ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЗАНЯТЫХ И НЕЗАНЯТЫХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Кабирова А.А., Россия, г. Казань
Ни для кого не секрет, что проблема толерантности, а особенно этнической толерантности, в России во все времена стояла очень остро. В первую очередь это связано с полиэтничностью нашей страны.
На данный момент население страны составляют более 160 национальностей (этнических групп), причем представители практически всех их живут в постоянном тесном контакте друг с другом. Данное положение дел, разумеется, приводит к возникновению различных конфликтов, скрытой или явной причиной которых является интолерантное отношение к представителям другой национальности. Острота переживания подобных ситуаций нередко зависит от возраста его участников. Причем наиболее тяжело они протекают, когда хотя бы одним из участников конфликта является человек пожилого возраста. Такой феномен можно объяснить тем, что, вступая в пожилой возраст человек оказывается в одной из самых трудных стадий кризиса, так как его жизнь меняется кардинально, происходит переосмысление всех прожитых лет. Необходимо отметить, что в современной России количество пожилых людей (а к ним чаще всего относят людей, которые достигли пенсионного возраста) по отношению с количеством новорожденных, постоянно увеличивается. По статистике сейчас уже более 25% людей от всего населения переступили рубеж пожилого возраста, и эта цифра постоянно увеличивается.
В последнее время в профессиональной сфере требования работодателей к возрасту сотрудников заметно возросли. Современные социально-экономические условия страны привели к тому, что большая часть пожилых людей оказалась невостребованной. Перешагнув пенсионный возраст, многие из них просто оказываются «за чертой жизни». В обществе укоренился образ бедного, немощного, заброшенного пожилого человека. Особо остро это чувствуется в сфере, связанной с трудовыми отношениями. На этом фоне у людей пожилого возраста формируется разочарование в себе, в жизни, они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности, либо становятся конфликтными, ворчливыми, критикуют всех кроме себя. У таких людей возникает ненависть к окружающим их людям и ко всему миру в целом. Такую старость в современной психиатрии называют «несчастливой» и характеризуют повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти. И есть четкая грань, за которую современные работодатели не желают переступать. И получается, что пенсионеры остаются именно за этой гранью, т.к. элементарно не подходят по возрасту. При этом человек с многолетним опытом остается ненужным и негодным в профессиональной сфере. Негативными атрибутами старости выступают высокая степень интолерантности, инертность и пассивность жизненной позиции, социальная дезадаптация, практически полное отсутствие у пожилых людей навыков владения техникой современного существования.
6,1 5,6 5,8
          4,2
       
     
6,5,3,2 О О X
<к с о
о
О X

X
о
I неработающие
Рис. 1. Средние значения компонентов этнической толерантности работающих и неработающих
пожилых людей
? работающие
Существенную роль играют религиозные ориентации пожилых людей и их этническая принадлежность. Здесь возникает один из самых острых вопросов - об особенностях этнической толерантности у разных людей.
Проведенное исследование было направленно на выявление особенностейэтнической толерантности в зависимости от работоспособности людей пожилого возраста, которое проводилось при Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Результаты, полученные в ходе этого исследования, показаны на рис.1.
Неработающие пожилые люди характеризуются низким уровнем этнонигилизма, что говорит об их неравнодушии по отношению к этническим нормам и высоком уровне принятия культуры своего народа. Вероятнее всего это объясняется тем, что они более четко идентифицируют себя с представителями своей этнической группы. Они стараются соответствовать в поведении тем нормам, которые приняты в их этнической группе. В целом следует отметить, что они чаще считая свой этнос, народ в чем-то лучше другого, они более склонны к интолерантному проявлению, нежели работающие пожилые люди, так как в связи с наличием свободного времени пожилой человек все более углубляется в правила и нормы, которыми характеризуется их этническая группа. То есть они фактически остаются наедине с собой и собственными представлениями, со своей верой в свой народ, этнос, что происходит потому что неработающие пожилые люди стараются быть хоть к чему-то «привязанными», чувствовать свою принадлежность к определенной части общества. Шкалы «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» являются активными показателями этнической толерантности. Эти показатели несколько выше у работающих людей, чем у неработающих, т.е. работающие, в отличие от неработающих пожилых людей, более склонны отстаивать свои этнические интересы. Занятые в производительной сфере пожилые характеризуются высоким показателем этнонигилизма, что, возможно, придает некоторую деструктивность этническому самосознанию на вербальном уровне, так как этническая идентичность, и этническое самоопределение несут в себе также и уважительное отношение к представителям других этнических групп. В целом работающие пожилые люди проявляют себя толерантнее в отличие от неработающих пожилых людей.
  26,2      
       
     
     
     
     
неработающие
Рис. 2. Средние значения общего показателя этнической толерантности работающих и неработающих
пожилых людей
Полученные результаты при исследовании общего показателя этнической толерантности показывают, что этническая толерантность у людей, которые в пожилом возрасте не заняты в профессиональной сфере несколько выше, чем у работающих пожилых людей. Однако различия статистически подтверждены не были. Проведенное исследование показало, что трудовая занятость положительно влияет на этническую толерантность людей пожилого возраста. Возможность реализовать себя в трудовой деятельности приводит к тому, что они более спокойно воспринимают окружающих их людей в независимости от этнической принадлежности. В то же время неработающие пожилые люди, оставаясь невостребованными, зачастую воспринимают окружающих людей по определенным стереотипам, которые чаще всего бывают отрицательными. В связи с этим рекомендуется уделять больше внимания занятости людей пожилого возраста как в профессиональной сфере, так и в организации их досуга. Можно ожидать, что образ старого, немощного, ворчливого, никому не нужного старика в обществе при этом будет постепенно размываться.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЗАНЯТЫХ И НЕЗАНЯТЫХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ:

  1. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  2. Глава ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
  3. ЦЕНТРЫ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.
  4. КАРИМОВА А.Р. СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
  5. М.Л. Бельски ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ
  6. 13.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ЖИЗНИ
  7. 6.7. ЭРГОНОМИКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
  8. Сухова И.И. чувство одиночества и решение проблемодиноких пожилых людей в Норвегии
  9. В. В. Лемиш СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СУБЪЕКТИВНАЯ ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
  10. Е.А. Силина, Т.А. Попова НЕКОТОРЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
  11. В. В. Лемиш СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
  12. ПРОГРАММЫ КОГНИТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (COGNITIVE INTERVENTIONS WITH older persons)