ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ

Ямсков А.Н., Россия, г. Москва
Студенты педагогических университетов, обучающиеся по специальности «учитель географии», непременно должны иметь базовые знания о том, что такое толерантность в сфере этнических, конфессиональных и расовых отношений (далее - этнотолерантность), и в каких регионах России и почему потенциально возможны проявления нетолерантности в этой сфере.
Придя в школу, они на уроках по географии населения России, которая является обязательным разделом социально-экономической географии, должны будут обеспечить усвоение детьми и подростками сведений о том, какие народы (этнические общности) проживают в нашей стране, где и как именно в последние годы менялась их
абсолютная численность и доля во всём населении рассматриваемого региона и государства в целом вследствие миграций, естественного движения и т.д. Несомненно, в этом контексте учителю географии было бы желательно также сформировать у школьников представления о том, что такое этнотолерантность, почему она так необходима в российском полиэтничном обществе и какие различия между контактирующими этническими (конфессиональными, расовыми) группами теоретически могут привести к проявлениям нетолерантности в том или ином регионе.
Исходя из этого был разработан для магистрантов по направлению «Естественнонаучное образование» (специализация «Географическое образование») учебный курс «Географическое образование в воспитании толерантности межнационального общения» (32 аудиторных часа, в т.ч. 24 часа практических занятий).
Основными принципами составления этого учебного курса, а значит и её конечными целями, должны быть, во-первых, ознакомление студентов или магистрантов с возможными предпосылками проявлений нетолерантности, а во-вторых - углублённое изучение ими этнокультурного многообразия населения России и расселения отдельных этнических общностей по территории страны. Речь идёт именно о латентных предпосылках, отражающих степень выраженности различий между представителями контактирующих этнических групп (прежде всего между этническим большинством - русскими, и другими народами - этническими меньшинствами в составе россиян), которые лишь при определённом стечении социально-экономических и политических обстоятельств действительно могут превратиться в причины нетолерантности и вызвать её социальные проявления.
Основной акцент в преподавании указанной дисциплины магистрантам следовало сделать на их самостоятельную работу (практические задания). Учебный курс включает всего четыре лекционные занятия. В трёх первых лекциях последовательно рассматриваются история и содержание термина толерантность, в том числе на примере Декларации ЮНЕСКО, социальные идентичности человека и место среди них этнической идентичности, отличительные черты этнических общностей (народов) и специфика этнических отношений, возможные причины конфликтов в этой сфере. Эти первые лекции, кроме той, что посвящёна понятию толерантности, фактически резюмируют сюжеты, которые магистранты изучали ранее в рамках курсов по этногеографии [9] и этнотерриториальным конфликтам [10]. Четвертая лекция имеет обобщающий характер.
Из двенадцати практических занятий, первое имеет форму семинара и посвящено разбору и обсуждению итогов классических социально-психологических опытов Г. Таджфеля по формированию групповой идентичности и проявлениям внутригрупповой солидарности и межгрупповой конкурентности [11]. Девятый практикум - тоже семинар, посвящённый обсуждению этнических конфликтов и их причин [7]. В рамках оставшихся десяти практикумов магистранты выполняют короткие письменные работы, предваряемые инструктажем преподавателя иподробно обсуждаемые после их завершения на последующем занятии.
Второе (после обсуждения идей Таджфеля) практическое занятие заключается в том, что каждый магистрант готовит таблицу с этнолингвистической классификацией 10 наиболее многочисленных этнических групп, входящих в население выбранного им региона России. Вертикальные графы таблицы: народ, этнолингвистическая группа, этнолингвистическая семья. В последующем обсуждении, помимо вопросов лингвистической классификации и этнографической специфики рассматриваемых этнических групп, затрагивается проблема политических движений и идеологий, апеллирующих к лингвистическим общностям (финно-угорское движение, пантюркизм, панславизм и т.п.), и перспективы их актуализации в рассматриваемых регионах.
Третий практикум продолжает тему лингвистической составляющей межэтнических отношений - магистранты готовят таблицу с самостоятельно составленной классификацией тех же 10 наиболее многочисленных этнических групп населения в том же выбранном ими регионе по степени их языковой интегрированности в русскоязычное российское общество. Вертикальные графы таблицы: народ, доля владеющих русским языком среди представителей народа в регионе, доля владеющих русским языком среди представителей народа в России. Обсуждение посвящено выявлению и объяснению вероятных причин заметных различий в степени овладения русским языком народами страны, а также в целом языковым аспектам межэтнических контактов.
Четвёртое практическое задание состоит в том, что магистранты в выбранном регионе проводят классификацию 10 наиболее многочисленных этнических групп населения по их антропологическому облику, заполняя новую таблицу. Вертикальные графы таблицы: народ, большая раса, малая раса. В обсуждении выполненных работ делается акцент на роль видимых антропологических (расовых) различий в формировании предубеждений и негативных установок, и анализируются сложности интеграции антропологически видимых меньшинств.
Пятый практикум посвящён анализу конфессиональных отношений и толерантности в этой сфере. Магистранты вновь готовят таблицу с классификацией выделенных ими 10 крупнейших по численности этнических групп выбранного региона России, включающую вертикальные графы: народ, религия, конфессия.
При обсуждении внимание уделяется не только проблемам межконфессиональных отношений, но прежде всего проявлениям религиозного фундаментализма и экстремизма, а также внутриконфессиональным конфликтам, масштабам отхода от религии и взаимоотношениям верующих и неверующих.
