1.6. ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Одной из профессиональных обязанностей профессорско- преподавательского состава в учреждениях высшего профессионального образования является приобщение студентов к ценностям нравственной культуры. Эта обязанность предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом.
Согласно требованиям ФГОС, выпускник высшей школы обязан обладать большим набором общекультурных компетенций, среди которых предусмотрена «способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально- нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики». Эта обязанность возлагается Федеральным государственным образовательным стандартом не только на преподавателей цикла гуманитарных наук, но и на весь профессорско- преподавательский состав.
Педагоги, как свидетельствует практика и подтверждает проведенное на Факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВПО «РГППУ» социологическое исследование, выявляющее степень подготовленности преподавателей к осуществлению нравственного воспитания, рассматривают выполнение указанного требования не только в качестве профессиональной обязанности. Помощь обучающимся в формировании их духовно-нравственных качеств педагоги считают своим гражданским долгом. Однако процесс приобщения преподавателями обучающихся к высотам и глубинам отечественной нравственной культуры считается руководством многих профессиональных образовательных учреждений само собой разумеющимся и передается преподавателям на их усмотрение. По признанию преподавателей профессиональных образовательных учреждений, задачи нравственного воспитания руководством образовательных учреждений ставятся перед педагогами без какой-либо системы и в самом общем виде. Каждый педагог назвал одну из задач:
довести до каждого обучаемого нормы и правила поведения в обществе,
развивать устойчивые качества личности: научное мировоззрение, патриотизм, культуру межнациональных отношений,
развивать трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу,
развивать коллективизм, сознательную дисциплину и культуру поведения,
формировать гражданскую позицию, развивать нравственно-эстетические качества, обеспечивать гуманистическую направленность, развивать потребность в нравственных поступках, готовить конкурентоспособного специалиста, готовить компетентного специалиста, помочь студентам освоить знания и духовный опыт, • готовить высоконравственного специалиста, уважающего национальные традиции,
развивать в студентах самодисциплину, стремление к труду, умение принимать решения, ответственность, профессиональную этику, инициативу, толерантность, гражданственность,
создавать условия для достижения взаимопонимания, помочь студентам освоить нравственную культуру общества, умея обогащать свою нравственную культуру.
С одной стороны, озабоченность руководства профессиональных образовательных учреждений вопросами нравственного воспитания явно прослеживается: ни одной из перечисленных педагогами целей исключить из процесса нравственного воспитания нельзя. В то же время нельзя не отметить и того, что ни одна из перечисленных целей не преследует и не раскрывает сущности и системы нравственного воспитания обучающихся. Более того, некоторые педагоги отмечают, что руководством образовательных учреждений совсем не ставятся перед педагогами конкретные цели нравственного воспитания обучающихся.
Не хотелось бы упрекать руководителей учреждений профессионального образования в недостаточном внимании к обсуждаемой проблеме. В этом выводе обнаруживается не столько вина, сколько беда образовательных учреждений. Трудно найти в настоящее время среди научной литературы убедительные теоретические исследования по обсуждаемой проблеме. Можно сослаться на отсутствие Государственной программы духовно-нравственного развития молодежи, на отсутствие государственных конкурсов на обсуждение различных теоретических подходов к проблеме, на отсутствие издания учебных пособий, методических разработок по вопросам нравственного воспитания.
Становится неудивительным, что даже при самых лучших намерениях преподавателей в приобщении обучающихся к нравственной культуре, специфика нравственного воспитания определяется каждым из них по своему усмотрению, исходя из личного опыта. Выполнение рассматриваемых требований Федерального государственного образовательного стандарта, по мнению преподавателей, осуществляется разными способами:
личным примером достойного отношения преподавателей к нравственным ценностям;
организацией преподавателями просветительской деятельности;
посредством учета педагогом своего жизненного опыта, своих убеждений, убеждений известных уважаемых людей;
• посредством учета педагогом нравственной культуры народов мира, народных традиций;
посредством пропаганды здорового образа жизни; посредством культуры образовательного учреждения,Выбор педагогами форм помощи обучающимся в формировании их духовно-нравственных качеств так же определяются эпизодическими обстоятельствами. Педагоги указывают, что они:
проводят коллективную воспитательную работу на уроках и во внеурочное время, но используют и индивидуальные формы работы;
проводят классные часы, тематические и индивидуальные беседы;
воспитывают через организацию учебной и внеучебной деятельности обучающихся, через содержание своих предметов;
воспитывают через сотрудничество с семьями обучающихся; воспитывают через организацию диспутов;
• воспитывают через музеи образовательных учреждений (там, где они есть), используя эстетические средства литературы, искусства.
