadopoulos, I. Transcultural Care: A guide for Health Care Professionals /
I. Papadopoulos, M. Tilki, G. Taylor. - Wilts: Quay Books, 1998. - 245 p.
12. Pedersen, P. A handbook of developing multicultural awareness / P. Pedersen. - Alexandria, Va: American Association for Counseling and Development, 2000. - 230 p.
13. Roberts, R. N. Where Children Live: Solutions for Serving Young Children and Their Families / R. N. Roberts, P. R. Magrab. - Greenwood Publishing Group, 1999. - P. 369.
14. Spencer-Oatey, H. Intercultural Interaction - A multidisciplinary Appraach to Intercultural Communication / H. Spencer-Oatey, P. Franklin. - Australia: Macquarie Universit, 2009. - 384 p.
15. Sue, Derald Wing Multidimensional Facets of Cultural Competence / Derald Wing Sue // Counseling psychologist. - 2001. - № 29. - P. 790 - 821.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 2012

Еще по теме УДК 159.Н. В. Маланчик ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

  1. УДК 159.О. E. МАЛЬЦЕВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  2. УДК 159.9.О.В. РАКИТИНА КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА НАУЧНО-ИССЛЕЦОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  3. УДК 159.923.Д.К. РОМАНОВ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
  4. УДК 37.015.Н.В. МАЛАНЧИК КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
  5. УДК 159.938.М. М. КАРНЕЛОВИЧ ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКГНОСТИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  6. УДК 159.Е.А. БЕЛАН ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
  7. УДК 159.Л. И. ВОРОБЬЁВА ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА ФИЛОСОФСКИЙ ФУНДАМЕНТ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  8. УДК 159.Л. И. ВОРОБЬЁВА ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - ФИЛОСОФСКИЙ ФУНДАМЕНТ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  9. УДК 159.9.В.А. МАЗИЛОВ НЕРАЗРЕШЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
  10. УДК 159.Л. Л. БОЧКАРЁВ, Ю. П. ТИМОФЕЕВ, Д. А. КОЗИН, В. А. ПАВЛОВ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
  11. УДК 159.Л. Л. БОЧКАРЁВ, Ю. П. ТИМОФЕЕВ, Д. А. КОЗИН, В. А. ПАВЛОВ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
  12. УДК 159.А. Н. ДЁМИН ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАНЯТОСТИ