ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Дрынкина Т.И., Россия, г. Санкт-Петербург В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Экономическая и во многом политическая модернизация состоялись, но попытки ускоренной ценностной модернизации и глобализация неизбежно привели к культурному конфликту, который продолжает усугубляться.
Надо признать, что Глобальные сети, Интернет, массовая культура пока еще не способны унифицировать культурное пространство и привить человечеству единую систему ценностей и стандартов. Напротив, эпоха постмодерна принесла, наряду с массовыми миграционными процессами в мире, и оживление деятельности активистом различных локальных, региональных, этнокультурных и этноконфессиональных групп, что вызвало в свою очередь рост националистических идей в обществе. В настоящий момент проблемы толерантности активно обсуждаются одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Таким образом, повышенный интерес к толерантности обусловлен потребностями социальной практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой - порождающей новые социальные процессы и события, которые как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцируют различные по своему характеру проявления интолерантности.
Традиционно под толерантностью понимают способность человека (или группы) позитивно реагировать на окружающие социальные различия. Термин толерантность, как правило, применяется в ситуациях, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожидаемо - привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению и в последнее время чаще употребляется в связи с проблемами религии, культуры, политики и морали. В самом общем виде к видам толерантности/интолерантности выделяют следующие: политическая, расовая, этническая, конфессиональная, идеологическая, межпоколенная, гендерная, межличностная, межкультурная, межконфессиональная, профессиональная, управленческая, социально-экономическая. Структура толерантности включает аффективные, когнитивные и поведенческие компоненты, поэтому реакция на различия может быть эмоциональной, когнитивной, конативной или комплексной.
Исходя из положения, что феномен толерантности необходимо рассматривать в контекст культурно - исторических, социально-экономических и политических изменений в обществе в данной статье мы обратим внимание на такие частные уровни проявления толерантности как факторы макроуровня, мезоуровня и микроуровня.
Основными факторами макроуровня являются общество и государство. Наряду с универсальными социальными характеристиками (демографический состав населения, соотношение социального большинства и социального меньшинства, интенсивности миграции, наличие/отсутствие социальной стратификации в сознании граждан и др.) существуют и специфические характеристики конкретного общества и государства. Так одно из описаний специфических характеристик макроуровня можно найти в теории социальных эталонных переменных Т. Парсонса.
Т. Парсонс разводит понятия «культура», «общество». Общество - это социальная система мотивированного действия, организованная вокруг взаимоотношений людей. Эта система характеризуется тем, что включает процесс взаимодействия между двумя и более людьми. Культура - это система символических эталонов, которые создаются отдельными личностями и передаются социальными системами от личности к личности посредством обучения. Культура характеризуется тем, что она формируется не с помощью взаимодействия, а с помощью организации ценностей, норм и символов, которые руководят выбором людей и ограничивают виды взаимодействия.
Для понимания взаимосвязи личности, общества и культуры Т. Парсонс вводит понятие «социальные эталонные переменные» (СЭП), которые в различных формах интегральны для систем общества, личности и культуры и определяют альтернативные предпочтения, ожидания или предрасположенности. Существует пять основных эталонных переменных: аффективность или аффективная нейтральность (АФФ - АФН); ориентация на себя или ориентация на коллектив (ИНД-КОЛ); универсализм или партикуляризм (УНИ-ПАР); качества или результат (КАЧ-РЕЗ); специфичность или диффузность (СПЕ-ДИФ). Все социальные эталонные переменные отражают в культурном аспекте нормативные эталоны; в личностном аспекте - систему оценки объектов и ситуаций; в социальном аспекте - систему ролевых ожиданий.
Каждая СЭП представляет собой дилемму. Первая (АФФ- АФН) выражает дилемму: либо первоочередное удовлетворение своих импульсов, либо самодисциплина и контроль над эмоциями. Вторая (ИНД-КОЛ) связана с разрешением дилеммы: выбор либо частных, либо коллективных интересов. Третья (УНИ-ПАР) предполагает, что человек должен решить - рассматривать ли объекты данной ситуации в соответствии с общей нормой, относящейся ко всем объектам этого класса, или в соответствии с частной нормой, применяемой только в его сообществе (коллективе, этносе и пр.). Четвертая социальная переменная (КАЧ-РЕЗ) связана с определением критериев, применяемых для оценки (объектов, других людей, себя, ситуации): человек может отдать предпочтение либо качеству социальных объектов, либо результатам их деятельности. Пятая (СПЕ-ДИФ) связана с выбором пределов, в каких субъект будет реагировать на объект. Либо он будет реагировать на множество аспектов данного объекта, проявляя в этом случае диффузность, либо он реагирует только на ограниченное количество аспектов, проявляя специфичность в этом случае потребности ограничивают вид и контекст значимости социального объекта, включая лишь формальные обязанности и исключая любые другие потенциальные виды контактов.
Социальная система (система общества) представлена дихотомиями УНИ-ПАР и КАЧ-РЕЗ, которые влияют на ролевые ожидания.
Взаимосвязь социальных эталонных переменных «АФФ-КОЛ-ПАР-ДИФ-КАЧ» означает традиционную общность, согласно Ф. Теннису. Взаимосвязь социальных эталонных переменных «АФН-ИНД-УНИ-РЕЗ-СПЕ» современное общество. Культурная система представлена дихотомией ИНД-КОЛ.
На макроуровне Россия имеет собственную специфику, которая может быть описана следующим образом. Россия как государство никогда не было моноэтническим государством. В отличие от Британской империи или Франции, где все колонии были «заморскими», а представители титульных народов, за исключением чиновников, солдат и торговцев, обитали главным образом на территории метрополии, Россию всегда отличало смешанное проживание народов и, прежде всего, русских. Однако остается неоспоримым фактом то, что русский язык и русская культура в целом во все времена служили и до сих пор служат мощным объединяющим началом для всех народов, оказавшихся в разные периоды в составе российского государства.
Федеративное устройство современной России носит ассиметричный характер, сочетая в себе территориальный и национальный тип политической субъектности, что само по себе уже конфликтогенно.Все это создает сложную систему реальных этнополитических неравенств, где в соответствии с современными норами признается равенство всех народов, образующих российскую нацию.
Российское общество отличает феномен «культурного запаздывания», когда политические и экономические изменения существенно опережают ценностную и психологическую готовность людей к радикальным переменам в их жизни. Величина этого «запаздывания» различны для каждого из народов, входящих в этносоциальное пространство России.
Между тем факты говорят о том, что в Российском обществе основе интолерантности лежит вовсе не «социокультурная дистанция», а политические, социальные, экономические и иные интересы: проявления открытой интолерантности с большей вероятностью возникают в межкультурных, управленческих, межконфессиональных отношениях. В скрытом виде чаще проявляется гендерная, межэтническая, профессиональная интолерантность. Социально-экономическая и политическая интолерантность в последнее время чаще проявляется в открытой форме. Взаимоотношения общества и власти на правовом поле регионов в целом оцениваются как интолерантные.
В экономическом пространстве наши соотечественники демонстрирую страх ухудшения экономического положения; интолерантные установки по отношению к бизнесу присутствуют лишь с незначительным преобладанием над толерантными.
Основным фактором среднего уровня являются институты образования и воспитания, осуществляющие гуманитарное воспитание подрастающего поколения с целью способствовать становлению позитивной национальной идентичности как на правовом уровне (согражданства), так и на уровне символическом (психологическим). К сожалению, следует признать, что гуманитарное воспитание пока не справляется с этой задачей. Как показывают данные исследования пожилые люди, оказываются более толерантны к своим соотечественникам, чем молодежь. Однако, изучение различных проявлений толерантности в детской среде в целом показывает высокий потенциал толерантности, но реализация этого потенциала затрудняется негативностью социального контекста: семейными отношениями, экономическим положением, чрезвычайными событиями, военными действиями. Как показывают исследования в обыденной жизни наибольшую толерантность наши соотечественники склонны проявлять в ситуациях межпоколенного и межличностного взаимодействия.
Основным фактором микроуровня является семья как базовый элемент первичного социального взаимодействия, где формируются начальные навыки социального взаимодействия, образцы и нормы поведения, социальные отношения главное, негативные этнические стереотипы, которые чаще всего и вызывают впоследствии конфликты как на межгрупповом, так и на межличностном уровне. Как показывают исследования, семья в качестве толерантного «социализатора» доминирует над воспитательным воздействием институтов образования и воспитания. Если семья и, например, школа транслируют различные по содержанию и направленности системы ценностей и стереотипов, в противостоянии «выигрывает» семья, т.к. семейное воспитание носит непрерывный характер и осуществляется на осознаваемом и неосознаваемом уровне.
В качестве дополняющих факторов следует назвать средства массовой информации и искусство, которые также формирует культуру, систему норм, образцов поведения, хотя их влияние не всегда осознается «адресатами» воздействия.
Специфическим фактором, обусловливающим толерантность/ интолерантность, особенно на межличностном уровне, является личный опыт социального взаимодействия. Это личный опыт взаимодействия чаще всего снижает воздействие системы социальных стереотипов, сформированных в процессе социализации, в то время как отсутствие такого опыта подкрепляет стереотипизированное восприятие и оценку «другого» в социальном отношении человека.
Таким образом, при исследовании толерантности, надо исходить из того, что этот феномен проявляется в ситуациях, имеющих социальное значение и распространяется на сферы социальных отношений, социального познания и социального поведения; это значение определяется обнаружением социально-значимых различий. Толерантность - это социальная реальность, которую люди наблюдают в повседневной жизни, когда социальная значимость различий, существующих между ними (или группами, к которым они принадлежат) воспринимается как психологическая угроза (дискомфорт, диссонанс, давление) и трансформирует их социально-психологическую активность, направляя ее на снижение или усиление значимости этих различий.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ:

  1. 1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
  2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
  3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТЫДА.
  4. ГЛАВА ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМООТНОШЕНИЯ
  5. ЧАСТЬ II ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
  6. 8.1. Феноменология коммуникативного мира личности
  7. ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  8. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
  9. Засорина Л.Н. ГОЛОС В БИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
  10. ПЕРЕЖИВАНИЕ: МЕЖДУ КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ
  11. СОЦИОКУЛЬТУРНО-ИНТЕРДЕТЕРМИНИСТСКАЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА УГЛУБЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХО-ЛОГИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
  12. УДК 159.942.К. В. ВЕРБОВА О ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭМОЦИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ
  13. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРАНСА И НЕКОТОРЫЕ ИНДИВИДУ-АЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  14. РАЗНЫЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КОНФЛИКТА И РАЗНЫЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
  15. КОВАЛЕНКО М.И., КОВАЛЕНКО М.М., ШАТКОВСКИЙ Ю.В. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПАССИОНАРНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ТИПА «А»