Шестое практическое занятие касается темы социо-культурной модернизированности и различий между народами России по этому параметру, предопределяющему важнейшие черты их бытовой культуры и поведения. Магистранты готовят таблицу по тому же выбранному региону и 10 этническим группам его населения, в которой есть следующие вертикальные графы: народ, урбанизированность (доля горожан) в регионе, урбанизированность (доля горожан) в России. Обсуждение направлено на выявление различий в степени урбанизированности (которая рассматривается как индикатор социо-культурной модернизированности) между этническими группами и объяснение причины этих различий..
Седьмой практикум предполагает построение столбчатых диаграмм, отражающих динамику абсолютной численности в 1989-2002 гг. каждой из 10 этнических групп населения в выбранном регионе. Восьмой практикум требует от магистрантов построения и сравнительного письменного краткого анализа двух секторных диаграмм, отражающих долю в населении выбранного региона каждой из 10 этнических групп и сводной категории «других» по состоянию на 1989 и 2002 гг. Обсуждения в обоих случаях строятся вокруг выяснения того, какие именно этнические группы и почему продемонстрировали в межпереписной период наибольшие изменения как абсолютной численности, так и доли в населении, и как это сказалось на межэтнических отношениях.
Десятое и одиннадцатое практические задания сводятся к составлению магистрантами списков. Во- первых, это так называемые «новые меньшинства» в регионе (этнические группы, которые не входили в число 10 крупнейших по численности в 1989 г., но вошли в данную категорию по итогам переписи 2002 г.). Во-вторых - выделение из «новых меньшинств» тех, кто в основном или в значительной мере представлен ныне гастарбайтерами (гражданами иных государств, прибывшими на временную работу на низкооплачиваемых или непрестижных должностях). Обсуждение ведётся вокруг определения причин этих этноизбирательных миграций, проблемы социального отчуждения и эксплуатации труда гастарбайтеров, трудностей интеграции временных трудовых мигрантов в принимающее общество.
Двенадцатый практикум посвящён анализу демографических аспектов межэтнических отношений в России.
В заключение подчеркну, что введение курса по этнотолерантности в программу подготовки учителя географии является весьма перспективным и с практической стороны важным делом. Наряду с ознакомлением студентов-старшекурсников или магистрантов с этой остро актуальной для современной России проблематикой, подобный курс также позволяет дополнить и углубить подготовку учащихся в сфере этногеографии.
Литература:
1. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство: www.perepis2002.ru/ct/d0c/T0M_04_03.xls (обращение 29.09.2011 г.).
2. Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией № 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года (обращение 29.09.2011 г.): http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: Изд-во «Привет», 2004, 356 с.
4. Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, 348 с.
5. Народы России: Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 433-451 [таблицы с данными переписи 1989 г. по этническому составу населения по всем субъектам Российской Федерации].
6. Тишков В.А. Толерантность и экстремизм // Тишков В.А. Политическая антропология. Lewiston - Queenston - Lampeter: The Elwin Mellen Press, 2000. Pp. 177-209.
7. Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Ред.: М. Олкотт, В. Тишков, А. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1997. С. 205-224.
8. Ямсков А.Н. Опыт оценки уровня лингвистической интегрированности полиэтнического российского общества // Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. Ред. А.Г. Здравомыслов. М.: изд. РНИСиНП, 1998. С. 133-142 (эта и большинство других статей и учебных программ автора также размещены на сайте: www.scribd.com).
9. Ямсков А.Н. Программа дисциплины «Этногеография и география религий» // Физическая география и геоэкология: Программы учебных дисциплин. Специальность 032500 (050103) «География». Отв. ред. В.Т. Дмитриева. М.: МГПУ, 2008а. С. 141-164 (см. также на сайте Кафедры физической географии и геоэкологии ИЕН МГПУ: http ://geomgpu. edu. ru/_ld/1/13 9_eggr.pdf - обращение 29.09.2011 г.).
10. Ямсков А.Н. Территориальные этнические конфликты. Учебная программа спецкурса // Программы курсов по выбору и факультативов для географических факультетов педагогических вузов. Отв. ред. О.В. Шульгина. М.: МГПУ, 2008б. С. 42-58.
11. Tajfel, H. Human Groups and Social Categories: Studies in Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1981, 369 pp.Yamskov A. Ethnic Conflict in the Transcaucasus: The Case of Nagorno-Karabakh // Theory and Society, 1991, vol. 20, No 5 (October), pp. 631-660.
12. Yamskov A. The "New Minorities" in Post-Soviet States: Linguistic Orientations and Political Conflict // Cultural Survival Quarterly, 1994, vol. 18, No 2-3, pp. 58-61.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ:

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  2. УДК 159.922.ВА. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ БЕЛОРУСОВ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
  3. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  4. ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»
  5. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
  6. «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ» ПЕДАГОГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
  7. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ СООБЩЕСТВЕ
  8. Петрова Т.В. ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДПОСЫЛОК САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  9. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  10. 4.1.2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА Ф.ТЕЙЛОРА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ
  11. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРЕДЛОГОВ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
  12. 5.1.3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ КОНЦА XIX—НАЧАЛА XX ВЕКА
  13. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  14. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  15. ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЗАНЯТЫХ И НЕЗАНЯТЫХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