ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Исрафилова Г.Ю., Россия, г. Нижнекамск
Сколь многогранна и сложна сама личность, столь же велико количество факторов, влияющих на ее прогрессивное развитие и самореализацию в профессиональной деятельности.
Поэтому в акмеологии (от греч. «акме» - развитие) широкое распространение получили исследования психологических, акмеологических и иных условий и факторов, способствующих (или препятствующих) прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Значительная часть получаемой информации может непосредственно использоваться при решении практических задач воспитания [1].
Студенты высшей школы относятся к периоду ранней взрослости в классификациях Дж. Бирена, Э.Эриксона, В.Квин, Г. Крайга. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Отечественные психологи считают, что воспитание, обучение, то есть работа по формированию личности, лишь предопределяют ее развитие. Поэтому ключ к управлению развитием личности — организация ее деятельности. Анализ результатов многочисленных исследований позволяет выделить три группы условий успешного формирования личности студента в вузе, обеспечиваемые 1) самим учащимся; 2) преподавателями и руководителями вуза; 3) совместной деятельностью студентов и преподавателей [3].
В формировании личности важное место отводится нравственной сфере. А толерантность выступает одним из наиболее значимых, определяющих понятий в системе ценностей личности.
Понятие толерантности на современном этапе трактуется неоднозначно. Удачное определение толерантности даёт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей». Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому. Профессор Б.З. Вульфов предлагает рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие - это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого.
Формирование толерантности происходит в процессе коммуникаций. Качество межличностного общения зависит от умения строить отношения, устанавливать оптимальные контакты, основанные на толерантности. В структуру общения входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием.
По мнению психолога Н.К. Баклановой, диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения.
Анализируя качественную сторону толерантности, Е.Ю. Пономарёва даёт основание констатировать её обусловленность эмоционально-чувственной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, отражённый невербальными средствами коммуникации, понимается глубже людьми с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением.
В последние годы наблюдается тенденция роста количества девушек, поступающих в технические вузы. Авторы Миллер (1976), Гиллиган (1982) и Джордан (1989, 1991) выделили, что главной движущей силой в жизни женщины является стремление к общению, взаимности, отзывчивости, и создали новую схему изучения жизненного опыта человека — в контексте его отношений с другими. Ядром человеческих отношений являются: взаимная эмпатия (empathy) и доверие (empowerment). Эмпатия включает в себя: мотивацию стремление узнать другого человека, восприятие (способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать чувства другого) и познание (способность вынести из общения смысл), другими словами, эмпатия - это способность понимать и проникать в мир человека, передавая ему это понимание. Взаимность (mutuality) - это когда каждый человек полон уважения к жизненному опыту другого (Jordan, 1986). Благодаря девушкам формируются толерантные, эмпатичные отношения в коллективе юношей.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Учебный процесс вуза предполагает такие формы как семинарские занятия, практические, где формируются
коммуникативные компетенции. Коммуникативный аспект толерантности видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению, деятельностный её аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность, с точки зрения профессора Б.З. Вульфова, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее - реализуемое состояние. Условия образовательного процесса позволяют целенаправленно организовать ситуации, реализуемые состояния. Поэтому еще одной особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее единство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность - это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту, а подготовленность - практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную - обновляющуюся или новую - среду.
Однако существуют и факторы, препятствующие этому. Следует отметить свойственные многим сегодняшним юношам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм - это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура - с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Исследуя феномен диссинхронии психического развития студентов в процессе учебной деятельности, нами были выявлены некоторые особенности. Феномен диссинхронии психического развития проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений в определенный момент их развития, в несбалансированности когнитивного, волевого, эмоционального, поведенческого и других компонентов психического. Изучение особенностей диссинхронии психического развития студентов технических специальностей, были выявлены рассогласование в коммуникативно-аффективной сфере. Студенты часто испытывают состояния «тревожность», «фрустрация, «агрессия», «ригидность», которые в свою очередь, могут формировать нетерпимое отношение в общении с окружающими людьми.
