ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Иванова А.В., Россия, г. Ставрополь
Воспитание этнокультурной толерантности в молодежной среде как своего рода логического продолжения здравого национального самосознания личности является одной из актуальнейших проблем современности.
Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой образования новую цель - воспитание поколения, обладающего общепланетарным мышлением. Общепланетарное мышление характеризуется способностью человека рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в определенной стране, но и в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.
Многоплановость проблемы «толерантности» предполагает ее изучение с различных точек зрения. Понятие «толерантность» используется в разных областях знания: в психологии, философии, педагогике, этике, медицине и других науках.
Для формирования и поддержания этнической толерантности необходимо понимание и объяснение психологических явлений и особенностей через глубинную сущность культур. Поскольку, личность формируется в определенной культуре, несомненно, подходить к вопросам воспитания толерантности в молодежной среде необходимо с учетом этнопсихологических особенностей.
Вот уже более десяти лет, как слово «толерантность» обсуждается в научных кругах. Если значение слова толерантность, при употреблении его в обыденных ситуациях, легко улавливается из контекста, слово «терпимость» более знакомое и привычное, употребляемое в обычной речи, означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставит вторую щеку», жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости, как недопустимым [1]. В научных кругах вновь заговорили о необходимости создания нового учения о ценностях, основой которых будут принципы толерантности, адаптированные нашему времени
В «Философском энциклопедическом словаре»: «Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам и привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [6]. В словаре социально - психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова: «Толерантность является признаком культуры ума и выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям».
В научной литературе толерантность рассматривается как признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия, признание много мерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения и позиции.
По утверждению В.А. Тишкова «Толерантность - это не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление личных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность - это сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество, а общество такую установку поощряет. Терпимость - это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм нетерпимости» [5].
По определению А.Г. Асмолова термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение. Отдельные исследователи рассматривают «толерантность» как возможность решения межкультурных и межнациональных проблем: по мнению О. Хеффе толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание ценности других культур.
Исходя из вышесказанного «толерантность» можно рассматривать как «моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к взглядам иного рода, нравам и привычкам, но и основой безопасности. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность выражается в стремлении достичь понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, методами разъяснения и убеждения. Толерантность необходима по отношению к особенностям культуры различных групп или к их представителям.
Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития. Толерантность (и самотолерантность) — это не что иное, как мировоззренческая установка и механизм, с помощью которых можно частично исключить из общества факторы, порождающие иррациональное поведение, формулировать и реализовывать оптимальное поведение, а для личности — создавать психологический комфорт и уверенность в самой себе, в своем правильном выборе.
Как толерантность в целом может служить одним из критериев гуманизма общества, так и самотолерантность является показателем человеческого в человеке.Толерантность пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни. Из осознания многообразия видов и форм толерантности становится ясно, что вряд ли корректно вести речь о «толерантной (интолерантной) личности» как таковой - точнее будет говорить об уровне или степени проявления толерантности (интолерантности), об измерениях и аспектах применения принципов толерантности в конкретных ситуациях.
Важнейшая цель воспитания толерантности в молодежной среде состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности с учетом культурных и психологических факторов.
Этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Предположение о существовании национального характера всегда было более или менее скрытой посылкой, как обыденного сознания, так и социальных наук. Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. В дальнейшем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали, прежде всего, темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, и т.д. [4].
Этнокультурный подход делает актуальной задачу восстановления образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения» [3].
Воспитание этнокультурной толерантности как своего рода логического продолжения здравого национального самосознания личности является одной из актуальнейших проблем современности. Методологическим ориентиром в процессе социально-педагогического целеполагания, а также в отборе содержания образования, методов и средств образовательно-воспитательной деятельности, должны стать интеграция ментальных ценностей людей и социумов, формирование единого ментального и поликультурного пространства. Оптимальная образовательная стратегия возможна лишь при условии соединения принципов монокультурности и поликультурности - единства и многообразия бытия культуры, их взаимной коррекции, равновесия. Этой стратегией является диалог, который представляет собой не простое наложение двух противоположных идеалов — единства и отдельности, монокультурализма и мультикультурализма, но поиск «срединной культуры». Важнейшая цель современного образования - воспитание диалогического человека, способного воспринимать и создавать мир в гармонии его многообразия. Система образования должна сформировать систему духовной интеграции, диалога ментальности и межнациональной толерантности.
В многонациональном обществе теоретическое и практическое решение проблемы культурной и духовной консолидации этносов, подготовку личности к жизни можно считать одной из главных функций системы образования. Так же считает Кузнецова Е.В.: «В своем развитии образование должно опираться на культуру, духовные традиции, исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания народов».
Реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвано создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с освоением соответствующих социальных и нравственных норм поведения: "Я - представитель своего этноса", "Я - россиянин", "Я живу в содружестве народов России", "Я - гражданин мира".
Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания, в связи с этим неоспоримым фактом является учет этнопсихологических факторов при воспитании толерантности, как неотъемлемых составляющих личности человека.
Таким образом, воспитание толерантности в молодежной среде должно носить системный подход и учитывать этнопсихологические особенности личности.
Литература:
1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность.//Век толерантности - М., 2001. - С. 5-6.
2. Волова Л.А. Диалог культур: теория и реальность (на примере Северного Кавказа). Пятигорск, 2003. - 338с.
3. Иванова С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре. Авт. диссертации ... канд. филос. наук. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
5. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие»)/Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1977.- С. 57-58.
6. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М, 2001. - С. 457.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ:

  1. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  3. БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  4. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  5. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЯХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  6. ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  7. Шершнёва Т.В. ОТНОШЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  8. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  9. БАЛАШОВА Е.А. РУКОВОДСТВО И ПОДЧИНЕНИЕ: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  10. Макарова А.П. восприятиЕ образа политического лидера в Молодежной среде
  11. Магомедо в Д.З., Омарова П. О. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  12. ЛЕТРИХС.А., МЕДЯНИК О.В., КИСЛОВА Г.И. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ДАГЕСТАНЕ
  13. Казарян И.А. Проективные методики: этнопсихологический и психодиагно-стический аспекты
  14. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ
  15. Соловьева М.А. ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