Не отрицая правомерности и значимости указываемых способов приобщения обучающихся к нравственной культуре, следует отметить, что все они носят достаточно эпизодический характер, чего не отрицают и сами педагоги. Исследование показало, что в ситуации сложнейших морально-нравственных изменений в российском обществе педагоги профессионального образования практически предоставлены себе как в понимании, так и в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. Педагоги отмечают, что обозначенные обязанности: выполняются ими с трудом;
• не всегда выполняются на должном уровне, т.к. большинство педагогов в практической деятельности испытывают недостаток информации, неумение применить ее на практике;
• не всегда выполняются, т.к. не все педагоги понимают, что такое нравственность, и не всегда сами являются ее носителями;
На невозможность качественного выполнения задач нравственного воспитания в силу недостаточной подготовленности педагогов к выполнению этой деятельности прямо указывают 30% опрошенных.
Среди проблем нравственного воспитания, которые в настоящее время педагоги считают неразрешимыми, не случайно ими названы:
сохранение культурных ценностей предыдущих поколений и их интеграция в современное общество;
• противопоставление отечественных созидательных культурных ценностей культуре потребления и и поиску максимальной личной выгоды;
ранний алкоголизм; наркомания; табакокурение; ранние половые контакты; обесценивание человеческой жизни; обесценивание творческих способностей; деградация нравов; обесценивание семейных ценностей; эмоциональная неустойчивость молодежи. Настораживает то обстоятельство, что наряду с частными проблемами нравственного воспитания обучающихся некоторыми преподавателями названо в качестве неразрешимой проблемы само осуществление нравственного воспитания молодежи. Вместе с тем, выполнение обсуждаемых требований Федерального государственного образовательного стандарта не просто профессиональная обязанность профессорско-преподавательского состава. Приобщение обучающихся к глубинам современной нравственной культуры - это в настоящее время, по нашему глубокому убеждению, необходимая сторона профессиональной подготовки будущего специалиста. В ситуации рыночных отношений, когда профессиональный рост молодого специалиста проходит не в обстановке коллективной ответственности сотрудников за его становление, роль его личной нравственной культуры неизмеримо возрастает.
Важной стороной профессиональной самореализации специалиста в условиях рыночной экономики становятся не только его профессиональные знания, но и его подготовленность к продуктивному сотрудничеству в каждом варианте выполнения им профессиональных функций, определяемых его профессиональным статусом. Различные профессиональные статусы специалистов предусматривают выполнение ими обязанностей, в которых преобладает либо исполнительская, либо интеллектуально-творческая, либо организационно- предпринимательская деятельность. Для успешного выполнения каждой из них в современной отечественной нравственной культуре сложились органичные каждому виду деятельности системы нравственных ценностей
Предшествующие теоретические исследования автора [6], апробированные в течение почти тридцатилетнего преподавания в высших профессиональных образовательных учреждениях, подтвердили то обстоятельство, что успешному выполнению исполнительских функций способствует система ценностей традиционной нравственной культуры. Успешные результаты интеллектуально-творческой деятельности человека во многом определяются аристократической системой нравственной культуры (интеллигентностью) специалиста с ее морально-психологическими установками и идеалами поведения. Интеллигентные люди, действительно, с удовольствием и большей эффективностью занимаются интеллектуально-творческой деятельностью. Организационно-предпринимательская деятельность, как известно, более эффективна у людей с прагматическим типом их личной нравственной культуры.
Какие-то фрагменты этих систем обучающимся случайно известны, какие-то незнакомы совсем. Мир человеческих взаимоотношений представляется современным молодым людям случайным конгломератом «новых» и «отживающих» норм поведения. Входить в этот мир сложных человеческих отношений приходится в основном либо интуитивно, либо руководствуясь соображениями «новизны» и «практичности». Молодой специалист чаще всего не подозревает о том, что его профессиональная самореализация может протекать наиболее эффективно в условиях органичного соответствия исполняемых им функций системе его нравственного поведения. Поэтому каждому из выпускаемых специалистов целесообразно быть знакомым с всеми изложенными позитивными типами нравственной культуры и их потенциальными возможностями в освоении того или иного типа деятельности.
