ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

Полежаев Д.В., Россия, г. Волгоград
Философско-образовательное осмысление социальных проблем современности предполагает не только продвижение тех или иных явлений в образовательно-воспитательном процессе, но и совмещение их с различного рода ориентирами и нормами, убедительно «работающими» в образовательном пространстве учебного заведения вне зависимости от уровня или сегмента занимаемого образовательного субъектом пространства.
Философия образования предполагает феноменологическое и категориально-понятийное, важное в методологическом отношении, осмысление феноменов ментального плана, к числу который относится и феномен толерантности, существенный в плане становления мировоззрения обучающегося.
Определений и толкований толерантности в современном отечественном и зарубежном социально - гуманитарном знании довольно много, в том числе представленных научной общественности в последнее время [1, 111-115], и любое из них может быть использовано в зависимости от собственной исследовательской позиции, используемых методов или сферы научных интересов. В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо точки зрения.
В мировоззренческом же отношении необходимо общее понимание того, что есть «толерантность»: научное понятие, норма, ценность, явление, психологическая установка или нечто другое. Поиск «общего» - обобщенного смысла толерантности привел нас к следующему толкованию, которое представляется убедительным в плане как теоретического и научно-прикладного, так и обыденного его использования - в практике повседневной деятельности, на уровне здравого смысла: толерантность - это допущение иного. Не следует рассматривать данное толкование как единственно возможное понимание феномена толерантности, однако многозначность как самого понятия, так и сфер его применения предполагает обозначение его существенных содержательных элементы.
Проблема ненасилия непосредственно связана с проблемой толерантного поведения, точнее - с проявлением в поведенческих моделях и проектах ментальных глубинно-психических установок, характерных для тех или иных больших социальных образований, малых социальных групп и отдельных индивидов, фиксирующих собственные личностные пространства [3, 49-50]. Допущение, что другой человек имеет иной внешний вид - цвет кожи и разрез глаз, пол и возраст, он вырос в пространстве другой культуры - языка, религии и др., означает, что в отношении его не производится репрессий и иных мер насильственного характера. Но это не означает, что все, привнесенными иными субъектами в нашу жизнь - культурную, языковую, религиозную, профессиональную и др. - отличия, будут приняты и усвоены как свои собственные. Допущение иного означает и допущение самого себя в данный конкретный момент в пространстве наличной культуры. А это - высшая степень свободы человека, осуществления себя как самостоятельного и самобытного субъекта. Толерантность как важный элемент личностного и коллективного самосознания выступает в качестве основы самоопределения личности, социальной группы и общества в контексте социальной ориентации.
Проблема толерантности актуальна для современного социально-гуманитарного знания. Интересна она не только своей научно-исследовательской перспективностью и значительным категориально - понятийным потенциалом, но, прежде всего, практической своей значимостью в контексте, как общих социальных изменений, так и процессов модернизации в образовании.
В современной социально-экономической ситуации все большее число людей вовлечено в информационное взаимодействие, в котором прослеживается тенденция к увеличению агрессии. Наличие в современном обществе различного рода фобий также оказывает негативное влияние на процесс
74формирования образа «чужого», «не-я» в ходе социальной, личностной, профессиональной, национально- этнической, религиозной и др. самоидентификации индивида или социальной группы. Современная российская школа выступает как своеобразный полигон выстраивания межкультурных, межнациональных, межрелигиозных отношений в ходе совместного обучения учащихся. Образование имеет особое значение для формирования толерантности учащихся в исторически многонациональных и многоконфессиональных регионах.
Современное общество, чрезвычайно мобильное и динамичное, требует, чтобы человек был готов отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими. Однако многообразие существующих параллельно традиций приводит часто к возникновению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями).
В массовом сознании довольно часто возникают и нередко культивируются негативизм и агрессия к иной точке зрения.