Нарушение внутреннего равновесия, неприятные аффекты, представления (воспоминания, фантазии) выступают в качестве поводов к защите. Под защитой понимается совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Защитный процесс осуществляется автоматическими бессознательными (по крайней мере, отчасти) механизмами психологической защиты личности [4]. Защитные механизмы отвергают или искажают реальность, блокируют прямое выражение потребностей, не приводят к разрешению проблемы (З.Фрейд). Студенты чаще используют механизмы защиты: «рационализация», «замещение», «регрессия». Но наблюдаются отличия среди юношей и девушек. Девушки используют еще «отрицание», «подавление», «компенсацию».
Чрезмерно выраженные проявления психологических защит могут привести к искажению и даже разрушению различных аспектов объективной реальности, что, в свою очередь ведет к серьезным нарушениям адаптации личности в социальной среде.
В психическом развитии студентов диссинхрония играет двойственную роль. По мнению И.Ф. Сибгатуллиной с одной стороны, любые преграды, любое рассогласование в психическом развитии выступают как ограничения, тормозящие процесс становления гармоничной личности. Однако, создавая определенные трудности, они одновременно являются и своеобразными стимулами порождения процессов компенсации. Поэтому изучение качественных сторон психического развития личности требует не только выявления и анализа этих психологических преград, их особенностей и степени выраженности, но и рассмотрения всех возможных путей и способов их преодоления, в том числе и различных компенсаторных процессов [5].
Исследование «Эмоционального интеллекта» позволяет говорить о формировании компенсаторных процессов. Эмоциональный интеллект понимается, как способность осознавать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой (на основе принятия решений) [2]. Он объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость. В общении эмоциональный интеллект ответственен за принятие решений относительно того, в какой форме, в какое время, в каком месте, и с какой целью человек должен выразить собственные эмоции партнеру. Эта функция эмоционального интеллекта может быть названа функцией «хорошей формы». В общении эмоциональный интеллект выполняет работу по саморегуляции и самозащите индивида от чрезмерных разрушительных переживаний.
Когда мы говорим о несовладании личности с самим собой, такое состояние называется проблемным состоянием, кризисом. Якиманская назвала его «нонтолерантностью». Тогда человек обращается за помощью к близким, знакомым, психологам. В этих ситуациях задача психологической службы вуза - развитие и личностный рост, развитие толерантности личности.
Литература:
1. Акмеология: Учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
2. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
3. Дъяченко, М.И. Психология высшей школы/ М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Мн.: Харвест, 2006. - 416 с.
4. Кондаков, В.С., Золотухина, О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психоматические расстройства. / В.С. Кондаков, О.Н. Золотухина. - Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет», 1999. - 322 с.
5. Сибгатуллина, И.Ф. Особенности диссинхронии развития и психологическая безопасность одаренных. / И. Ф. Сибгатуллина, И.И. Лушпаева, С.А. Теряева, О.Р. Рябов, Г.Ю. Исрафилова // Образование и самообразование. - 2009. - №4(14). - С. 186-192.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ:

  1. БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  2. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  3. Цветкова Л. А. НАРКОСИТУАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
  4. И. Р. Абитов ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
  5. К. С. Шалагинова, Д. В. Сухарникова ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
  6. Рядченко Алеся Витальевна ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
  7. Козина М. Д. саморегуляциЯ неблагоприятных психических состояний в студенческой среде
  8. ПЛ. Цветкова, Н.А. Антонова РИСК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
  9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  10. Бызова В.М, Петухова А.Н. Установка толерантности в системе ценностей студенческой молодежи
  11. БЫЗОВА В.М, ПЕТУХОВА А.Н. УСТАНОВКА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
  12. М. Г. Комлева ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
  13. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  14. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  15. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  16. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  17. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
  18. ОБЩЕСТВО, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
  19. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