Не менее важно в современном мире для обучающихся быть знакомыми с критическим анализом разрушительного типа российского псевдонравственного поведения - нигилистическими нравами (не соответствует значению понятия нигилизм, раскрытого И.С. Тургеневым). С элементами этого разрушительного типа поведения многие обучающиеся не только знакомы, но и считают их особо привлекательными и необходимыми для самоутверждения (табакокурение, распитие пива на улицах городов, сквернословие и т.п.). Скорее всего, в этом не столько их вина, сколько беда: каждому из взрослеющих молодых людей очень хочется быть значимым, замеченным окружающими и вызывающим у них восхищение. Поскольку другими способами осуществить потребность самоутверждения они пока не владеют, они осваивают те из нигилизированных нравов, которые вызывают наибольшее, пусть и негативное, внимание окружающих. Таким образом, нравственная культура людей в современном мире в значительной степени влияет на характер их взаимодействия и определяет качество всех сторон жизни человека, в том числе, и его профессиональной деятельности. Наряду с утилитарными аргументами необходимости приобщения обучающихся к содержанию нравственной культуры и пониманию ее ценности нельзя забывать и ее традиционную функцию - облагораживания человека и общества. Ценность нравственной культуры в этом плане заключается, прежде всего, в том, что в ней складываются и воспроизводятся представления людей о добре и зле, о нравственном долге и ответственности, о чести и достоинстве, о совести и милосердии, о великодушии и вежливости и т.п. Нравственная культура помогает человеку овладеть навыками такта и этикета, быть достойным в отношениях дружбы и любви и многих других человеческих чувствах.
Нравственная культура человека определяет характер и форму его отношений к самому себе, к другим людям, к природе, к труду, к Родине, к историческому прошлому своего народа и т.п. Она предоставляет человеку критерии оценки им самого себя как человека, как члена семьи, как профессионала, как гражданина и т.п. Для того, чтобы успешно вписывать созданные предшествующими поколениями культурные традиции в современность, молодежи необходимо, как минимум, быть ознакомленными с нравственными идеалами и нормами, лежащими в основе этих традиций. Такое ознакомление возможно именно в процессе этико-культурологического просвещения.
В процессе возрождения и укрепления России важно помнить и о том, что в центре внимания российского общества всегда находилась духовность человека. Центром же духовности человека традиционно считается его нравственная культура. Именно поэтому наиболее качественно осуществлять требования Федерального государственного образовательного стандарта в части формировании духовно- нравственной личности необходимо не только преподавателям философии и культурологи, но и всему профессорско-преподавательскому составу, и не только на основе собственных добрых намерений и личного пусть даже самого замечательного жизненного опыта, но и на основе этико-культурологической теории.
Для более качественного осуществления обсуждаемых требований Федерального государственного образовательного стандарта каждым преподавателем требуется ряд педагогических условий
1. Преподавателю каждой предусмотренной государственным стандартом научной дисциплины нужно знать, к каким нравственным идеалам он должен помогать приобщаться студентам.
2. Преподаватель каждой предусмотренной Федеральным образовательным государственным стандартом научной дисциплины должен владеть различными методами (технологиями) приобщения внимания студентов к современной нравственной культуре.
Для достижения первого педагогического условия преподаватель должен иметь не только высокую личную нравственную культуру, но и обстоятельное научное представление о содержании и специфике современной российской нравственной культуры.
Для достижения второго педагогического условия каждый преподаватель должен хорошо представлять себе ценность и значимость нравственной культуры для общества в целом и для каждого человека в частности и быть компетентным в обсуждении этих проблем с обучающимися.
В современных условиях профессионального образования становится особенно важным способ передачи обучающимся гуманитарных знаний. Известно, что современные обучающиеся проявляют в отношении к предлагаемым им гуманитарным знаниям не столько любознательность, сколько оценивают их полезность для достижения профессионального и жизненного успеха. Поэтому для привлечения внимания обучающихся к теоретическим и практическим вопросам нравственной культуры целесообразно вначале аргументировать им ее значимость для достижения человеком успеха в его профессиональной деятельности, для повышения качества его личной жизни, для сохранения общества от саморазрушения.
При этом важно для привлечения внимания обучающихся к пониманию значимости нравственной культуры для успеха специалиста избрать наиболее эффективные педагогические принципы мотивации. Это могут быть принципы долженствования, привлекательности, полезности и т.п.