Толерантность взглядов и суждений людей рассматривается сегодня как одна из важнейших и существенных характеристик подлинного демократического государства. Развитие гуманного общества вообще невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Именно признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только социальной, экономической и других форм интеграции, но и элементарного выживания в современности.
Толерантность, сформированная у человека в школьные годы, в пору личностного становления является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. Считается, что способность адекватно оценить и принять иную точку зрения - это один из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству. Это видится существенным в контексте национального становления и самоосуществления индивида [5, 111] в качестве итога его личностного становления в пространстве образовательного учреждения.
Толерантность может рассматриваться как результат межкультурного общения обучающихся в образовательном учреждении, полученный в результате диалога культур, фиксированного в образовательном учреждении и в пространстве жизни окружающего социума. Принцип общественно- государственного управления образованием выступает как еще одна из философско-методологических основ, существенная для функционирования феномена образования. На его базе, принятой в качестве нормативно правового обоснования, воспитывается чувство уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, актуализированным в процессе образования и воспитания.
Современный многомерный, полиэтничный и многоконфессиональный мир реализует свои духовные и материальные потребности через многочисленные каналы, из которых наиболее существенным и убедительным в плане направленного педагогического воздействия является институт образования, который самым активным образом реагирует на мировые тенденции глобализационного плана и влияет на международные, национально-государственные и региональные процессы посредством личностного самоосуществления индивида. Однако важно помнить, что образование никогда не было односторонне интеллектуальным, сформированным только в инструментальном плане. Без адекватного мировоззренческого наполнения, без соответствующей ценностной ориентации образование может превратиться в деструктивную силу относительно модернизационных намерений. Знаниевого подхода в этих условиях оказывается недостаточно: необходим национальный подход как необходима основа конструирования нового качества образования, необходим компетентностный подход, фиксирующий те или иные инструменты измерения нового качества и необходимо пространство культурного диалога, в котором толерантное поведение на уровне привычки, стереотипа, установки будет «работать» в качестве привычного элемента профессионального образовательного пространства [2, 97].
Литература:
1. Батарчук, Д.С. Формирование толерантных установок учащейся молодежи в условиях этнической диверсификации общества / Д.С. Батарчук // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: сб. тр. межд. науч.-практ. конф. / под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. С. 111-115.
2. Папченко, Е.В. Формирование толерантности как необходимый фактор становления молодежи в глобальном мире / Е.В. Папченко // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: сб. тр. межд. науч.-практ. конф. / под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. С. 97-98.
3. Полежаев, Д.В. Ментальные основания толерантности в России: социально-философский аспект / Д.В. Полежаев // Формирование толерантного сознания в российской школе: сб. науч. ст. Межд. науч. - практ. конф. (15-17 нояб. 2007 г.). - Волгоград: Изд-во ВГПУ Перемена, 2008. С. 45-53.
4. Полежаев, Д. В. Русский менталитет: исторический опыт толерантности / Д.В. Полежаев // Общественные отношения и права человека на юге России: история, современность и перспективы: матер. Межд. науч.- практ. конф. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 304-322.
Полежаев, Д.В. Толерантность как принцип национального образования / Д.В. Полежаев // Современные методы в современном преподавании: тез. науч.-практ. конф. (23-27 марта 2004 г.). - М.: Изд-во ГПИБ РФ, 2004. С. 110-120
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ:

  1. АНИЩЕНКОВА Ю.Н. ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ
  2. Анищенкова Ю.Н. Философский и психологический подходы к пониманию нравственно-сти
  3. Логвенок О. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ:ФИЛОСОФСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  4. Н.В. Корсак ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
  5. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. М. Г. Комлева ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
  7. О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЙ
  8. ВЗАИМНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
  9. О. А. Драганова ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
  10. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  11. Аспекты образовательной среды, рассматриваются В.И Пановым, как:
  12. Чекмарёва Т.Н. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»)
  13. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  14. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
  15. ДИАЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ
  16. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  17. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА