ВИДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ.

Во всякой познавательной процедуре имеется источник познавательной активности - отдельный индивид, научный коллектив или другая социальная группа, в конечном счете, все общество в целом, - который осуществляет познавательную деятельность и является ее субъектом. Эта деятельность направлена на объект познания. Он может быть не только внешним субъекту познания, но и составлять часть самого субъекта или представлять собой вид его деятельности, т.е. гносеологическое отношение может представлять собой и тот или иной уровень саморефлексии. В гносеологическом отношении общие понятия субъекта и объекта определены атрибутивным признаком познавательной активности, направленной от субъекта к объекту. Дальнейшее уточнение содержания гносеологических субъекта и объекта связано с исследованием форм и результатов познавательной деятельности.
Для нас здесь существенно то, что в каком отношении мы далее бы не рассматривали понятия субъекта и объекта (или полагали в качестве объекта познания любой другой предмет), мы все время находимся в гносеологическом отношении к предмету своего исследования в силу самого факта этого исследования. Обычно это выносится за скобки, поскольку все внимание исследователя направлено на объект исследования, его предметную сторону, те закономерности, свойства, структуры, которые он изучает. Другими словами, с гносеологическим субъектом соотнесен гносеологический объект, в котором исследователь (субъект) в свою очередь также может обнаружить субъект-объектные отношения. В самом общем виде эти отношения являются онтологическими субъект-объектными отношениями, т.е. данными в качестве фрагмента реальности (как наблюдаемое и описываемое явление).
Онтологические субъект и объект - это взаимосвязанные элементы реальности, в которых обнаруживается направленная активность одного из них в отношении другого по какому-то основанию (основание задается наблюдателем - субъектом познания). Понятие онтологического субъекта и объекта относительно в том смысле, что оно определяется по некоторому основанию, которое может быть установлено достаточно субъективно: субъект исследования определяет, что он будет рассматривать в качестве субъекта и объекта в рамках своего предмета исследования. Основание, как правило, задается из каких-либо прагматических, утилитарных соображений, но иногда в силу каких-нибудь стереотипных представлений.
Обычные онтологические субъекты: субъект управления, субъект производственной деятельности, субъект политики, экономический субъект, субъект медицинской, военной, педагогической деятельности, психологической практики и т.п. Каждому из них дан свой объект: объект управления, производственной деятельности, политики, экономики и пр. Понятно также, что гносеологические субъект и объект являются частным случаем онтологических субъекта и объекта, хотя они объективно выделены из прочих онтологических субъектов и объектов по вышеуказанному основанию. По сути, онтологические субъект и объект (они же общефилософские понятия субъекта и объекта) подразделяются на четыре основных вида: праксеологические, гносеологические, реляционные и субстанциональные субъекты и объекты.
Праксеологический субъект - это субъект практики (производственной, хозяйственной, коммерческой, политической, военной, медицинской, психологической, педагогической, спортивной и т.д.). Его отличительный признак - активность по воздействию на объект и его изменению, преобразованию, трансформации. Это основной вид онтологических субъектов.
Реляционный субъект - это субъект отношений. Его отличие от субъекта практики состоит в том, что он является носителем отношений, а не практической деятельности как таковой, хотя эти отношения и являются, в первую очередь, результатом практики и познания.
Гносеологический и реляционный субъекты являются исторически и генетически производными от субъекта практики (прак- сеологического субъекта), его специализацией в сферах познания и отношения. Субъект практики как частные моменты содержит в себе познавательный и реляционный компоненты, которые в ходе исторического процесса автономизируются и приобретают вид самостоятельных деятельностей и сфер.
Реляционный субъект проявляет некоторое активное (актуализированное) отношение в связи с объектом этого отношения. В общем виде такими отношениями являются социальные, политические, идеологические, экономические, межличностные, родственные, нравственные, эстетические и др. Но конкретный субъект отношения проявляет именно конкретное отношение касательно его объекта (или отдельной стороны объекта): дружественен или враждебен, взаимодействует или игнорирует, уважает или не уважает, сочувствует или не сочувствует, любит или не любит, доверяет или не доверяет, принимает или отторгает, восхищается или презирает, избирателен и т.д. Это отношение определенным образом проявляется и вовне, в том числе - в практической деятельности.
Таким образом, когда субъект познания исследует реальные, данные в явлении (онтологические) субъекты и объекты, то он обнаруживает среди них в соответствии с используемыми критериями: праксеологические, гносеологические и реляционные субъекты и объекты.
В то же время есть еще один всеобщий вид субъектно-объектных отношений, который должен быть выделен (и фактически выделяется в языковых формах «субъекта»).
От предложенного выше понимания реляционного субъекта всего один шаг до субъекта как носителя каких-либо свойств (в словаре С.И. Ожегова 2-е значение), который мы ранее обозначили в грамматическом смысле как субъект присущности, но в более широком, философском смысле он должен быть обозначен как субстанциональный субъект.