Принцип долженствования (специалист должен быть нравственным), в настоящее время пока недостаточно эффективен, ибо чувство долга далеко не все обучающиеся считают для себя обязательным.
Принцип привлекательности (быть нравственным всегда красиво и привлекательно), тоже не для всех обучающихся убедителен, ибо не известно, сколько молодых людей разделяют с преподавателями понимание красоты и привлекательности поведения. Многим молодым людям в современной России красота и привлекательность видится в «крутом» поведении, не всем молодым людям хочется быть похожими на предшествующее поколение.
Принцип полезности нравственной культуры для человека (быть нравственным полезно для своего здоровья, для поддержания хороших взаимоотношений с людьми) так же мало эффективен для привлечения внимания обучающихся без приведения убедительных аргументов этой полезности.
Практика преподавания гуманитарных и социальных учебных курсов показывает, что обучающиеся проявляют заинтересованность прежде всего к тому учебному материалу, который им представляется полезным для достижения их жизненного успеха. В идеале, каждый преподаватель должен осуществить роль экскурсовода в сложном лабиринте противоречивых и, казалось бы, алогичных нравов. В реальной современной жизни практическая трудность заключается в том, чтобы из всего многообразия существующих нравов обучающемуся крайне сложно выбрать системы нравственных ценностей, органичные для своего профессионального и личностного развития. Теоретически необходимым становится в качестве дополнительного образования предоставить преподавателям вместо субъективно предпочитаемых и эмоционально воспринимаемых норм нравственной культуры ее реально функционирующую систему, т.е. представить сложившиеся в российской нравственной культуре ее типы. Поэтому Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РГППУ предлагает для педагогического использования преподавателями и их самосовершенствования изучение системы отечественной нравственной культуры, сформулированную автором данной статьи на основе органичности каждого из функционирующих типов российской нравственной культуры для определенного статуса деятельности.
В результате предпринятых автором данной статьи многолетних исследований удалось выяснить, что современная российская нравственная культура имеет поливариантный характер. В современном российском обществе сосуществуют нравственные ценности традиционной, гедонистической, прагматической культур и нигилистические нравы, рассматриваемые российскими нигилистами как вариант культуры.
Во всем мире первоначально сложилась традиционная нравственная культура. Она определяла и продолжает определять ценность личности человека в соответствии с мерой его полезности для общества. Ради общественной пользы в традиционной нравственной культуре приветствовалось не только жертвование чужой жизнью, но и самопожертвование, высшим проявлением которого был героизм, как добровольное служение интересам общества. Бескорыстие, скромность, готовность к терпеливому перенесению страдания ради поддержания общего блага помогали людям соответствовать главному требованию нравственной культуры - быть «как все». Все эти качества были основными критериями самоуважения человека и моральной оценки его личности окружающими людьми.
Система традиционных ценностей основана на принципе авторитаризма. Авторитет возраста человека и его иерархического положения в обществе определяли целый блок не подвергаемых сомнению норм нравственного поведения: уважения старшего младшим, ответственность старшего за действия младшего, беспрекословное послушание и смирение младшего по отношению к повелению старшего. «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся» - поучает Домострой [4, 20]. Это практически исключало возможность проявления любого конфликта между людьми разных поколений и между людьми разного социального статуса. Исключения из этого нравственного правила, естественно, время от времени возникали, но они пресекались власть имущими и, самое главное, искренне осуждались окружающими.
На фоне смирения авторитаризм неизбежно превращался в вождизм. Культ вождя как самого высокого земного авторитета предполагал наличие у его подопечных целой гаммы необходимых качеств: верности, надежности, постоянства. Система традиционной нравственной культуры включала в нее такую ценность, как патриотизм. Патриотизм обозначал не только любовь к Родине и готовность ее защищать, но и предполагал деление всех людей на «своих» (которые были всегда правы) и «чужих» (которые были всегда неправы).
Система традиционной нравственной культуры безупречно функционировала благодаря существованию так называемого порядка, т.е. безоговорочного подчинения каждого человека общепринятым представлениям о нормах этой культуры. Порядок предполагал жесточайшие санкции общественного мнения в адрес нарушителя общепринятых норм и обеспечивал необходимый уровень занятий людей трудом, гарантировал сохранение семьи, проявление взаимопомощи между людьми и т.п.
