ГРАЖДАНСКИЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Гореликов Е.Л., Россия., г Великий Новгород
Толерантность все более явственно провозглашается неотъемлемым атрибутом гражданского контекста жизни мультикультурного российского социума постсоветской эпохи.
Идея гражданского диалога - универсализованной формы современных социокоммуникативных практик - рассматривается в контексте «гражданских добродетелей», «гражданского согласия», «гражданской солидарности», «гражданского сотрудничества» как репрезентативных форм толерантности, выступающей необходимым нормативным условием стабильного существования и продуктивного развития гражданского социума. Оптимальные механизмы межличностного и межэтнического взаимодействия, определяющие качество гражданского контекста жизни, могут быть выработаны только с учетом этничности и толерантности - базисных нормативно-ценностных ориентиров этнокультуры. Сформулируем содержательные параметры алгоритмических схем, нацеленных на культивирование гражданского контекста жизни на базе толерантности.
1. Воспитание этнолингвистической культуры как одного из системных элементов гражданской культуры личности. Культура взаимоотношений с Иным, из которой проистекает позитивный социокоммуникативный заряд, проявляется лишь в развитом этническом сознании, базирующемся на сформированной идентичности. Уровень развития этнического сознания определяет духовную атмосферу сотрудничества народов в рамках мультикультурного пространства социума. Толерантность при этом является лишь необходимым культурным минимумом для социального партнерства - гораздо более значима взаимность как предпосылка продуктивного социокультурного диалога этносов в атмосфере социального комфорта.
Формирование этнолингвистической культуры толерантности на основе этнической идентичности. Универсальным средством формирования культуры толерантности является языковая среда общественной жизни - органическая основа социальных практик. Этнокультурный мониторинг социокоммуникативной среды повседневности является необходимым элементом гражданского контекста жизни полиэтнического социума, поэтому он должен регулярно осуществляться институтами социальной службы в гражданском обществе. Этнокультурная корректность предполагает прежде всего элиминирование агрессивных тактик взаимодействия и языка вражды, а также культивирование позитивных образов участников межэтнического диалога. Лексикон социального партнерства должен отличаться взвешенностью, ответственностью в выборе и употреблении эмоционально-оценочных и этномаркирующих элементов. Грамматика сотрудничества, предлагающая правила и приемы открытого доверительного диалога, оптимизирует созидательные тактики развития и способствует снятию напряженности этносоциального контекста общественной жизни. Этнолингвистическая культура толерантности личности исоциальной группы выступает важнейшей превентивной мерой, направленной на сохранение атмосферы социальной стабильности в межличностных и межэтнических отношениях.
2. Предотвращение и урегулирование конфликтов - в особенности межэтнических и межконфессиональных - в российском мультикультурном социуме. ;Продуктивность усилий в гражданском урегулировании социокоммуникативных проблем определяется качеством конфликтного менеджмента, а в нем - эффективной деятельностью специалистов по речевой конфликтологии. Владение принципами употребления «языка толерантности» и лингвистическими тактиками погашения конфликта является обязательным элементом гражданского посредничества в стабилизации социокоммуникативной среды общественной жизни. Однако профессиональное искусство переговорщиков в конфликтах такого рода должно опираться на всех стадиях урегулирования, вплоть до легитимации результатов, на подготовленную нормативно-правовую базу. Языковые правила межэтнического взаимодействия составляют основу цивилизационного кодекса социального сотрудничества, предусматривающего активную социокоммуникативную профилактику межэтнических противоречий и конфликтов.
3. Погашение социального напряжения с помощью актуализации конвенциональных форм поведения в рамках правового поля. Развитие социального сервиса в сфере реализации прав граждан, социальных групп и территорий с целью устранения социального дискомфорта, предупреждения любых форм дискриминации - реализация стратегии социального партнерства в полиэтническом социуме.
4. Корректировка этносоциальных проблем путем перевода ключевого содержания из межэтнической сферы в общегражданскую. Решение конкретных этноязыковых проблем граждан и социальных групп в рамках конструктивного диалога с участием общественных организаций, местных властей при посредничестве гражданского общества.
5. Культивирование «органической» солидарности индивидов в социокультурном пространстве полиэтнического социума.
Активное участие внегосударственных ассоциаций и неформальных объединений в повседневных формах социальной практики препятствует атомизации общественной среды, росту взаимоотчуждения, в том числе по этноязыковому признаку, способствует консолидации граждан полиэтнического социума в решении общенациональных проблем развития. Это особенно важно в условиях роста миграционных потоков на постсоветском пространстве, обостривших проблему этнокультурной и социальной адаптации.
