УДК 364.И. Г. САМОХВАЛОВА СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Психологическое здоровье характеризует личность в целом, ее отношение к миру, к себе, к собственной жизни.
В. Э. Пахальян, анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастнопсихологические возможности на любом этапе развития.
В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности, в том числе таких как:
— осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром;
— полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе; — способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом;
— способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком;
— глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его;
— чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации;
— ощущение собственной дееспособности «Я могу»;
— социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом — живые люди;
— состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности. Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире.
Итак, обобщая вышеперечисленные признаки психологического здоровья, можно выделить в них два аспекта. Одним из них является социальный аспект, включающий в себя такие компоненты, как адаптивное социальное поведение — владение набором сценариев поведения в различных социальных ситуациях, коммуникативные навыки; социальный интерес — умение сотрудничать, умение слушать другого человека, умение работать в команде; социальная устойчивость — владение навыками уверенного, устойчивого поведения, способность принимать собственные решения. Культурный аспект предполагает осознанность человеком самого себя и своей роли в обществе; осмысленность своих ценностей и жизненных целей и понимание путей их достижения. Социальный и культурный аспекты психологического здоровья личности являются базовой составляющей социокультурной компетентности личности, благодаря которой человек приобретает независимость, стремление к успеху. Она играет особую роль в формировании жизненного пути человека, а также в распоряжении им собственной жизнью, что немаловажно и актуально в настоящее время в нашем обществе.
Социальная жизнь современного общества все больше определяется культурными факторами, что обусловлено возрастанием степени свободы, самостоятельности субъекта за счет постоянного расширения области личных решений и ответственности. М. С. Каган считает, что применительно ко всем организациям, институционализирующим совместную деятельность людей, можно сказать, что тут общество и культура объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений, что культура способна оказывать радикальное воздействие на функционирование общества [4]. Это ведет к усилению внимания к культуре, возрастанию интереса к связям между культурой и формами отношений людей, к отказу от упрощенного понимания общества лишь как совокупности общественных отношений, к конституированию особой социокультурной теории и методологии изучения человека и общества. Потребность в представлениях об обществе как социокультурной целостности особенно обостряется в условиях его трансформации.
Основополагающие начала социокультурного подхода заложены в работах М. Вебера и П. Сорокина. По М. Веберу, предметом социального анализа является многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, составляющих в совокупности то, что называется репрезентативной культурой.
С точки зрения социокультурного подхода общество рассматривается во взаимосвязи трех измерений: личности, социальных и культурных явлений. Ни одно из этих измерений не выводится из другого, не противостоит ему, но оказывает влияние на другое и в то же время испытывает его воздействие. Принцип человека активного — исходный в социокультурном подходе. Само действие субъекта понимается как компонент взаимодействия с другими субъектами. Все социальные факты являются ничем иным, как фактами культуры. Культурное видение и социальное видение — два разных аспекта одного и того же феномена.
Особенностями современного социокультурного пространства являются интенсивно меняющиеся условия социальной и экономической жизни, которые происходят вследствие интеграции всех сфер жизни, роста коммуникаций, культурных обменов, развития особого открытого для всех информационного пространства. Все это ставит перед каждым человеком задачи непрерывного социального, профессионального и личностного роста.
Таким образом, мы являемся свидетелями социального заказа на новый тип личности, для которой характерна восприимчивость к новым реалиям современности, адекватная реакция на общественное воздействие, знание и понимание собственной и чужой культур. Успех в различных областях деятельности теперь зависит от способности быстро адаптироваться к различным социокультурным условиям, эффективно вступать в социокультурные взаимодействия. Но, как показывают наблюдения, все еще распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей и, как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты ненасильственным путем и участвовать в функционировании общественных институтов.
С другой стороны, современная Россия подошла к определенному уровню деидеологизации. Советские идеалы заменяются иными интересами, т. е. разрушается традиционное сознание, в повседневную жизнь постепенно входят новые ценности, целевые установки, утверждаются новые жизненные практики и модели поведения. «Базовыми ценностями» среднего класса русских являются свобода, воля, энергия и самодисциплина. Чем выше выраженность этих ценностей, тем ближе стоит человек к вершине социальной пирамиды. Альтернативными ценностями, теми, от которых мы ушли, являются мораль, нравственность прежнего советского образца и принадлежность к коллективу [3].
За очень короткий по историческим меркам срок в нашей стране были отринуты уже две системы ценностей: религиозная и коммунистическая. В 90-е годы многие заговорили о необходимости перейти к западной системе ценностей: права человека, толерантность, свобода слова... Как это нередко случается, стремление перенести на новую культурную почву даже самые лучшие достижения человечества может привести к их неожиданным трансформациям. Так, в сознании многих российских граждан некоторые ценности западного общества приобрели особую смысловую окраску; толерантность превратилась во вседозволенность, а уважение к Человеку — в одобрение любого поступка как «способа самовыражения».
Проведенные социологические исследования показывают, что при внешнем благополучии и определенном экономическом росте в России реальный человеческий потенциал стремительно деградирует, ослабляется сама мотивация к продолжению жизни. Так, ученые считают, что причина раннего ухода из жизни кроется в отсутствии зримых перспектив развития индивида. Бесцельность существования приводит к очень низкой ценности жизни и отсутствию подсознательного стремления ее продолжать [5]. Об этом свидетельствует и печальная статистика алкоголизма, наркомании и психических расстройств среди как молодого, так и старшего поколений.
