ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА КАК СПОСОБ НАЛАЖИВАНИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА

Казакова В.Н., Россия, г. Нижний Новгород
Праздник День народного единства, 4 ноября, был предложен на заседаниях Межрелигиозного Совета РФ представителями Русской Православной Церкви, а затем был утвержден депутатами Государственной Думы РФ 23 ноября 2004 года.
Предполагалось, что эта дата должна напомнить россиянам об объединении и сплочении всех народных сил против общего врага. Автор законопроекта, глава комитета Госдумы по труду и соцполитике А. Исаев пояснил, что «этот праздник имеет огромное значение. В нашей стране несколько столетий до Октябрьской революции отмечали этот день как день иконы Казанской Божьей Матери, которая была духовным символом ополчения, освободившего Россию»[1].
Представители Нижегородской Епархии Русской Православной церкви отнеслись к инициативе проведения праздника положительно, посчитав, что новый праздник поможет объединить разобщенные слои российского населения. В то же время глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит (ныне патриарх) Кирилл (Гундяев) отметил, что государство должно разъяснить россиянам значение праздника День народного единства. По его мнению, многие россияне поверхностно отнесутся к празднику из-за своего недостаточного знания истории.
Представители Духовного управления мусульман Нижегородской области настороженно восприняли инициативу по проведению праздника из-за совпадения государственного праздника с одним из основных православных праздников, Днём Казанской Иконы Божьей Матери. Действительно, ислам находится на втором место после православия среди исповедуемых религий Нижегородской области и занимает весьма активную позицию, поэтому такая настороженность обоснованна. Поэтому перед областным правительством встала задача разработать план проведения праздника так, чтобы учесть интересы представителей обеих конфессий.
Центром празднования первого Дня народного единства в 2005 году в России стал Нижний Новгород. На протяжении всего года в Нижнем Новгороде и области проводились акции, посвященные предстоящему празднованию Дня народного единства. Особую значимость торжествам для верующих придало то, что их возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Под эгидой Духовного управления мусульман Нижегородской области 5 ноября 2005 г прошел Всероссийский мусульманский Форум, на котором было предложено ежегодно отмечать День консолидации мусульманской уммы России в рамках празднования Дня народного единства 4 ноября [2]. Несколько десятков верующих и экспертов всячески подчеркивали, что их собрание - часть празднования Дня народного единства и согласия, который не может и не должен быть торжеством только русских и только мусульман. Глава ДУМНО на своем сайте поздравил с праздником всех жителей региона и подчеркнул, что День Народного единства - "это день памяти событиям 1612 г., когда в едином духовном патриотическом порыве именно простой народ, как всегда в годину испытаний, не жалея живота своего, верой и правдой послужил своей Родине" [3].
Итак, в первый год праздника взаимодействие между представителями двух религий было достаточно ограниченным, общих мероприятий не проводилось, однако православные и мусульманские лидеры использовали идею праздника для организации своих мероприятий, несущих только конфессиональный, но и политический характер. Представители всех конфессий понимают, что в такой многонациональной стране, как Россия, единство и взаимопонимание между этносами может быть достигнуто лишь путем гражданской и религиозной консолидации. В то же время церковное руководство выступает за сохранение религиозной идентичности.
Уже в 2006 г. по распоряжению вице-губернатора В. Клочая начал работу оргкомитет по проведению праздника в Нижегородской области. Правительство Нижегородской области учло необходимость равномерного соотношения между мероприятиями, проводимыми различными конфессиями. Мероприятия, предложенные ДУМНО, в том числе Всероссийский форум мусульман, были внесены в план празднования Дня народного единства. Глава ДУМНО призвал не превращать 4 ноября в праздник одной конфессии, потому что «Россия - великая исламская страна, важная часть исламского мира». Он напомнил власти о «необходимости равноправного подхода к конфессиям» [4].
В 2006 г. Алексий II направил мирянам поздравление с праздником, в котором он говорил также о том, что празднование Дня народного единства по-особому воспринимается на Нижегородской земле: «Нижний Новгород с давних пор был надеждой и опорой Великой России, являя собой пример жертвенного служения Отечеству, воплощая в ратных подвигах и в мирном труде идеи патриотизма, милосердия, благотворительности" [5].
Можно сделать вывод, что правительство Нижегородской области осознает необходимость поддержания межконфессионального баланса.
Об этом, среди всего прочего, свидетельствует тот факт, что мероприятия, предложенные ДУМНО, в том числе Всероссийский форум мусульман, были внесены в план празднования Дня народного единства, что позволило соблюсти баланс при проведении торжеств.