Завершая краткое описание образа традиционной нравственной культуры, нельзя не отметить характер взаимоотношений между человеком и окружающими его людьми. Для традиционных нравственных взаимоотношений были характерны вера человека в Бога, в возможность получения помощи со стороны окружающих людей, надежда человека на нее и любовь людей к любому человеку как подобию божьему. Вера человека в себя и надежда на свои силы и возможности практически считались недопустимыми и не характерны для людей традиционной нравственной культуры.
Таким примерно видится образ российской традиционной нравственной культуры. Знакомая для всех россиян традиционная нравственная культура продолжает существовать и воспроизводиться людьми, для которых предпочтителен исполнительский, репродуктивный характер деятельности. Эта культурная группа как субъект воспроизводства традиционной нравственной культуры численно значительно сократились. Учитывая, что в любом виде профессиональной деятельности велика потребность в добросовестных и ответственных исполнителях, преподавателям и обществу в целом целесообразно максимально поднимать и поддерживать авторитет хороших исполнителей и высокую значимость традиционных нравственных ценностей.
Наряду с идеалами и нормами поведения традиционной нравственной культуры сложились и другие профессионально ориентирую-
W W ТЛ
щие людей системы нравственных ценностей. В течение последних столетий традиционная нравственная культура стала стартовой площадкой для формирования на ее основе других типов нравственных культур: гедонистической, аристократической (интеллектуально- творческой, креативной), прагматической (организационно- предпринимательской) и нигилистических нравов. Правда, аристократическая и прагматическая типы российской нравственной культуры были объявлены государством в начале советского периода классово враждебными и идеологически чуждыми рабоче-крестьянскому государству, в результате чего нравственные ценности этих культур оказались в значительной степени забытыми обществом и мало известными новым поколениям. Нигилистические же нравы фактически поддерживались идеологическими службами советского государства. Их разрушительная сущность стала одной из причин разрушения самого советского государства.
Гедонистическая нравственная культура начинает формироваться в тех исторических условиях, когда общество смогло позволить себе осмысление особенностей человеческого существования, познание и украшение мира. Все эти процессы возможны, прежде всего, при субъективном условии развития индивидуальности человека. Поэтому постепенно в культурной группе, объединяющей людей с предрасположенностью к интеллектуально-творческой деятельности, сложилась отличная от традиционных нравов система нравственных ценностей. Труд человека не рассматривается в гедонистических нравах как обязательная доля общего труда, а представляет собой инициативное стремление самого человека испытать удовольствие от процесса художественного или научного осмысления и познания мира. Истины ради стоит заметить, что результаты интеллектуально-творческой деятельности людей объективно становятся так же полезными для всего общества, как и результаты труда по воспроизводству материальных условий жизни людей. Но мотивацией этого вида труда является отнюдь не принцип полезности человека для общества, а принцип получения человеком удовольствия от самого процесса интеллектуально-творческой деятельности.
Принципы гедонистической нравственной культуры придали статус нравственных ценностей таким качествам людей, как их потребность в дружбе и умение дружить, как потребность восхищаться проявлением индивидуальности другого человека и умение ее рассмотреть и оценить. П. В. Анненков подчеркивает, например, что для Н.В. Гоголя мера уважения к людям определялась мерой их познания и опытности в каком-либо отдельном предмете. Предрасположенность человека к интеллектуальному творчеству невольно создает у субъектов других нравственных ценностей, не знакомых с особенностями этой созидательной деятельности, а, нередко и у самих творцов, видимость их праздной, следовательно, аморальной, жизни и чувство вины людей гедонистической нравственной культуры за неучастие в производстве материальных благ.
Не отмечено высокой моральной оценкой в этом типе нравственной культуры и проявление людьми практичности или расчетливого стремления преуспевать в чем-то. Известно, что великий А.С. Пушкин не оставил после себя в наследство ничего, кроме своего великого наследия. Современники Ф.И. Тютчева отмечают, что Федор Иванович «сознавал себя в высшей степени umpraktisch, очень сожалел об этом, но знал, что пособить этому невозможно, и вознаграждал себя тем, что относился с легким пренебрежением к натурам положительным и практичным» [3, 337]. Нравственным среди интеллектуально-творческих людей признавалось только сосредоточение внимания человека на творческом процессе познания и на сопровождающей его высокой духовности.
Отличительной ценностью этого типа нравственной культуры является и гордость человека, понимаемая как его стремление не обременять окружающих своими неприятностями, бедами или информацией о своем состоянии здоровья, не эксплуатировать их доброжелательного отношения к себе. Кстати, патриотическая гордость за свою Родину постепенно дополняется в системе гедонистических нравственных ценностей такой ценностью, как космополитизм, т.е. потребностью восхищенного отношения ко всему достойному восхищения во всем мире.
Особо значимой ценностью становится выискивание среди людей таких, которые наиболее предрасположены к интеллектуально- творческой деятельности, и оказывать им помощь в выращивании их талантов. Для интеллигентных людей не характерно получать удовольствие от выискивания недостатков у окружающих людей или манипулировать властью. Они не в состоянии оскорблять окружающих. Л.Н. Толстой в письме к сыну Илье четко сформулировал глубокий этико-культурологический смысл понятия великодушие, сформулировал принципы великодушия в отношении к окружающим. «Чтобы быть в состоянии любить людей, - пишет он, - и быть любимым ими, надо приучать себя... делать полезное людям..., надо выучиться... искусству всегда так общаться с ними, чтобы не огорчать никого, а в случае невозможности не оскорбить никого, уметь выбирать наименьшее огорчение» [5, 216-217]. Оберегающее отношение человека к окружающим и его уверенность в их добропорядочности стимулируют человека к проявлению великодушия.
Нравственные идеалы в сознании людей этой культуры принимают настолько изысканный и привлекательный характер, что людям этой культурной группы не требуется контролировать поведение друг друга. Чувство собственного достоинства и постоянное стремление к самосовершенствованию не позволяют им опускаться в своем поведении ниже их нравственных идеалов. Непосредственный социальный контроль становится в этой культурной группе неуместным и отмирает. Если названные ценности дополнить характерной для этого типа культуры высокой духовностью в проявлении чувства любви между мужчиной и женщиной, верой в преобладание у людей лучших качеств и надеждой на преобладание добра над злом, то складывается основа для описания системы ценностей гедонистической нравственной культуры или, в интерпретации современного общества, интеллигентности. Отличительными особенностями интеллигентности являются приоритет духовных потребностей человека над его материальными потребностями, получение человеком удовольствия от интеллектуально-творческой деятельности, его великодушное отношение к окружающим людям. Нельзя не учитывать, что в системе ее ценностей нет ничего похожего на проявление вульгарного гедонизма, речь о котором пойдет во фрагменте описания нравственных псевдоценностей нигилистических нравов.
Мало общего с нравственными ценностями традиционного и гедонистического типов нравственной культуры выявляется в складывающейся в России системе прагматических нравственных ценностей. Отнесение прагматических ориентаций и качеств людей к миру нравственных ценностей пока еще не лишено дискуссионности, ибо прагматизм традиционно рассматривался в России как антипод нравственности, противоречил, например, такой ее характеристике, как бескорыстие. Опуская описание драматизма формирования прагматической нравственной культуры, ее идеалов и норм, целесообразно проанализировать их с позиций полезности по отношению к процессу сохранения целостности общества.
Служение человека делу и его стремление сохранить свое здоровье и работоспособность являются определяющими нравственными ее ценностями. Для достижения этой цели прагматики резко меняют образ жизни. В Европе, например, в связи с этим резко уменьшилось потребление населением крепких спиртных напитков и увеличилось потребление тонизирующих: чая и кофе. Такое расчетливое внимание к себе, на первый взгляд, оценивалось нередко как эгоизм, который в России традиционно считался аморальным качеством. Но только - на первый взгляд! Постепенно расчетливое отношение предпринимателей к сохранению своей работоспособности многие вынуждены признать нравственным, ибо предприниматели посредством своей деятельности оптимизируют экономические условия существования современного общества. Без формирования и реализации этих качеств деловых людей невозможно обеспечение многих условий сохранения социальной целостности общества. К ним относятся организация продуктивного обеспечения общества необходимым количеством товаров и услуг, благотворительность, которая постепенно заменяет уменьшающееся во взаимоотношениях людей милосердие, взимание достаточного объема налоговых поступлений в бюджет государства, а значит, и способствует реализации государственной социальной политики и т. п.
