ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ВОСТОЧНО-ЗАПАДНОЙ» ПСИХОЛОГИИ

По мере того как специалисты в сфере психич. здоровья все больше ощущали себя ограниченными теориями бихевиоризма и психоанализа, к-рые создавались гл. обр. на основе исслед. психопатологии и игнорировали ряд областей, таких как ценности, воля и сознание, необходимых для полного рассмотрения человеческой природы, стала набирать силу зародившаяся в 1960-х гг.
гуманистическая психология, основывающаяся на представлениях о здоровом и целостном чел. Гуманистическая психология признавала наличие у каждого чел. внутренней тяги к самоактуализации и определяла условия и способы возможного стимулирования идеи самоактуализации у отдельных лиц, групп и организаций.
В XX в. зап. наука была вынуждена признать, что классическая концепция редукционизма и делимой (вплоть до атомарного уровня) Вселенной не объясняет всей совокупности наблюдаемых явлений. Современная теоретическая физика противопоставила существовавшей ранее редукционистской и статической модели мира новую модель, в которой признается целостность, неделимость, взаимосвязанность и динамичность Вселенной, что свидетельствует в пользу достоверности содержания некоторых мистических озарений. Эта позиция хорошо согласуется с В.-з. п.
и поддерживает ее появление.
Изменения в культуре, вызванные ширящимся движением за челов. потенциал, кросс- культурные влияния, крах материалистических иллюзий, а также использование психоделических препаратов и технологий для индуцирования высших состояний сознания, заставили зап. психологию расширить границы своих исслед. и включить в них проблемы и ценности, уже изученные и описанные на Востоке.
Технические достижения позволили исследователям описать физиолог. и биохимические корреляты измененных состояний сознания. По мере того как специалисты в области психич. здоровья — индивидуально и коллективно — приобщались к восточной философии и попадали под ее влияние, они начинали использовать ее идеи при создании собственных психол. теорий и процедур.
Очевидным результатом этого синтеза стало создание трансперсональной психологии, документально подтвержденное выходом первого номера специализированного журнала в 1969 г.
A. Маслоу предвидел, что четвертой силой психологии будет психология «трансперсональная, трансчеловеческая, сосредоточенная скорее на космосе, нежели на нуждах и интересах чел., выходящая за пределы челов.
качеств, самоопределения, самоактуализации и тому подобного». Трансперсональная психология воспринимается как многообещающий признак продвижения вперед и как растущее осознание возможности выйти за пределы, обозначенные большинством традиционных зап. моделей психич. здоровья.
Движение трансперсональной психологии объединило представления, характерные для других традиций, с представлениями современной глубинной психологии; оно также повлияло на возникновение парадигмы, включающей модель, ориентированную скорее на здоровье, трансценденцию и трансперсональный подход, чем на патологию, приспособление и личностный подход.
В области охраны и психологии здоровья восточные практики получили признание и были включены в традиционную зап. систему охраны здоровья и предоставления мед. услуг. Исслед. с использованием аппаратуры биолог. обратной связи существенно расширили горизонты поведенческой и физиолог. психологии.
В качестве специфического метода тренировки ума, повышения уровня осознания и направленности внимания медитация получила широкое признание в таких областях, как личностный рост, психич. здоровье и формирование умений справляться со стрессом. По некоторым оценкам к 1980 г. только в США некоторыми формами медитации овладели более 6 млн чел. В клиниках обучают медитации как средству снижения стресса, контроля аддикции и усиления способности к совладанию (coping ability)
На пед. психологию оказало влияние осознание того, что в стимуляции нуждаются оба полушария мозга, что развитие креативности, воображения и фантазии через рецептивный модус столь же важно, как и развитие логики и рационального мышления через активный модус.
См. также Гуманистическая психология, Трансперсональная психология, Йога
С. Ф. Уоллок
<< | >>
Источник: Р. Корсини и А. Ауэрбаха. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (Часть 1). 2006

Еще по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ВОСТОЧНО-ЗАПАДНОЙ» ПСИХОЛОГИИ:

  1. «ВОСТОЧНО-ЗАПАДНАЯ» ПСИХОЛОГИЯ (EAST-WESTPSYCHOLOGY)
  2. Глава 4. ВОСТОЧНЫЙ ДЕСПОТИЗМ И ДЕСПОТИЗМ ЗАПАДНЫЙ
  3. ГРАНИЦЫ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  4. ТЕМА 2 . РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
  5. 3.5. ПОДХОДЫ ЗАПАДНЫХ ПСИХОЛОГОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
  6. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
  7. ГЛАВА 1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
  8. § 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
  9. 4.1. Культурно-исторические условия возникновения бихевиоризма, формирование психотехнического схематизма "стимул - реакция" и бихевиоральная психология
  10. ВОСТОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
  11. Западная психиатрия: неверные представления и настоятельная необходимость в их пересмотре
  12. Медина Бракамонте Н.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСТОЧНОГО И РОССИЙСКОГО ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ
  13. 6.11. Легенды о сотворении мира у восточных славян