ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)

Овечкина Ю.Р., Безденежных А.Ю., Россия, г. Екатеринбург
Трудный процесс утверждения в России цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социально-политическом отношении людьми, привел к принятию в российском законодательстве норм и принципов гуманистического характера.
Одним из таких принципов является толерантность. Согласно определению, предложенному в Декларации принципов толерантности (1995), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [1, ст. 1.1.]. Такое определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, языку, религии и пр. В этой связи мы предлагаем рассмотреть возможность формирования толерантности в молодежных группах, в частности, в среде студенческой молодежи.
Следует отметить, что «молодежь - это не только будущее, она - «живое настоящее», которое определит содержание и характер будущего» [3, с. 90], как справедливо замечает директор Научно - исследовательского центра при Институте молодежи Б.А. Ручкин.
Спецификой студенческой молодежи как человеческого ресурса является ее перспективность, динамичность, оптимистический настрой и вера в будущее. Все это говорит о том, что студенты способны не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. По этой причине и были избраны студенты языкового вуза, которые способны преобразовать, внести вклад в развитие такого поликультурного региона как Средний Урал.
Мы опишем опыт формирования толерантности в студенческих группах на примере междисциплинарного проекта, реализуемого на базе Уральского государственного педагогического университета.
Предлагаемый междисциплинарный проект реализуется в рамках двух исследований - в области обучения иностранным языкам и истории по темам «Интегративная модель формирования межкультурной компетенции студентов языкового вуза», «Современный тип старообрядческого лидера у поповцев Среднего Урала: традиции и новации».
Исследователи, являясь жителями такого поликультурного региона как Средний Урал, имеют целью внести вклад в развитие региональной идентичности его жителей, в частности, молодого поколения в лице студентов вузов. Ведь региональная идентичность - рефлексия региона в сознании индивида, посредством которой индивид интерпретирует внешний мир и формирует в соответствии с этим модели своего поведения, сохраняет и передает социальный и культурный опыт, осуществляет межкультурную коммуникацию.
Важно отметить, что согласно и ФГОС ВПО 2010, и международным стандартам по ИЯ [5], выпускники вузов должны быть компетентными в осуществлении коммуникации как межкультурной, так и межнациональной, реализуемой между народами РФ [4], осуществлению которой способствует формирование межкультурной компетенции.
В документах Совета Европы по культурному сотрудничеству межкультурная компетенция предполагает владение не только языковой, но и этнографической информациями, отражающими специфику национального образа коммуниканта. Это усиливает потребность в определении культурно - цивилизационной идентичности в целом, региональной идентичности, в частности.
Предлагаемый проект позволит мотивировать студентов на осуществление межнационального общения внутри Уральского региона, что позволит им «творить» региональную культуру с общими ценностями, смыслами, нормами, и знакомить иноязычных партнеров по коммуникации с культурой Среднего Урала, т.е. осуществлять межкультурную коммуникацию.
В связи с этим актуально обращение к пониманию самоценности региона его жителями через один из феноменов региона - старообрядчество. Оно является многомерным явлением русской и мировой культуры.
Культура старообрядцев является актуальной благодаря уникальному характеру процессов, протекающих в старообрядческой среде (интеграция и дезинтеграция в рамках поликультурного субэтноса). Старообрядчество - альтернатива современной русской культуры, формировавшейся в специфических условиях. Трансформация традиционного общества старообрядцев происходила под влиянием современной постиндустриальной цивилизации. Интерес для исследования представляет проблема лидерства в рамках различных культурных традиций староверов, а также имеющийся у исследователей комплекс материальной культуры старообрядцев.
Исследователи проекта располагают богатым комплексом археографических и этнографических источников, полученных в экспедициях, в которых принимал участие один из авторов проекта, что позволяет рассмотреть новые грани культуры и мировоззрения старообрядцев Среднего Урала. Это обусловило необходимость внедрения данных материалов в образовательный процесс с целью реализации нового подхода - исторической регионалистики - «исследование и изучение истории отдельных поселений» [2, с. 128].
Цель проекта способствует реализации теоретических положений выше упомянутых диссертационных исследования в области методики преподавания ИЯ и истории.
Цель - создать интегративную междисциплинарную модель формирования региональной идентичности как основы межкультурной коммуникации студентов языкового вуза на материале изучения старообрядчества как феномена культуры Среднего Урала. Данная модель будет способствовать формированию толерантности студентов языкового вуза. Поскольку толерантность - сложное социально- психологическое явление, именно интегративный подход, лежащий в основе модели, позволит осуществить ее формирование через региональную идентичность и межкультурную компетенцию студентов.