Реляционный субъект - носитель отношений, субстанциональный субъект - носитель свойств, их основа. Проблема, на внешний взгляд, только в том, что это сразу уводит в сторону от исходной трактовки субъекта вообще как активной стороны отношения субъект-объект, поскольку в явном виде мы не находим для такого субъекта его объект. Но это верно только в том случае, если полагать свойства вещей присущими самим этим вещам как таковым. На самом деле (вот уж этот язык и его привычные формы выражения: кто знает, как на самом деле?) вещи манифестируют «свои свойства» во взаимодействии с другими вещами, т.е. свойство не принадлежит вещи, а является результатом ее взаимодействия с другой вещью. Кремний проявляет качества электропроводности или изолятора при тех или иных определенных условиях; железо тонет в воде (т.е. является тяжелым), но плавает в ртути (т.е. является легким); то, что кажется зеленым при одном освещении, может оказаться желтым или синим при другом; обычное стекло прозрачно для электромагнитного излучения в видимом диапазоне и непрозрачно для ультрафиолета; человек может быть экстраверти- рован в присутствии друзей и замкнут в незнакомой обстановке; ряд спортсменов показывают более высокие результаты при поддержке зрителей; чем выше уровень стресса, тем ниже уровень саморегуляции и эффективность ментальной деятельности; успешность деятельности обусловлена уровнем мотивированности и т.п.
То есть свойства вещей существуют не сами по себе и всегда равные самим себе, а проявляются в отношении данной вещи к другим вещам и всегда являются относительными и соотносительными свойствами. Значит, и сама субстанциональность в этом смысле является обусловленной: с одной стороны, свойство вещи принадлежит ей и зависит от нее, но, с другой стороны, оно зависит и от условий, окружающих вещей. Субстанциональный субъект, хотя и носитель свойств, но эти свойства проявлены в соотнесении со своими объектами, которые и проявляют эти свойства. Таким образом, понятие субстанционального субъекта выделено нами по основанию: быть носителем свойств.
Также имеет смысл отметить два следующих момента. Во- первых, то, что в средневековой схоластике под субъектом понималось нечто реальное, существующее в самих вещах, или их метафизическое основание. И, во-вторых, единство происхождения и тождество исходного значения терминов «субъект» и «субстанция». «Субъект» происходит от латинского subjectus (лежащий внизу, находящийся в основе). «Субстанция» - от латинского substantia (сущность, нечто, лежащее в основе). Единственно, в понятии субстанционального субъекта содержится уже неявная для современного сознания коннотация тождества между его элементами, но поскольку значения слов «субстанция» и «субъект» в современном языке имеют каждое сугубо свое поле значений, то мы вправе их соединить для обозначения специально выделяемого значения субъекта как носителя свойств.
Тем самым, основания вводить понятие субстанционального субъекта есть, но они одновременно требуют и некоторой переин- терпретации общего понятия субъекта, поскольку в отличие от прак- сеологического, гносеологического и реляционного субъектов (как того или иного момента ведущей активности субъекта в отношении объекта) субстанциональный субъект является выделенной (по какому-то основанию) вещью среди других вещей (которые начинают выступать для нее как объекты и условия), некоторой точкой отсчета, к которой отнесены какие-то характеристики, или проще - носителем некоторого качества. Эта выделенность, конечно, в первую очередь является выделенностью данной вещи для субъекта познания.
Такое понимание субъекта сохраняет его безусловную связь с объектом и распределяет предложенные четыре категории субъектов по критерию активности в следующий ряд: праксеологичес- кий субъект (субъект, изменяющий объект, момент ведущей активности принадлежит субъекту), гносеологический субъект (субъект, познающий объект, момент ведущей активности принадлежит субъекту, но деятельность субъекта как таковая не направлена специально на изменение объекта), реляционный субъект (субъект, выражающий отношение к объекту, есть активное отношение субъекта, но нет актуальной деятельности, если само отношение не рассматривать как деятельность), субстанциональный субъект (субъект, проявляющийся во взаимодействии с объектом, активность двусторонняя, взаимная, но исследователь берет только одну сторону отношения, которая и выступает субъектом). Значит, под субстанциональным субъектом мы понимаем вещь со стороны ее свойств, и поскольку эти свойства актуально существуют только во взаимодействии с другими вещами, то эти другие вещи как ак- тивизаторы, актуализаторы, индукторы свойств субстанционального субъекта являются для него объектами.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей посвященный 10-летию кафедры. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. 2012

Еще по теме ВИДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ.:

  1. К. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ (S—S—S, S—O—О).
  2. И. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ (S—O—S, S—S—O).
  3. Б. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ И СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ (S—O—O, S—S—О).
  4. Ульянов Николай Николаевич СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ
  5. Л. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ (S—O—S, S—S—Р).
  6. М. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ--ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ (S—S—S, S—O—P).
  7. Д. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ И СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ (S—S—О, S—O—Р).
  8. НОСИТЕЛЬ КОНФЛИКТА — СУБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТЫ.
  9. Н. Субъект-объектное – субъект-субъектное самоотношение (S—o—S, S—s—S).
  10. Г. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ – СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ (S—S—O, S—O—P).
  11. В. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ – СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ (S—O—О, S—S—P).
  12. З. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ (S—O—S, S—O—P).
  13. И. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ (S—S—S, S—S—P).
  14. Ё. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ (S—O—S, S—O—О).
  15. Ж. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ – СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ (S—S—S, S—O—O).
  16. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ
  17. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