ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Чистов В.В., Казахстан, г. Алматы
За последние двадцать лет в период закрепления всеми Республиками СНГ своей независимости и национального суверенитета, гласности и свободы самовыражения, существенно изменился стиль взаимоотношений, формы личностного самореализации и самоутверждения молодежи.
Наиболее сильное влияние на становление нового отношения к жизни и повседневным проблемам сыграло, несомненно, информационное пространство сферы влияния Запада и, в еще большей степени, США. Позиции гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерса, Г.Олпорта, наряду с идеями гештальта, психоанализа и неофрейдизма сыграли определенную роль в стремлении к самовыражению себя в новом мире равных возможностей.
Казахстан, также как и Россия, полиэтническое государство, в котором проживает более 130 разных народов. С первых дней построения качественно нового государства первостепенное внимание в Республике уделялось проблеме мирного содружества всех народов и равноправия всех религий. Так, уже в январе 1992 года в Казахстане был принят закон «О свободе вероисповедания», давший всем народом законное право жить, соблюдая свои исторически сложившиеся традиции, совершать обряды, праздновать национальные праздники. Каждый народ Республики получил право не только исповедовать ту или иную религию, но и создавать этнические объединения, развивать своё искусство, познавать свои исторические корни и культуру. Сегодня в Казахстане существует Ассамблея народов, включающая в себя более ста представителей разных наций; активно действуют еврейская, греческая, армянская, азербайджанская, украинская, немецкая, польская и другие национальные общины; появились реальные возможности для актуализации национального самосознания и обретения всеми народами многонационального Казахстана подлинной независимости. Специальные молодёжные программы дают возможность приобщаться к многовековой этнокультуре, изучать родной язык и традиции, получать образование на земле предков. Так, например, по молодёжным программам «Сохнута» еврейская молодёжь получила возможность побывать в Израиле; немецкая - выезжает в Германию.
В Казахстане, как одной из самых многонациональных по составу Республик, удивительно ярко проявляется интерференция различных культур, слияние их в единое целое, что представляет качественно новый тип взаимоотношений, при котором каждая этническая группа получила полное право на самоопределение и самовыражение в присущих данному этносу характерных особенностях. Этому способствую межнациональные браки, которых достаточно много в Казахстане. Во всех учебных заведения Республики введен в процесс обучения курс «Этнопсихологии», главной целью которого также является формирование, в первую очередь, толерантности к обычаям, традициям и культуре всех народов, проживающих в стране и, во-вторых, проведение бесед и диспутов, осуждающих те или иные проявления межэтнического антагонизма и ксенофобий. Данной дисциплине уделяется в настоящее время первостепенное значение, ибо посредством ее формируются мировоззренческие позиции молодежи, что служит мощным средством взаимоуважения между народами.
Поддержание братства и дружеских взаимоотношений между народами осуществляется также многими государственными программами: проведением межконфессиональных съездов и конференций, форумов дружбы и единства народов, праздников подлинной независимости. Большую популярность в Республике получают фестивали, в которых принимают участие и демонстрируют свою национальную культуру почти все народы многонационального Казахстана.
В Республике удалось осуществить синтез западных ценностей и восточных религиозных традиций, утвердить постулаты национального самосознания и религиозной культуры. Подтверждением этому являются праздники Курбан айт и Рождество, которые являются нерабочими днями, и наглядно демонстрируют наличие сочетания христианских и мусульманских традиций как неотъемлемой части развития полиэтнического общества. Не менее значимы ныне и праздники других народов, которые достаточно широко и свободно отмечаются не только в этнических общинах, но и в городском масштабе. Так, в частности, еврейская диаспора получила возможность праздновать свой национальный праздник независимости «Ханука» прямо на площадях и улицах городов, к которому представители других наций относятся вполне толерантно.
Подлинно всенародным стал сегодня один из наиболее значимых праздников восточных народов «Наурыз». Этот праздник Весны и встречи нового этапа года в день весеннего равноденствия; известный с давних времен, стал един для всех народов многонационального Казахстана, как праздник обновления природы, примирения и нравственного очищения. Молодежь любит и ценит прекрасную весеннюю традицию, сохранившую свою красоту и значимость и в настоящее время, сопровождающуюся приготовление традиционных блюд национальной кухни, которыми можно гордиться.
Очень популярен в среде молодёжи стал религиозный обряд «Ораза», запрещающий в течение 30 дней принимать пищу в дневное время (от восхода до заката солнца), что фактически способствует очищению организма и души, развитию воли и саморегуляции. Следующий позже, праздник жертвоприношения «Курбан-Айт», призывающий угощать не только родных и близких, но и всех окружающих людей, особенно нищих и бедных, также способствует нравственному благородству и традиционному гостеприимству и щедрости казахов как характерной черты этнического склада личности, указывая на преемственность молодёжью подобных и весьма значимых этнических эталонов взаимоотношений, определённых постулатами ислама. Совместные праздники являются мощным воспитательным средством, сплачивающим народы в одну семью и практически исключают возникновение ксенофобий.
