ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ДОСТИЖЕНИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Восприятие мира и культуры современным человеком, вследствие массированного натиска СМИ, предстает мозаичным, состоящим из весьма разнородных элементов, поэтому возрастает значимость этнической идентичности личности.
Этническую идентичность понимают как систему отношений человека к этносреде (А. В. Сухарев) [2]. Обычно человек этнически идентифицируется в школьном возрасте. Однако влияние современных средств массовой информации, насильственное насаждение инокультурных образцов, перемещение в поликультурную среду может привести к переосмыслению этнопринадлежно- сти, нарушениям процесса этнокультурного развития. Особенностью русской культуры выступает то, что ее язык имеет не только формальные проявления (плавность линий в танце, ритмичность, аккумуляция средств воздействия), но и непосредственные содержательные акценты: логичность и последовательность в рассуждениях, т.е. гибкость мышления и плавность изложения, ритм и продвижение от одной ступени восприятия к другой, от явных к высшим эстетическим чувствам, соединение образного, тактильного, вербального, музыкального и иных средств прекрасного для усиления значимости результата, действенности суммы стимулов [1].
Говоря об этноэстетической культуре студентов как о формируемом в университетском образовании феномене, необходимо отметить стадийность и непрерывность этого процесса. К идее стадиальности, ступенчатости процесса профессиональной подготовки при проектировании содержания образования приходят многие исследователи. Ступенчатость педагогического образования обусловливается его относительно дискретными этапами, которые представляют собой последовательность качественных перестроек в профессиональном сознании и деятельности, в образе профессионального «Я», векторе «акме», в рефлексии, функциях и технологиях их использования.
Эстетический компонент этнокультуры является воспитательным инвариантом, ценностно-смысловой сущностью формирования личности любой национальности. Мы подчеркиваем двойную соотнесенность эстетического и этнического в этноэстетическом: этническое выступает средством эстетического, а эстетическое выступает средством сохранения и трансляции этнического.
Для реализации логики этапного решения задач весь комплекс целенаправленной деятельности можно представить в виде трех модулей: аудиторное этноэстетическое обучение, внеаудиторное этноэстетическое обучение и этноэ- стетическое воспитание.
Этап адаптации (1 курс обучения) целью имеет приспособление личности студента к университетскому образованию, знакомство с информацией и деятельностью этноэстетической направленности. На данном этапе выявляется взаимодействие и взаимосвязь общей и профессиональной культуры будущего педагога, место в их структуре этноэстетического новообразования. Эти задачи реализуются, в основном, в процессе этноэстетического обучения в ходе изучения дисциплин блоков ГСЭ и ЕН. Внеаудиторно этноэстетическое обучение реализуется разными путями: через психолого-педагогический практикум, НИРС (написание рефератов, проведение конкурсов, сочинений, выполнение творческих заданий). Третий модуль формирования специалиста на 1 курсе осуществляется посредством участия студентов в конкурсе «Педагогическая профессия», а также через проведение профориентационных бесед в школе. Кроме того, важнейшей формой приобщения студентов к ценностям этнокуль- туры является участие в художественно-творческих объединениях Института эстетического образования и Института историко-культурного наследия, занятия в которых обязательны для студентов 1 -2 курсов в зависимости от личных склонностей и интересов. Таким образом, на этапе адаптации в рамках культу- роориентированного университетского образования закладывается основа системы этноэстетических ценностей, происходит утверждение личности в своей этнической идентичности и актуализируется направленность на использование этноэстетического материала в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Этап становления (2 курс обучения) целеполагает формирование профессионально-педагогической культуры студентов и ее этноэстетической составляющей. На данном этапе продолжается и заканчивается подготовка по блокам дисциплин ГСЭ и ЕН. Студенты активно знакомятся с технологическим инструментарием педагога. Внеаудиторное этноэстетическое обучение на данном этапе является смыслообразующим: педагогический практикум предполагает освоение технологии конструирования и осуществления педагогического процесса, НИРС «погружает» студентов в этноэстетические проблемы: духовности, граней патриотизма и национализма и т.п.
