загрузка...

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ.

Категория «жизненный путь» является отличительной чертой современной научной позиции в отношении индивидуальной человеческой жизни, связанной с формированием нового научного подхода к изучению человека в развитии, подчеркиванием ведущей роли личности как субъекта собственного развития на протяжении всей жизни.
Принимая во внимание сложность и многомерность природы жизненного пути, а также трудность психологической опера- ционализации категории на современном этапе в самом общем виде жизненный путь можно определить как способ осуществления личностью своей жизни, сопряженный с выделением в ней уникального, противостоящего универсальному, соотнесения с собственным «Я» как представляющим и занятие в этом отношении позиции рефлексирующего субъекта.
Одной из актуальных проблем в исследовании жизненного пути является проблема (само)регуляции жизненного пути, связанная с поиском личностных структур (диспозиций, ресурсов и пр.), детерминирующих процессы управления, конструирования, контроля, проектирования жизненного пути, обеспечение его целостности [1; 3; 4; 14; 17; 18; 21; 24; 25; 26; 27; 30; 31; 33; 35; 37 и др.].
Ведущая роль в реализации процессов, связанных с осознанной саморегуляцией жизненного пути, отводится рефлексии [3; 4; 10; 13; 17; 21; 24; 31 и др.], появление которой характеризуется как решающий, поворотный момент, с которого начинается «либо путь к душевной опустошенности.., либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе» [24, с. 78]. Такое понимание опирается на традицию «онтологической» трактовки рефлексии в отечественной психологии, согласно которой подлинно человеческая жизнь мыслится как рефлексивное отношение субъекта к себе и собственному бытию, заданной работами С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко и их последователями [6; 7; 11; 13; 14; 17; 18; 20; 22; 23; 24; 25; 26 и др.], а в западной психологии работами, выполненными в русле экзистенциально-гуманистического направления [16; 19; 34 и др.], связанными с выделением особого внутреннего состояния «чистого» Я — самодистанцирования, из которого индивидуум способен осуществлять управление собственной жизнью.
Основное различие между зарубежными и отечественными подходами связано с методологическим основанием понимания источников рефлексивной саморегуляции жизненного пути. Так, в зарубежной психологии ведущая роль отводится развертыванию врожденных, психобиологических интенций, потребностей и устремлений, упуская те аспекты «человеческих возможностей, которые не относятся к изначально данным, а складываются прижизненно в процессе бытия в мире» [13, с. 47]. Отсюда ключевым признается вопрос о степени внутренней свободы, которой обладает человек в развернутой во времени системе самостоятельных жизненных выборов, связанных с осознанием их относительности. Напротив, источники рефлексивной саморегуляции жизненного пути в отечественной психологии связываются с ее способностью занять позицию субъекта по отношению к себе и своей жизни, которая складывается в процессах общения с другими людьми и несет на себе отпечаток тех социальных ситуаций, в которых она возникает; здесь получают трактовку, прежде всего, социальные, культурные и духовные возможности развития личности. В рамках такого понимания способность выстраивать самому линию своей жизни возводится в принцип развития человека, по мере взросления которого все большее место занимают процессы и механизмы саморегуляции и саморазвития.
Продолжая «онтологическую» традицию, современные отечественные исследователи осмысливают рефлексию в контексте механизмов саморегуляции и, шире, — саморазвития, составляющего основу сознательной активности личности, где сама рефлексия проявляется как: осознанное отношение личности [24; 31; 38 и др.], поиск смысла жизни [7; 12; 23], психотехника саморазвития личности [4; 18], способ осознания индивидом себя как субъекта [20; 29], базовый механизм самоорганизации психической активности [22, с. 112 — 132], механизм самоуправления развития субъекта [17], произвольное обращение человеком сознания на самого себя [13], самопонимание, результатом которого является «осмысленный результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения» [8, с. 27], самопроектирование и самоосуществление, связанные «с экзистенциальным обращением к предельным смыслам действенного бытия и жизнедеятельности» [32, с. 488] и пр.
Функционирование рефлексии в процессах саморазвития связывается с «самоисследованием», результатом ее становится переосмысление человеком самого себя и своих отношений [8; 17; 22; 23; 31; 32 и др.], благодаря рефлексии человек может сделать свой жизненный путь «предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития)» [29, с. 161]. Занимая позицию рефлексирующего субъекта, человек обращается к основаниям собственных действий [6], поступков [7], знаний [8], поднимается до уровня субъекта, автора своего жизненного пути, приобретает свободу выбора. Особо подчеркивается роль рефлексии в обеспечении целостности развития личности посредством направленного прокладывания личностью центральной «жизненной дороги» [5], самоопределения личности в мире, саморегуляции [2; 11; 13; 22 и др.], «расширения» сознания смыслов событий жизни [33], порождения новых информационно-когнитивных моделей мира из существующих в «субъектном тезаурусе» человека [17], принятия личностью своих возможностей, ограничений, тревог ответственности и свободы [2; 3; 8; 9; 11; 24 и др.], генерации субъектности [20; 29 и др.] и пр. Наиболее актуальным включение рефлексии в процесс смыслообразования признается в ситуациях жизненных противоречий, где рефлексия, выполняя регулятивную функцию, обеспечивает мобилизацию личностных ресурсов, способствует продуктивному изменению нецелесообразного поведения, деятельности, отношения. Проявляясь в тех средах, которые отличает наличие проблемно-конфликтной ситуации, рефлексия выступает фактором и условием развития жизненного пути личности в процессе осмысления событий жизни, связанных с переживанием кризисов развития [24; 30; 31; 32 и др.].
Определяющее влияние «биографической» рефлексии на процессы развития и саморазвития взрослого человека отмечается в современной психологии развития [4; 26; 27; 30; 43; 45; 46 и др.], акмеологии [3], психологии жизненного пути [1; 14 и др.] и других областях психологического знания [16; 18; 19; 21; 23; 31; 33 и др.]. К. Юнг выделяет «индивидуацию» взрослого — внутреннюю работу самопознания, исследование собственного субъективного опыта, направленное на интеграцию Я, установление баланса [41]. Развивая идеи К. Юнга, С. Fitzgerald связывает потенциал самоисследования взрослых с поиском личностного смысла, поддержанием высокой продуктивности и формированием целей на будущее [50]. Как подчеркивают авторы [42; 44; 45; 46; 47; 49; 51 и др.], «биографическая» рефлексия актуализируется в переходные периоды взрослости, когда предметом углубленного самоанализа оказываются способы самореализации, жизненные выборы, новое в «Я», ретроспективное осмысление продуктивности и потерь в социальных отношениях и в профессиональной области и пр. Рефлексия здесь рассматривается как ресурс оптимизации физических и социальных напряжений, изменения жизненной ситуации, вызывающей тревогу и стресс, в сторону относительной стабильности в развитии, поиска эффективных копинг-стратегий и адаптации к изменениям, связанным с физическими и социальными потерями, установления баланса между различными сферами жизни [42; 45; 46; 47; 49 и др.]. Подчеркивается связь между актуализацией рефлексии и наблюдаемых изменений в среднем возрасте, связанных с уменьшением стремления к личностному росту [37; 46; 50 и др.], восприятием будущего как ограниченного, несвободного и маловариативного [44], увеличением духовности [51] и пр.
Значимое влияние «биографически» направленной рефлексии в процессах построения «субъективной картины жизненного пути» во взрослых возрастах отмечают и некоторые отечественные исследователи, связывая способность взрослого, зрелого человека к преобразованию своей личности и ситуации развития с функционированием особой личностно-биографической структуры [3; 4; 14; 31 и др.] или движущей силой развития [1; 30].
