ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Пацукевич О.В., Беларусь, г. Горки В условиях динамично развивающегося социума толерантность стала неким своеобразным фундаментом для построения системы межличностных, социальных, международных отношений.
Актуальность данной проблемы как общественного явления детерминируется усиливающимися процессами глобализации мирового цивилизационного процесса. В связи с этим на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Процесс формирования системы современных представлений о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и способного дать защиту от несправедливости, был во многом подготовлен деятельностью философов XVT-XVTI вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Эта проблема впервые возникла в западной цивилизации в религиозной сфере, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в демократическом обществе. Решающей главой в истории толерантности явился Кромвелевский период английской истории XVII века.
В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) французский философ Вольтер, как самый последовательный критик фанатизма и защитник толерантности, не столько подвергает критике саму религию, сколько показывает, как она разрушается предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но люди не обязаны думать одинаково об отвлеченных предметах. Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера,
явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами.
В литературе сложились социокультурные и семантические подходы к толерантности. В английском языке толерантность - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, ... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других люде, а значит быть милосердным (В.И.Даль).
Проблему границ толерантности рассматривал в своей этике В.С. Соловьев. Они, по Соловьеву, простираются от простых, житейских отношений терпимости до высших, метафизических категорий добра и зла. Национальная терпимость строится у Соловьева не на отрицании важности и необходимости этнокультурных различий, но, напротив, на основе необходимости их развития. Для него толерантность представляет собой условие совместного нормального сосуществования этнического многообразия человеческой цивилизации.
Необходимо отметить, что существенный вклад в изучение феномена толерантности внесли современные философы, в работах которых толерантность-терпимость соотносится с целым рядом других феноменов культуры. Подчеркивается, что критерии толерантности, выделенные группой исследователей (Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой) выражаются как: 1) равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);2) взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам инвалидов и беженцам; 3) равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; 4) сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; 5) охват событиями общественного характера, праздниками большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; 6) возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; 7) свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; 8) сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; 9) позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Эти критерии соответствуют Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995).
Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменения сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, - все это связывают сегодня с понятием «толерантность». В последние десятилетия этот термин стал международным.
В современной научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Она предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, а не сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Она является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый волен в желании придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими, а также то, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также в воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый Другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений
людей, народов и стран. Поэтому следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
Трудно переоценить значение толерантности в современном мире. С одной стороны, благодаря развитию компьютерных технологий и электронных коммуникаций люди разных культур получили уникальные возможности для межнационального общения. Но расширившиеся межнациональные контакты в некоторых случаях привели к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. В результате во многих регионах земного шара остро встала проблема беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов. Их адаптация к новым условиям часто бывает нелегкой.
Для преодоления негативных явлений современной общественной и политической жизни нормой жизни каждого человека - и взрослого и ребенка - должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»:

  1. Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  4. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
  5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  6. ПЕСЕГОВА Н.М. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У ПЕДАГОГОВ
  7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ
  8. ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
  9. Харитонова Т. С. Садыкова Д. И. МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
  10. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
  11. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РОЛИ И МЕСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  12. 7.1. Представление об организации. Понятие «организационная культура»
  13. 7.1. Представление об организации. Понятие "организационная культура"