Для достижения указанной выше цели мы предлагаем применять следующие методы и технологии обучения.
Методология организация процесса обучения строится на прагматической парадигме, отличающейся наличием проблемной ситуации; позицией рефлексивной самооценки, позволяющей реализовать обучаемому свое внутреннее отношение к изучаемому культурно-историческому феномену, осознавать результаты собственной исследовательской деятельности; использованием современных исторических методов истории и лингвистики, способствующих самообразовательной активности и, соответственно, развитию межкультурной компетенции в качестве основы толерантности.
• Методы проблемного обучения и методология «понимающего образования», позволяющие обучаемому пережить прошлое, реализовать внутреннее отношение к феномену старообрядчества.
К ним мы относим метод проектов, порфолио. Данные методы предоставляют обучаемым свободу выбора. Это способствует формированию готовности к межкультурному общению, которая заключается в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в межкультурной коммуникации и самообразовании; квалифицированно и независимо решать задачи межкультурной коммуникации.
• Информационно-коммуникационные методы (телекоммуникационный проект, блоги, студенческие газеты, телевизионные передачи). Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.
• Тандем-метод (обучение и проведение исследования в тандеме преподавателя истории, иностранного языка и обучаемого).
• Технология кейс-стади или метод кейсов (ситуаций). Данный метод позволяет применить студентам принципы этнолингвистики в своих исследованиях. Данный метод позволяет студентам проследить отражение в языке культурных, народно-психологических и мифологических представлений старообрядцев.
Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести: доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома; наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.; звуковое сопровождение лекций; наличие интерактивных заданий;
Исследование имеет общее направление, состоящие из следующих тем, затрагивающих аспекты культуры, истории, искусства, музыки старообрядцев:
1. Старообрядчество Среднего Урала: исторический взгляд;
2. Мировоззренческие основы старообрядчества;
3. Художественная культура старообрядчества: книжное дело, иконопись, орнаментирование на лестовках, поясах (если оно есть);
4. Повседневная культура старообрядчества: культура быта, еда, утварь,
Данные направления исследования могут быть применены при изучении как программных тем по иностранному языку, так и обсуждении проблем культуры.
Реализация предлагаемого проекта позволяет:
• формировать межкультурную компетенцию за счет региональной идентичности на основе интегративного комплекса принципов, методов обучения и осуществления исследования;
изучить один из феноменов региона Среднего Урала - старообрядцев - как целостное историческое, культурное, общественное, ценностное явление, что способствует формированию и региональной идентичности, и межкультурной компетенции как основ толерантности;• осуществить интерпретацию и анализ комплекса материалов и источников исследования (от неопубликованных архивных, фотодокументальных свидетельств и вещественных памятников до данных, приведенных в научной литературе (исследования по истории, лингвистике, этнографии и фольклору, публицистике, СМИ) как авторами исследования, так и контингентом обучаемых.
Практическая значимость предлагаемого проекта междисциплинарного проекта - формирование толерантности студентов Уральского региона на основе интегративной модели формирования межкультурной компетенции студентов на основе региональной идентичности на материале старообрядцев как феномена культуры Среднего Урала.
Литература:
1. Декларация принципов толерантности: утвержд. резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс] URL:http://www.tolerance.ru/declare.htm
2. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 128.
3. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. Социально-политические процессы в меняющимся мире / Б.А. Ручкин.. - Тверь, 2000.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филологии, квалификация (степень) «бакалавр», 2010. http://edu.ru/db- mon/mo/Data/d_10/trm34-1.pdf.
5. Council of Europe. Modern languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference.Strasbourg, 1996. Recommendation of the European Parlament and of the Council (on key competences for lifelong learning). (http://europa.eu.int/comm/education/policies/2010/objectives en. html#basic)
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА):

  1. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
  2. Бардиер Г.Л., Голубева Феномен «культурного шока» в контексте межкультурных связей
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  4. Рудыхина Ольга Валерьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
  5. КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  6. Г.Ф. МИХАЛЬЧЕНКО, О.Н. КРАВЧИК, Ю.П. ШЕВЕЛИНСКАЯ МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. ГЛАВА II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
  8. ТЕМА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
  9. КОММУНИКАТВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ СПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА К КОНСТРУКТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10. К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  12. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  13. БАБАЯН Т.Г. ФЕНОМЕН ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ КАК АТРИБУТ ИМИДЖА
  14. С.А. Сергунова ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ИСТИННОГО ЛИДЕРА