Для поддержания материального производства как одного из условий развития общества нравственной ценностью становится сотрудничество. Не идеализируя прагматических нравов, вырастающих из жесткого насилия, следует отметить созданную ими нравственную ценность таких качеств, как неутомимость в труде, постоянство, систематичность и добросовестность людей по отношению к труду, порождаемую предусмотрительностью добропорядочность в де-
ТЛ KJ KJ
ловых отношениях. В качестве новых ценностей прагматической нравственной культуры необходимо отметить способность к компромиссу, веру в свои силы, надежду только на себя и любовь, конечно же, прежде всего, к себе. Попытка реабилитации эгоизма в системе моральных оценок (Т. Гоббс, М. Вебер, Н. Г. Чернышевский, М. М. Петров и др.) была, по-видимому, необходимым шагом в рефлексировании людей по поводу неизбежного в новых условиях переос-
KJ ТЛ KJ
мысления сущности нравственных ценностей. В прагматической нравственной культуре повышается ценность самообладания, формируется способность вдумчиво слушать собеседника.
В качестве самого значимого аргумента отказа считать приведенные нормы поведения людей нравственными ценностями противники социальной значимости прагматизма приводят довод об усилении посредством предпринимательской деятельности социального неравенства. Аргумент опровергается тем, что сама идея установления социального равенства является прекраснодушной утопией, ибо уже при рождении люди обладают несовпадающим физическим, психическим, интеллектуальным потенциалом.
Прагматическая нравственная культура современной России только еще складывается и в отличие от первого этапа ее формирования (вторая половина Х1Х века - начало 20гг ХХ века), когда она создавалась на основе традиционной нравственной культуры, сейчас формируется со стартовой позиции российского нигилизма. Нигили- зированный старт, несмотря на прагматические принципы сотрудничества и расчетливости, нередко привносит в нее неоправданную агрессивность, культ силы, мстительность, воровство и другие проявления аморализма. Справедливости ради стоит сказать, что нигилизиро- ванные формы проявления прагматической нравственной культуры рано или поздно преодолеваются логикой и условиями развития рыночной экономики. Действительно, силовые приемы, характерные для российской предпринимательской деятельности начала 90-х годов, в настоящее время значительно уменьшились. Сам облик предпринимателя уже не имеет того эпатажного характера, который возник в начале 90-х годов. Следовательно, ценности прагматической нравственной культуры в современной России формируются и в процессе развития освобождаются от нигилизированных форм проявления.
Значительно более проблематично обсуждение системы нигилистических нравственных ценностей. В силу определенной совокупности причин они начали складываться в российском обществе около полутора веков назад. Их последователи не сомневаются в том, что истинно нравственными ценностями являются исключительно нигилистические нравы. Для подтверждения или опровержения мнения нигилистов необходимо представить их совокупный образ. Поскольку понятие нигилист для большинства россиян ассоциируется с известным для всех образом Базарова, следует оговориться, что созданный И.С. Тургеневым образ нигилиста не имеет ничего общего с сутью российского нигилизма (чем неоднократно возмущались российские
\ "1 Г vy vy vy vy vy
нигилисты). По своей сути содержание российской и европейской моделей нигилизма крайне далеки одна от другой.
Российские нигилистические нравы сложились под воздействием отрицания морали, не приведшей человечество к социальному равенству и такого проявления людьми нравственности, в котором абсолютизируется добро и нет места злу. Следовательно, в социальной практике, по мнению идеологов нигилизма, должно быть уничтожено все, в чем просматривается хоть какой-либо элемент зла. В целях тотального уничтожения зла оптимальными для достижения этой цели средствами (нравственными ценностями?) нигилистами были приняты борьба и бескомпромиссность. Характерное для нигилизма атеистическое мировосприятие сконцентрировало их внимание на вере в силу человека, высшей ценностью нигилистических нравов стала сила подавления. Одной из высших ценностей нравственности нигилисты считали способность человека к проявлению конфликтности, которая знаменовала собой его неудовлетворенность жизнью.
Романтизация этих состояний привела к обесцениванию ценности жизни любого человека. Наиболее привычным для нигилистов самовосприятием становится состояние жертвы, на которую должен быть способен любой нигилист ради достижения главной цели - уничтожения зла в мировом масштабе. Одним из самых высоких, с точки зрения русского нигилизма, ценностей считалось самообоже- ние. Это означало, что на место изгнанного из души Бога нигилист ставил себя, и именно свои мнения, как отмечал философ и теолог С.Н. Булгаков, считал единственным критерием нравственности и истины [см. 2]. Наиболее опасным последствием нигилистического мировосприятия стала для последователей нигилистов концентрация внимания человека на выявлении в любом другом человеке только его недостатков и вытекающая из этого потребность по любому поводу выражать всегда свое возмущение всеми. Потребность и способность возмущаться стала одной из ценностей нигилистической системы.
