ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЯХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Новиков М.А., Россия, г. Москва
В современных условиях глобализации при возрастании общности ценностей и стандартизации норм поведения российское государство столкнулось с возрождением нетерпимости, традиционализма, национализма, этнической и религиозной реставрацией в молодежной среде.
Рассуждая о причинах подобного всплеска, стоит отметить огромный комплекс проблем как общемирового - связанного, например, с отсутствием единой концепции общежития разных культур - так и местного, индивидуального происхождения - связанного с историческим наследием, чрезвычайной мозаичностью страны.
Наиболее восприимчивой социальной группой к идеям ксенофобии стала молодежь. Являясь политически неопытным участником гражданского общества, основываясь на романтизме в воззрениях, молодое поколение является движущей силой подобных настроений. Более того, государственная политика, проводившаяся в Российской Федерации в период начала 90-х годов XX в., в скрытой или открытой форме была направлена на рост ксенофобских настроений. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике требовало поддержки со стороны значительной части населения России проводимых мер на Кавказе, соответственно, добиться которых невозможно без формирования античеченских, антикавказских, антиисламских настроений.
Вместе с тем, в современных условиях российского общества и в сложившейся социально - экономической обстановке именно молодежь определяет векторы и перспективы развития нации. «Взаимосвязь и взаимозависимость таких понятий как "молодежь" и "будущее России" общеизвестна. Молодежь - это не только наше будущее, но и "живое настоящее". Поэтому очень важно, чтобы сегодня, в период прогрессивных преобразований, молодежь занимала место не только сознательного сторонника этих преобразований, но и вносила свой вклад в возрождение России» [7].
Для развития идеи толерантности в молодежной среде необходима разумная государственная политика, которая должна быть направлена на воспитание умения воспринимать другого человека не только в узком этническом, религиозном или социальном смысле, но и в общекультурном. Более того, в истории Российского государства присутствуют положительные практики формирования приоритетных духовных ценностей, где толерантности отводилось отнюдь не последнее место.
239Большевистская партия, Ленинско-Сталинский комсомол неустанно воспитывали советскую молодёжь в духе дружбы и солидарности между народами, равноправия людей всех рас и национальностей. «Интернационализм, - по мнению Иосифа Сталина, - является основной идеей, пронизывающей работу комсомола... Нужно, чтобы дух интернационализма витал всегда над комсомолом» [9]. Идеи интернационализма стали неотъемлемой частью идеологии и морали советской молодежи.
Знаковое событие произошло на XI съезде комсомола Советского Союза, когда по приглашению на съезд прибыли представители прогрессивных молодёжных организаций из разных стран мира. Их пребывание в Москве вылилось в яркую демонстрацию международной солидарности и дружбы демократической молодёжи. В приветственном слове на XI съезде комсомола Советского Союза Центральный Комитет ВКП(б) выразил твёрдую уверенность, что «советская молодёжь, верная принципам интернационализма, будет неизменно идти в авангарде демократической молодёжи всех стран, борясь за мир и дружбу между народами» [1].
По мнению Живко Живкова, председателя Союза Народной молодёжи Болгарии, делегата XI съезда Комсомола, - «Советская молодёжь не знает бесперспективности, не знает безработицы и бесцельной траты молодых сил, как это имеет место в капиталистических странах. Советской молодёжи широко открыт светлый путь в науку, культуру, в будущее. Мы увидели на съезде стахановцев и новаторов производства, Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, молодых учёных и воинов Советской Армии. Мы увидели твёрдую уверенность в своих силах, воодушевление великими идеями коммунизма».
Однако, начавшиеся в середине 80-х гг.
ХХ века преобразования сопровождаются процессами дифференциации и дезинтеграции на всех уровнях общественной системы. Советские принципы работы с молодежью потеряли свою актуальность. Новое молодое поколение росло в принципиально ином историческом и социальном пространстве, в условиях не традиционной, а инновационной социальной структуры, в свободной (или условно свободной) стране.
В 90-е гг. новое Российское государство столкнулось с невозможностью объединить усилия различных национально-общественных структур в выработке единых подходов к решению межэтнических, политических, административных проблем и разногласий. Общество столкнулось с рядом серьезных проблем, связанных с кардинальными изменениями в экономическом, политическом и социальном укладах за достаточно короткий период времени.
Взрыв ксенофобии в конце 80-90-х годов ХХ века во многом был резонансом на либерально - радикальные преобразования союзного, а затем федерального центра, не учитывавшего социокультурные и ментальные особенности молодежи.
Если в 90-е гг. в России происходили мероприятия, направленные на становление молодежной политики, существенно затрудняющееся событиями происходившими в стране с 1990 по 2000 гг., то начало ХХ1 столетия продемонстрировало некоторую заинтересованность официальной власти в решении развития идей солидарности.
В 2003 году разработана президентская программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», направленная на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма. «Воспитание, повышение уровня культуры, развитие и укрепление культурных связей в многонациональном обществе - это наиболее естественный, эффективный путь создания цивилизованного, толерантного общества», - заявил инициатор программы В.В. Путин.
Однако, представленных мер недостаточно, сегодня необходима скоординированная политика по формированию приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали и т.д.). По мнению доктора политических наук, профессора ГУ-ВШЭ, гендиректора Центра этнополитических и региональных исследований, руководителя Центра по изучению ксенофобии и предотвращению экстремизма Института социологии РАН Эмиля Абрамовича Паина, — «все социально-психологические процедуры, в том числе и воспитывающие толерантность, должны быть дополнительными — вмонтированными в широкий комплекс мер, изменяющих условия жизни» [5].
По данным Министерства образования и науки, 35 процентов молодежи в возрасте 18—35 лет испытывают раздражение или даже неприязнь к представителям иной национальности, а 51 процент опрошенных одобрил бы решение о выселении за пределы региона отдельных национальных групп. И это — действительная "культурная опасность", угрожающая стабильному будущему России.
Литература:
1. XI съезду Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.// Смена. М., 1949 г., №525, Стр. 3-Бромлей Ю.В .Этнос и этнография.М., 1993.
2. Жовтун Д.Г. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума.//Социально-гуманитарные знания. М., 2000, №1.
3. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
4. Паин Э.А. Свои и чужие: мир как поле боя.// Harvard Business Review - Россия. М. 2011 №6 (69)
5. Рашковский Е. Кавказский меловой круг: трагические судьбы региона.//Черкесия. Черкесск, 2003, №1.
6. Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания.М.,2000.№1,с. 146-147.
7. Семенов В.М., Матюнина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России.//Социально-гуманитарные знания. М., 2001, №2.
8. Сталин И.В. Сочинения. - Т. 7. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. С. 241-249.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЯХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

  1. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ
  2. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  3. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  4. БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  5. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  6. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  8. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  9. КУРБАТОВА Е.А. СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР И УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ
  10. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  11. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  12. Соловьева М.А. ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
  13. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