В последующие годы День народного единства все чаще становился поводом для организации мероприятий, посвященных объединению людей, диалогу конфессий, веротерпимости. К сожалению, праздник, посвященный дню Народного единства, омрачает негативная тенденция проявления межнациональной и межрелигиозной вражды. К примеру, в 2010 году, в канун праздника, были осквернены мусульманские могилы на Ново-Сормовском кладбище Нижнего Новгорода. Это событие стало лишь одним из череды подобных происшествий [6].
Анализируя эти события, можно отметить, что подобные тенденции развились лишь в последнее время и возможно связать их с глобализационными процессами, в которые наша страна оказалась включена. Не все слои населения оказались готовы жить в открытом обществе, мирно соседствуя с представителями иных религиозных групп. Однако глобализационные процессы остановить или прекратить нельзя, поэтому единственным выходом мы видим развитие гражданского общества, в котором будут недопустимы подобные негативные явления, такие как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая и межрелигиозная вражда.
Исключительно важным в этом контексте видится развитие взаимодействие общин и религиозных групп, национальных и общественных организаций для расширения образовательной сети, для преодоления культурной и религиозной неграмотности, обсуждения совместного развития и сотрудничества. Из доступных мер преодоления религиозной неграмотности можно назвать издание соответствующей литературы, проведение открытых лекций, совместных мероприятий, которые будут способствовать диалогу религий и помогут представителям религиозных групп понять друг друга.Сейчас на повестке дня стоят вопросы веротерпимости, выработки взаимоотношений конфессий, разработки и укрепления правовых положений, регулирующих межконфессиональные отношения, таких как, к примеру, Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Необходим поиск точек соприкосновения и практическое сотрудничество представителей различных вероисповеданий. День народного единства стал хорошим поводом для обсуждения межконфессиональной проблематики, координации действий, проведения соответствующих совместных мероприятий. По словам Президента РФ Д. Медведева, День народного единства стал «символом уважения к новой, современной, демократической России, которая в то же время хорошо помнит свою историю». Президент подчеркнул, что народное единство является основой существования и развития «нашего многонационального, многоконфессионального, весьма сложного государства», история и культура которого впитала большое количество разнообразных национальных традиций «многоязычной и многоликой российской нации» [7].
Безусловно, еще рано говорить о том, насколько результат введения праздника соответствует заложенным в его идею задачам, но определенные результаты уже есть, и просматривается положительная тенденция в налаживании и межконфессионального диалога в регионе и в стране в целом.
Литература:
1. Исаев А.К. РПЦ: Значение Дня народного единства надо разъяснять. 3 ноября 2007 г. //http://www.isaev.info/pubs/423/
2. Мусульмане предлагают 4 ноября также праздновать День консолидации мусульманской уммы. 7 ноября 2005 г. //http://regnum.ru/news/539789.html
3. О праздновании дня Народного единства // Сайт Нижегородской епархии 2 февраля 2006 г. // http://www.nne.ru/events.php?id=111&page=494
4. Чуприков П. Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия. Ежегодный научно - аналитический бюллетень № 2 / Под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. - Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2007. - 224 с.
5. Алексий II видит в Дне народного единства символ общего прошлого и будущего всех жителей России. 26 октября 2006 г. //http://www.religio.ru/arch/26Oct2006/news/13657.html
6. В Н. Новгороде осквернены мусульманские захоронения 10 ноября 2010 г. //http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/14126/
7. Дмитрий Медведев поздравил россиян с Днём народного единства. 4 ноября 2010 г. // http://www.rosnation.ru/index.php?D=90&goto=1082
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА КАК СПОСОБ НАЛАЖИВАНИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА:

  1. Самыкина Н.Ю. Взросление как диалог ребенка и взрослого
  2. Лещинский Андрей Владимирович ДИАЛОГ КАК ПРОСТРАНСТВО ПЕРЕДАЧИ СМЫСЛОВ
  3. УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  4. НАЛАЖИВАНИЕ НОВОЙ ЖИЗНИ.
  5. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  6. ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
  7. ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
  8. Единство смыслового содержания и формы является еще одной важной характеристикой речевой деятельности. Мысль как предмет речевой деятельности имеет несколько характеристик:
  9. § 9. Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках
  10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (AMERICAN COUNCIL ON EDUCATION)
  11. Самореализация как способ самопребывания человека
  12. СЕРЕБРЯНОВА А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
  13. ЛУКИНА Е.А. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ САМОПРЕБЫВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  14. Переживание как способ преодоление критической ситуации
  15. Внимание как способ управления поведением и функция контроля
  16. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК СПОСОБ ДЕСЕНСИ-БИЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ
  17. БУГРИМЕНКО А.Г. «ПРЕДТЕОРИИ» КАК СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯРАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  18. Е. А. Жиндеева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Я-ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
  19. МЕСТЬ КАК СПОСОБ НЕ УРОНИТЬ СВОЕ ДОСТОИНСТВО В ГЛАЗАХ ДРУГИХ
  20. Н.В. Панина ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