В психологии личности и социальной психологии используется понятие «жизненная стратегия», которое раскрывается как способ конструирования человеком собственной жизни, выбор ее направления на основе определенных ценностных ориентаций [2]. Жизненная стратегия рассматривается исследователями как интегральная личностная характеристика, в структуре которой может быть выделено «ядро» и «периферия». В качестве центрального компонента жизненной стратегии, ее «ядра», определяются ценности. В качестве «периферии» — способы разрешения ценностных противоречий, социальные установки, представления человека о путях реализации своих ценностей (К. А. Абульханова-Славская, Е. Л. Варламова, О. С. Васильева, Е. А. Демченко, Н. Ф. Наумова, Т. Е. Резник, С. Ю. Степанов и др.).
По мнению большинства исследователей, именно ценности, которые являются важнейшей составляющей культуры человека, являются регуляторами социального поведения личности. Ценности, в свою очередь, реализуются в ценностных ориентациях, которые направляют и корректируют процесс целеполагания, побуждают к действию, выступают детерминантами принятия решений. Старые идеалы умерли, но массовый российский человек пока не получает возможности утверждения в мире собственной жизненной позиции.
Социальная адаптация и инкультурация личности является актуальной и одновременно одной из самых сложных проблем современного общества, так как она представляет собой и состояние человека, и процесс, в ходе которого личность приобретает равновесие и устойчивость к воздействию социокультурной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социокультурной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды [1]. Но время от времени, особенно в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и экономических, и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение состояния тревоги. Именно наличие или отсутствие тревоги определяет уровень адаптивности или дезадаптивности личности в социокультурной среде.
Дезадаптивность личности в социокультурной среде выражается в неготовности индивида к критическим периодам и поворотным моментам своей жизни, а также к сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах, что приводит к ослаблению психологического здоровья.
Профессиональное образование не может развиваться отдельно от тех процессов, которые происходят в социокультурной сфере и активно влияют на него. Вступление России в Болонский процесс обозначило переход к новой системе оценки качества подготовки выпускников вузов, основанной на ком- петентностном подходе. В проекте государственных стандартов ВПО нового образца в качестве более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки специалиста выступило понятие «компетенция». Результатом высшего профессионального образования должен стать компетентный специалист, овладевший в процессе обучения общими и профессиональными компетенциями.
Современная система профессионального образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. В XXI веке узкопрофессиональная подготовка не отвечает требованиям времени, важным компонентом профессионального образования становит ся личная культура выпускника и его способность активно и эффективно взаимодействовать с социумом. Знания, умения, опыт, желание действовать в области межличностных отношений как основа социокультурной компетентности предопределяют будущий успех или неудачу личности в жизненных ситуациях. Именно социокультурная компетентность играет особую роль в формировании жизненного пути человека, а также в распоряжении собственной жизнью. Поэтому формирование социокультурной компетентности немаловажно и актуально в настоящее время в нашем обществе.
Одной из главных задач, стоящих перед профессиональным образованием, является выработка современной, адекватной времени, социальным и культурным запросам человека, личности и общества стратегии профессионального образования и сопутствующей ей тактики. Для реализации данной цели нужно не только обновить содержание и технологии образования, но и подготовить нового высококвалифицированного педагога, обладающего высоким уровнем сформиро- ванности социокультурной компетентности. Поэтому особенно важным и актуальным является формирование социокультурной компетентности студентов педагогических вузов — молодых специалистов, будущих педагогов, которые, будучи сами способными к социализации, успешному самоопределению в условиях быстро меняющегося мира, обладающие высокой нравственностью, смогут обеспечить успешное и культурно-ориентированное вхождение нового поколения в социум, его личностное и профессиональное становление.
Список литературы
1. Власова, О. Без воли к жизни / О. Власова // Эксперт. — 2003. — № 46. — 93 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульхано- ва-Славская. — М., 1991. — 301 с.
3. Кара-Мурза, А. А. Сотворение России. Лабиринты национального самосознания / А. А. Кара-Мурза // Между «Империей» и «Смутой». Избранная социально-философская публицистика. — М.: ИФРАН, 1996. — С. 51 — 66.
4. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб., 1996. — 415 с.
5. Российский статистический ежегодник, 2010: стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 313 с.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 2012

Еще по теме УДК 364.И. Г. САМОХВАЛОВА СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ:

  1. УДК 364.В. И. ФИЛИПОВИЧ СВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЖИЗНЕСТОЙКИХ УБЕЖДЕНИЙ В НОРМЕ И ПРИ ПОГРАНИЧНОМ ПСИХИЧЕСКОМ РАССТРОЙСТВЕ
  2. УДК 37.015: 973.Н. А. ЕРМАЧЕНКО СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА
  3. УДК 159.9.О.В. РАКИТИНА КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА НАУЧНО-ИССЛЕЦОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  4. УДК 159.НА. Деревянкина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОФЕС-СИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИ-ЧЕСКОЙ СФЕРЫ
  6. Стресcоустойчивость как условие формирования психологически здоровой личности
  7. УДК 159.924.Е.В. КОСТЮЧЕНКО СЕМЬЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  8. УДК 316.Н.О. Ларионова ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  9. УДК 371.А. М. ДОХОЯН КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
  10. УДК 159.Н. В. Маланчик ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  11. УДК 159.P. А. ПАНИН ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  12. УДК 37.015.А.В. РАКИЦКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  13. ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА КАК ВИД НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