Таким образом, наиболее значимые изменения в развитии взрослой личности связываются с повышением роли рефлексии, направленной на осознание и осмысление фактов и явлений жизненного пути, что обусловливает гибкость в оценке жизненного пути, прежде всего его смысловой насыщенности.
Вместе с тем, можно констатировать онтологическое и методологическое изменения статуса автобиографической рефлексии в современной психологии, превращающие традиционный метод (психобиографического) исследования жизненного пути личности в специальный предмет психологического исследования.
Опираясь на вышеизложенное, а также принимая во внимание традицию психологического исследования рефлексии как предмета изучения, согласно которой не существует рефлексии вообще, рефлексия — это всегда «рефлексия над...», в том смысле, что она не субстанциональна, а интенциональна, мы полагаем, что ключевым механизмом саморегуляции жизненного пути зрелой личности является особая форма рефлексии — рефлексия жизненного пути.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что как особая феноменологическая область рефлексия жизненного пути не являлась предметом специального исследования, вместе с тем, как компонент того целого, которое рефлектирует-изменяет, рефлексия жизненного пути составляет основное содержание жизненного пути взрослой личности.
Опираясь на положение о представлении «онтологической» природы рефлексии в динамике [4; 20; 22; 23; 32 и др.], рефлексию жизненного пути мы рассматриваем как процесс само- исследования и самопреобразования жизненного пути на основе открытия новых знаний и способов его осуществления.
Использование принципа системной детерминации, согласно которому развитие рефлексии видится через функциональный механизм структурно-уровневого движения, определяющего саморазвитие системы, где сама рефлексия выступает как компонент того целого, которое рефлексируется [2; 6; 7; 9; 20; 29; 32 и др.], открывает новые возможности в изучении рефлексивного механизма саморегуляции жизненного пути, позволяя увидеть в рефлексии феномены и общепсихологические законы саморазвития личности. Реализация принципа системной детерминации находит свое выражение в выделении низких и высоких уровней рефлексивного отображения, где высшие уровни связываются с личностным уровнем самоопределения [32], духовным уровнем развития человеческой субъектности [29], возможностью достижения самоотношения и самопринятия [13] и пр., а низшие рассматриваются как механизмы, регулирующие «отдельные исполнительские действия, выполняемые по готовой стандартной программе» [11, с. 27], отвечающие за прерывание автоматизированной активности и моделирование своих переживаний [22, с. 7 — 12], сопоставление ситуации с промежуточными результатами действия [7] и пр. Характерным также является акцент на внутреннюю диф- ференцированность рефлексии, ее феноменологическую неоднородность, воплощенную в разнообразии «моделей смотрения на себя» [17], форм рефлексивного отношения [13], уровней разворачивания рефлексии [29 и др.] и др.
Перечисленные положения формируют контекст исследования рефлексии жизненного пути, в рамках которого функционирование рефлексии жизненного пути мы можем представить в модели, образованной системой сменяющих друг друга модусов — «слоев» рефлексии, различающихся по объекту рефлексии, где последующий слой «рефлексивного модуса» в качестве объекта рефлексии включает продукт рефлексии предыдущего. Условно мы можем выделить два слоя — поверхностный и глубинный, движение и смена которых определяют функционирование и развитие рефлексии. Поверхностный слой образует рефлексия непосредственного жизненного опыта, результатом которой является жизненный путь личности, а глубинный слой — рефлексия жизненного пути, его когнитивных и ценностно-смысловых оснований, которые имплицитно содержит рефлексия жизненного опыта, но открытие которых не требуется для его рефлексии. В глубинном слое рефлексия не останавливается после осознания жизненного пути как целого. Здесь происходит выход за пределы знаемого жизненного пути, отказ от тех жизненных ценностей и смыслов, которые воплощает сформированный в рефлексии жизненный путь. Это движение позволяет субъекту по-новому увидеть свой жизненный путь и себя как рефлексирующего субъекта. Переход в глубинный слой проявляется только как результат активности человека. Этот переход осуществляется после того, как рефлексия непосредственного опыта (поверхностный слой) признается субъектом как недостаточная [10].