Таким образом, стремление народов познать свои исторические корни, понять религию предков, восстановить национальные праздники является естественным и закономерным процессом, проходящим в духе воспитания культуры общения и уважения к живущим рядом народам.
Государство в этом вопросе придерживается принципа паритета, т.е. равенства перед законом всех народов, национальных объединений и представителей различных вероисповеданий, создавая благоприятные условия для существования всех конфессий. Пропагандируемая в Казахстане во всех учебно-образовательных учреждениях, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями, межрелигиозная и межнациональная
201толерантность, даёт равные возможности для всех народов, независимо от национальности и вероисповедания.
По данным социологических исследований, проведенных институтом политических решений, ныне более 93% казахстанцев соотносят себя с какой-либо религией, интересуются историей своего этноса, культурой, многовековыми традициями. По статистическим данным ныне 64% населения указывают на свою приверженность к исламу, 94% из них - казахи; 29% населения считают себя христианами, 83% из них составляют русские; и лишь 6% населения считают себя атеистами. Религия большинством населения понимается не только как мировоззрение, но и как часть культурного наследия и образа жизни предков, сохраняя свою ценность и значимость и для современного человека. В современном Казахстане существуют независимо 2815 исламских, 306 православных, 1283 протестатских, 118 католических, 25 иудейских и, 4 будистских объединений, но все они не конфликтуют друг с другом, а ведут единую линию, направленную на самоочищение и самосовершенствование человека перед лицом Всевышнего. Можно отметить, что главным и приоритетным направлением всех религиозных конфессий является соблюдение общечеловеческих морально-этических норм, призывающих к толерантности и проповедующих уважительное взаимоотношения с другими религиями, что также способствует профилактике возникновения ксенофобий в стране. Религиозный фактор становится одним из элементов этнической самоидентификации и вместе с тем, уважительного отношения к представителям других религий.
Политика межконфессионального согласия проявляется и в том, что по инициативе Казахстана в 2007 г была проведена исламская конференция, посвященная вопросам межцивилизованного диалога, определившая стремление заменить «идеологию противостояния религий» на «культуру мира». Именно в Казахстане удалось впервые собрать за один стол представителей почти всех конфессий для обсуждения вопросов толерантности и взаимоуважения и придти к взаимопониманию, ибо у всех подлинных религий единая этическая основа, нацеливающая человека на самосовершенствование и ответственность перед Всевышним за свои деяния, поступки, взаимоотношения с окружающими. Ведь не случайно еще известный поэт-мыслитель средневекового Востока Омар Хайям писал: «если нет под рукой муллы и мечети - поп сгодится и вера чужая сойдёт», ибо все религии нацеливают все народы на единый путь самоочищения и добропорядочных взаимоотношений. Задолго до Д.Карнеги, Омар Хайям также смог определить пути формирования толерантности и добропорядочных межличностных взаимоотношений. Он мудро рекомендовал: «Чтоб всем прийтись по нраву улыбки расточай налево и направо, евреев, мусульман и христиан хвали, - и добрую себе, приобретешь ты славу».
Следование принципу нейтралитета государства по невмешательству во внутренние дела религиозных объединений подчёркивает уважительное отношение к религиозным убеждениям. Председатель агенства РК по делам религии Кайрат Лама Шариф отмечает, что религия является неотъемлемой частью нашего общества, но поскольку государство отделено от религии, то ни одна религия не должна устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Следуя принципу консенсуса ныне в Республике в Мажилисе (парламенте) сентября 2011г. обсуждался законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» который был единодушно одобрен. Он направлен на защиту безопасности и здоровья граждан Республики и предусматривает недопущение экстремистской пропаганды и разжигания межнациональной вражды, ксенофобий, подчёркивая при этом, что и оскорбление религиозных чувств недопустимо. Вместе с тем, в Республике не допускается деятельность организаций, склоняющих и принуждающих входить в то или иное объединение, нанося ущерб нравственности, здоровью, получению образования.
Несмотря на самое большое количество различных народов, населяющих Казахстан, в нём не практически не возникают межнациональные конфликты и языком сближения разных народов, наряду с казахским и русским, является направленность образования и на развитие национальных языков. Перенимая всё лучшее и прогрессивное, обновляя стиль межличностных взаимоотношений, молодёжь стала более раскованной, избавилась от комплексов и зависимости от довлеющих на неё «табу», что открыло новые широкие горизонты в плане личностного самоутверждения и наиболее полного удовлетворения всё возрастающих потребностей. Современная молодёжь получила ныне реальные возможности для актуализации и воплощения в жизнь своих этнических идеалов, наиболее полного самовыражения во всех сферах деятельности, равно как в науке и культурной жизни страны, обретая дружбу и толерантность к специфике традиций, менталитета и образа жизни представителей других народов.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН:

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
  2. ДИАЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ
  3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  4. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗЕ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
  5. ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  6. ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КСЕНОФОБИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. Борисов Руслан Викторович ЯЗЫК И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
  8. Н.В. ЗАЙКО БАРАНОВИЧИ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, БАРГУ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  9. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  10. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ
  11. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, ЭФФЕКТЫ ОТМЕНЫ И ЗАВИСИМОСТЬ