В силу нецелесообразности созидательного труда до момента полного уничтожения мирового зла в образе жизни нигилистов начинает формироваться эйфорическая инерция ничегонеделания. Она подкреплялась пренебрежением не только к богатству, но и к элементарному материальному обеспечению жизни. Бедность воспринималась ими как символ высокой нравственности. Нельзя не упомянуть и о таких, с позиций нигилистов, нравственных ценностях, как упрощении и обеднение их представлений о мире и жизни людей, милитаризация их речи, ее огрубление, внесение в процесс общения ненормативной лексики, доминирования в процессе общения повелительного наклонения. Для завершения образа системы нигилистических нравственных ценностей следует отметить в качестве определяющего состояния нигилиста недоверие кому-либо, безнадежность по отношению ко всему на свете и невозможность любви ни между родителями и детьми, ни между мужчиной и женщиной, ибо поиски недостатков друг у друга, по-видимому, просто опустошают душу нигилиста.
Парадокс заключается в том, что все созданные российскими нигилистами нормы поведения фактически не только разрушают личность самого нигилиста, но и ведут к разрушению общества. Объективно их нет возможности считать ценностями, но субъективно, для самих нигилистов, они имеют огромную привлекательность, в воображении нигилиста способствуют подчеркиванию необычности его личности, героизируются общественным мнением нигилистической культурной группы. Объективно было бы правильнее назвать нигилистические нравы системой псевдоценностей.
Из всей системы нигилистических псевдоценностей нравственным критериям отвечают лишь добрые намерения, а способы и результаты их реализации оказываются аморальны. Следовательно, нигилистические нравы не отвечают критериям нравственной культуры, нигилистические псевдоценности выглядят ценностями лишь в представлениях нигилистов, ибо объективно способствуют разрушению как общества, так и каждого конкретного нигилиста.
В заключение необходимо отметить, что наряду с традиционной нравственной культурой сложились и стали необходимыми для самовоспитания и самореализации человека гедонистический и прагматический ее типы. Нигилистические же псевдоценности, привлекая внимание некоторой части людей, объективно представляют собой ложное понимание духовности.
Наиболее глубоко и широко воспринятое человеком содержание нравственной культуры дает возможность для развития его врожденных задатков в индивидуальные способности. Врожденные задатки человека определяются в науке как внутренняя личностная обусловленность к выполнению определенных видов деятельности. Сопоставляя значимость внешней и внутренней обусловленности приобщения индивидов к различным видам деятельности, еще В.М. Бехтерев отдал предпочтение внутренним, т.е. индивидуальным особенностям каждого человека. «Внешние раздражения, - уточняет он свою мысль, - играют роль толчка, который дает повод к оживлению внутренних следов» (1, 491). Одним из внешних раздражений, оживляющих внутренние следы, является нравственная культура общества, различные типы которой стимулируют более органично развитие задатков человека к выполнению им исполнительской, интеллектуально- творческой или организационно-предпринимательской деятельности.
С более подробным содержанием особенностей организации нравственного воспитания в профессиональном образовательном учреждении можно ознакомиться в курсе «Нравственная культура», читаемом на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ. 2012

Еще по теме 1.6. ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА:

  1. 4.1. Понятие профессиональной деятельности, специальности, должности. Трудовой пост в организации и его компоненты
  2. ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
  3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТ
  4. ДУХОВНЫЙ АКТ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ
  5. Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО РАССТРОЙСТВ
  6. 4. Формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах и составе профессиональной деятельности при подготовке рабочих
  7. 9.4. Формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах и составе профессиональной деятельности при подготовки рабочих
  8. 9.4. Формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах и составе профессиональной деятельности при подготовки рабочих
  9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ
  10. О.М. Давыдов Челябинск, ЧГАА КАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА, DACUM-АНАЛИЗ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ФОРМЕ НЕЧЕТКИХ МАТРИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ
  11. § 1. Знания по истории психологии труда в профессиональной культуре специалиста-человековеда
  12. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  13. 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ
  14. 2.7. Как получить глубокие знания (памятка студенту)
  15. 2.2. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК НЕСПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
  16. Глава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