6. Налаживание межэтнического диалога в социокультурной сфере. Деятельность институций гражданского общества в сфере культуры, этнографии, спорта и работа различных конфессиональных, фольклорных, художественных организаций оздоровляют этносоциальное пространство, направляя энергию людей в легитимное социокультурное русло цивилизованного межэтнического общения.
7. Образование и активизация гражданской элиты как лидера межэтнической консолидации и инструмента оптимизации этносоциального контекста жизни. Разрешение конфликтов этничного и гражданско-национального внутри элит в пользу гражданственности возможно только через гражданскую интеграцию. Важнейшим средством интеграции, средой консолидации общегражданских интересов является язык межэтнического общения, единая лингвистическая парадигма жизни как источник конвенциональных форм массового и индивидуального поведения граждан. Способы гражданской коммуникации, осуществляющиеся в условиях гражданской надэтнической толерантности, способствуют обеспечению мультикультурной солидарности, с одной стороны, и реализации субъектности гражданского общества в важнейших сферах языковой жизни социума - в сфере реализации языковых прав и организации информационно-языкового пространства жизнедеятельности, языков образования и межкультурного сотрудничества, с другой.
Институты и структуры гражданского общества, даже при самом активном и системном их участии в реализации названных алгоритмический действий, не могут гарантировать исчезновение очагов интолерантной напряженности и обеспечение полной гармонизации российского социума в изменяющемся мире. Такое положение дел сохранится до тех пор, пока этноязыковая (межэтническая) толерантность не станет гражданско-правовой нормой жизни мультикультурного российского социума. Правовая легитимация толерантности является категорическим условием межэтнического диалога, диалога культур на уровне гражданского общества. Толерантность должна стать моральной и гражданской ценностью российского социума с конкретно очерченными правом и политической традицией границами. Когда мы формулируем некий постулат в модальной сфере должного, то отдаем себе отчет, что в этом случае не менее важен и сам процесс, а не только результат: чем более последовательной и непрерывной будет деятельность по поиску путей интеграции в этнокультурной сфере, тем вероятнее бесконфликтная перспектива социального сотрудничества, ощутимее конструктивность социального (vs. межэтнического) диалога.
Многократно повторяемое провозглашение мультикультурализма (культурного плюрализма) и толерантности в качестве основополагающих ценностей гражданского общества весьма сближает новый всемирный проект идеализации социального будущего с хорошо известным советским социальным мифом о «полном и окончательном» коммунизме. Именно потому, что принципиальное значение имеет не столько провозглашенная цель, сколько глубоко продуманная, целенаправленная стратегия практического достижения прогнозируемого результата.
Именно поэтому основные теоретические положения статьи активно использовались автором и его коллегами в практике вузовского преподавания социально-гуманитарных дисциплин, а практические
рекомендации - в прикладной социологии при разработке лингвистической модели современного университетского образования.
Литература:
1. Касьянова Е.И. Толерантность в современной социокультурной ситуации России // Вестник Томского государственного университета. - № 312. - 2008. - С. 58-Павлов В.Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества : дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2005. - 172 с.
2. Сморгунова В.Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико- правовые проблемы. - СПб., 2004. - 399 с.
3. Шлягина Е. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tolerance.ru/vek-tol/3-0-chlygina.html
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ГРАЖДАНСКИЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ:

  1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  3. ИНТОЛЕРАНТНЫЕ ТЕКСТЫ ТОЛЕРАНТНЫХ АВТОРОВ: ПАРАДОКС СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
  4. СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ СОЦИУМ: ОТ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ИНТЕГРАЦИИ
  5. Когаловская АДАПТАЦИЯ УВОЛЬНЯЮЩИХСЯ ИЗ АРМИИ ОФИЦЕРОВ К УСЛОВИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ
  6. Борисов Руслан Викторович ЯЗЫК И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
  7. Синельникова Е. С. ДОВЕРИЕ В СЕМЬЕ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  8. Семенов В.Е. ПЛЮРАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕНТАЛИТЕТОВ
  9. Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
  10. Мишучкова И.Н. ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ
  11. ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  12. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ В КОНТЕКСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  13. РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  14. Ф. Р. Малюкова ДЕФЕКТЫ ВНИМАНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  15. Г. АДАПТАЦИЯ К СОЦИУМУ – ДЕЗАДАПТАЦИЯ К СОЦИУМУ.
  16. О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
  17. Островская Е.П. Буддийская антропософская психология в контексте современного человекознания
  18. ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  19. К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
  20. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