Изучение проблемы развития рефлексии жизненного пути реализуется нами в контексте культурно-исторической парадигмы Л. С. Выготского [5] через изучение возможностей использования знаковых систем (на примере автобиографического нарратива) как психологического орудия в развитии рефлексии жизненного пути. В рамках данной парадигмы мы рассматриваем рефлексию жизненного пути как «психотехнику» саморазвития личности, опосредованную сложными, многомерными знаками, что делает ее транслируемой в культуре.
Исходной, преобладающей до настоящего времени в культуре, знаковой структурой, опосредующей рефлексию жизненного пути, вслед за E. Е. Сапоговой [26; 27] и другими исследователями [25; 33; 35; 43 и др.] мы рассматриваем автобиографический нарратив — знаковую структуру, операционализу- ющую рефлексию жизненного пути в сознании действующего субъекта. Экстраполируя на автобиографический нарратив идею Л. С. Выготского об «инструментальности» психической жизни человека [5], а также структурно-семиотический подход к анализу текстов [15; 39 и др.], мы рассматриваем его как инте- риоризованную структуру, используемую субъектом в рефлексии жизненного пути. Мы полагаем, что автобиографический нар ратив содержит в себе структуры, выступающие средствами рефлексии жизненного пути. В качестве таких структур мы рассматриваем набор формально-синтаксических характеристик, к которым относится сюжет, фабула, мотив, герой, жанр и др., в которых зафиксированы некие обобщенные общезначимые значения и смыслы событий жизни [25; 26; 27; 35 и др.], позволяющие представить любой автобиографический нарратив как систему структурных компонентов. Данный подход основан на понимании автобиографического текста как психологического операционального наполнения процессов самосознания, рефлексии, смыслообразования в нарративной и дискурсивной психологии [25; 33; 35; 43], в культурно-исторической психологии [26; 27], культурной психологии личности [31].
Разработка качественно новой единицы психологического анализа — рефлексии жизненного пути требует проведения эмпирического исследования, для осуществления которого необходим новый методический инструментарий. На основе сформулированных выше представлений нами была разработана и апробирована методика диагностики рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива — «История моей жизни» [10].
С целью изучения психологического содержания рефлексии жизненного пути, образованной «двухслойной моделью», на материале создания автобиографического нарратива нами было проведено эмпирическое исследование.
В качестве гипотетического фактора детерминации содержания рефлексии поверхностного и глубинного слоев в нашей работе избрано одно из наиболее значимых психологических образований жизненного пути личности — смысл жизни [1; 4; 14; 16; 23; 34 и др.]. В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о наличии связи между типами рефлексии поверхностного и глубинного слоев, отличающихся качественным своеобразием и смысложизненными ориентациями личности.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей. ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 2012

Еще по теме АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ.:

  1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ.
  2. Анализ психолого-педагогической литературы показывает
  3. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие формы помощи детям группы риска:
  4. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНАЛИЗОМ ЗАДАНИЯ И АНАЛИЗОМ РАБОТЫ
  5. Метод качественного содержательного анализа текста (контент-Анализ)
  6. ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ШИЗОИДНОГО ПСИХОТИПА СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА. АНАЛИЗ ПО ШКАЛАМ ПДО (ОТ ОБЩЕЙ ВЫБОРКИ):
  7. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК У КУРСАНТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА РОСТОВСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РАКЕТНЫХ ВОЙСК, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ. ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО ШКАЛАМ ПДО (ОТ ОБЩЕЙ ВЫБОРКИ):
  8. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  9. ЛИТЕРАТУРА
  10. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  11. ЛИТЕРАТУРА
  12. ЛИТЕРАТУРА
  13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  14. Рекомендуемая литература
  15. ЛИТЕРАТУРА