ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Цаллагова З.Б., Россия, г. Москва
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур.
Этим воспитательным задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации средней школы и вуза, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности. Сравнительно- сопоставительное рассматрение народно-педагогических знаний разных народов, исключает навязывание тех или иных ценностей, межнациональную интолерантность, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности.
Наблюдения показывают, что эффективность работы по реализации воспитательного потенциала народной педагогики как фактора формирования межнациональной толерантности возрастает при проведении специальной учебно-воспитательной работы на уроках по предметам гуманитарного цикла, подключении межпредметных связей, раннем начале формирования культуры межнациональных отношений, учете возрастного фактора, учете индивидуальных особенностей каждого школьника, специфики учебных коллективов.
Особенно важно проведение такой работы в периоды социально-экономической нестабильности, которая сопровождается социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, преступностью, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения, обострения этнического экстремизма. Перечисленные факторы способствуют нарастанию попыток разрешения возникающих общественных проблем силовым путем со стороны оппозиционно настроенных к власти этнических общностей. Именно по этому поводу говорил Вольфрам Вейднер: «Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит». Наиболее радикальные настроения на этнической основе чаще всего возникают среди молодежи, не имеющей устоявшихся мировоззренческих ориентиров. Именно поэтому так важна соответствующая профессиональная и этнокультурная компетентность педагога, осознающего, что одной из главных причин этнического экстремизма являются взаимные территориальные притязания этносов, которые обусловлены: историческим прошлым этносов, нечеткостью или отсутствием демаркации существующих границ, возвращением на историческую родину ранее депортированного этноса, расчленением этноса между разными государствами и др. Обостряется этнический экстремизм и политическими причинами (борьба за власть между различными этническими группами на местном или региональном уровне, борьба этноса за свой политический статус или за полную государственную независимость).
В связи с серьезностью проблемы во всем мире уделяется огромное внимание оздоровлению социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками этноконфликтов, а также моделированию различных сценариев возникновения и развития этноконфликтов, своевременному принятию оперативных мер по их нейтрализации на глобальном и региональном уровнях, а также усилению этнокультурного компонента содержания образования. Именно образовательные институты в такой ситуации наиболее эффективно могут проводить воспитательную работу по формированию толерантных, благоприятных межэтнических отношений. Особенно результативно при осуществлении такой работы обращение к народно-педагогическому наследию. Школа как социальный институт общества, использующая этнопедагогические традиции как содержатульную основу учебно - воспитательной работы, может внести существенный вклад в воспитание толерантных межэтнических отношений. И если взрослых людей, стреляющих друг в друга из-за националистических установок, мирить может быть поздно, то детям просто необходимы примеры и образцы эталонного толерантного поведения и мироосознания. С младших классов необходимо развивать у школьников такие нравственные чувства, как уважение и любовь не только к своей родине и своему народу, но и другим странам и народам.
В условиях переосмысления ценностей человечества и наций общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что приводит к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовных и нравственных ценностей, обычаев и традиций каждого народа. Как писал К. Д. Ушинский: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национально более, чем что-либо другое».
В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач воспитания этнической толерантности получила широкое развитие. Важность такого воспитания подчеркивали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и другие. В современной отечественной педагогике формирования этнической толерантности рассматривается как процесс
319превращения социально и государственно значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.
Болдырев, Э.П. Козлов, И.А. Липкина, Н.Т. Трофимова, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская и др.).
Ученые среди основных средств воспитания толерантной личности называют включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений, передачу социального, этнического опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах, формирование ценностных ориентаций, знакомство с историей родного края, историко- культурными и природными памятниками в русле диалога культур и цивилизаций.
В начальной школе в силу специфики возраста (ярко выраженная необходимость в нравственном и поведенческом идеале, эмоциональность, восприимчивость, непосредственность в восприятии фольклорной образности и т.д.) привитие соответствующих моральных и поведенческих установок, осознание себя гражданином не только малой родины, республики, но и всей страны происходит наиболее гармонично. Однако между целями и задачами такого воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы этнокультурное сознание подрастающего поколения.
Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни, она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования толерантной личности.
Все проявления материальной и духовной жизни этноса нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы. Однако, меры по решению проблем трансляции этнокультуры часто носят несистемный, нецеленаправленный характер. Проблема заключается в наличии противоречий между необходимостью приобщения школьников к основам национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач нравственного воспитания на основе народных традиций.
Обобщение современного опыта педагогической работы по формированию в структуре личности школьников этнической толерантности показывает, что наиболее эффективен этот процесс, если:
- будет выявлен нравственный потенциал и система гуманистических ценностей содержания этнокультурных традиций того или иного народа в связи с мировой культурой;
- этнический компонент содержания воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;
- целенаправленно осуществляется приобщение учащихся к этнокультурным традициям в сочетании с обеспечением исторической грамотности учащихся, их широкого историко-этического просвещения, развитием способности понимать себя и другого человека в качестве субъекта определенной этнической культуры;
- учащиеся включены в активные и разнообразные виды учебной и внешкольной деятельности, ориентированной на формирование не только национального самосознания, но и общегражданского сознания.
Эффективность такой работы возрастает при раннем начале формирования культуры толерантности; нацеленности на активное усвоение соответствующих разделов содержания образования по предметам гуманитарного цикла; проведении специальных факультативных занятий, подключении межпредметных связей, способствующих организации глубокого восприятия этнопедагогического материала. Важным залогом успешности процесса является достаточная психолого-педагогическая подготовка учителя для работы с соответствующим материалом, позволяющим на всех степенях образования вести межкультурный диалог - надежное и верное средство продвижения к истине, прозрению и мудрости, обо в различии этнических культур важно видеть достоинство, а в их диалоге видеть форму истины более высокого порядка. Это тем более важно, что "в народных культурах нет материала для межнациональной розни. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов, Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки друг другу" (Г.Н.Волков).
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ:

  1. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  2. Толкачева Е. С. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКА
  3. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  4. КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  5. Хрулева М.Ю. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  6. О. А. Драганова ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
  7. «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ» ПЕДАГОГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
  8. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  9. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  10. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
  11. ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  12. ДИАЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