через творческие научно- исследовательские работы, проекты, научные доклады, конкурсы научных работ. Воспитательная работа этноэстетической направленности облекается в формы педагогических дискуссий, педагогической олимпиады и т.п. Студенты также продолжают заниматься в художественно-творческих объединениях. То есть на этапе становления продолжается формирование системы этноэстетиче- ских ценностей и формируется представление о необходимости и значимости, теоретической основе и практических путях использования этноэстетической информации в педагогическом процессе, проявляется мировоззренческая убежденность в этнической идентичности.
Этап проявления (3 курс обучения) ориентируется на проявление этноэ- стетической культуры студентов в практической деятельности. Этноэстетиче- ское обучение на данном этапе фактически завершается, начинается методический блок педагогической подготовки, большое значение имеют курсы по выбору («Основы педагогического творчества», «Эстетика религий»). Внеаудиторное этноэстетическое обучение в форме педагогического практикума включает освоение технологии анализа управленческой системы образовательного учреждения и конструирования ее. Решению этноэстетических задач содействуют такие виды научно-исследовательской работы, как подготовка материала для курсовых работ, конкурсы студенческих научных работ, научно- исследовательские группы. Воспитательная деятельность этноэстетического содержания на данном этапе отличается не широтой, а глубиной, значимыми становятся не количественные, а качественные показатели. Т.е. на данном этапе личность стремится к деятельному подтверждению своей этнической идентичности, что связано с практической направленностью студентов на использование этноэстетических ценностей и технологий в обучении и квазипрофессиональной деятельности.
Этап актуализации (4 год обучения) - это этап индивидуализации и дифференциации структуры этноэстетической культуры, определения ее уровня и степени значимости в системе иерархии личностных новообразований. На данном этапе создаются условия для практической самореализации личности, что влечет за собой развитие субъектной позиции в профессионально- педагогической деятельности специалиста. Наиболее значимым становится модуль внеаудиторного этноэстетического обучения. Студенты на 4 курсе впервые выходят на педагогическую практику. Важным для студентов является сбор информации для курсовых работ, а также такие формы НИРС, как научное студенческое общество, научно-практическая конференция, научно- исследовательская группа или студенческая научная лаборатория. Воспитательный модуль формирования этноэстетической культуры студентов ориентирован на организацию смотра-конкурса на лучшую методическую работу по итогам педагогической практики и проведение социально значимых акций. Таким образом, на этапе актуализации проявляется стремление личности на использование этноэстетического материала в педагогической деятельности, демонстрация использования педагогических технологий, а также ориентация личности на использование культурологического материала, чуткость к прекрасному и убежденность (эмоциональная, теоретическая и практическая) в этнической идентичности.
Этап индивидуализации (5 курс обучения) логичен после первого опыта практической деятельности. Целью данного этапа является самооценка сфор- мированности этноэстетической культуры, ее совершенствование и коррекция. В ходе второй педагогической практики студенты распределяются в инновационные образовательные учреждения. На данном этапе происходит аккумулирование и интеграция знаний и умений студентов, оттачивается их мастерство. Данный этап подводит итоги наработанным научно-исследовательским и педагогическим достижениям. Третий модуль формирования этноэстетической культуры включает в себя смотр-конкурс на лучшую методическую работу по итогам педагогической практики, организацию и проведение социально активных дел и народных праздников в микрорайоне. Иными словами, этап индивидуализации пронизывается продуктивно-творческой направленностью и убежденностью в необходимости развития собственной этноэстетической компетентности и практическом подтверждении своей этнической идентичности в рамках культуроориентированного образования.
Литература
1. Народная культура в современных условиях / отв. ред. Н. Г. Михайлов. - М., - 2000.
2. Сухарев А. В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России // Психологический журнал, 2005, - Т. 26, - № 2, - С. 91-101.
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2011

Еще по теме ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ДОСТИЖЕНИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА:

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  2. РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» КАК ФАКТОРА БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА ТРЕНИНГЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
  3. Львова Ю.М. формированиЕ физической культуры личности студентов ИФК
  4. Канев В.А., Трошева С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ
  5. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ)
  6. § 18. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
  7. Цыганкова Л.М. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВКАК ПРЕДПОСЫЛКА ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  8. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
  9. Основные этапы формирования личности
  10. КЛОЧКО Н.Г. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА