1.8 ИМИДЖ, ХАРИЗМА КАК ЭФФЕКТЫ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Имидж каждого педагога складывается из нескольких начал: манеры говорить, экспрессии лица, стереотипов движений и внешнего вида. Имидж может способствовать успешности публичного выступления, а может идти вразрез с ним.
Надо научиться планировать и организовывать первое позитивное впечатлением о себе. «Слова — ничто, имидж — все»: доля истины в этом есть. Будьте готовы: вашу внешность и одежду поначалу будут пристально рассматривать. Для слушателей первые 100 секунд вашего выступления должны стать приятным и обещающим спектаклем, вызывающим доверие или интерес к вам. Именно в эти секунды не надо пытаться поразить их глубиной содержания или оригинальностью мышления. Главное, чего вы должны добиться за эти секунды, — «просто» понравиться. А это, кроме прочего, зависит и от вашего умения сознательно управлять первым впечатлением. Одежда здесь — очень важное средство презентации себя и управления первым впечатлением [122].
Каждый из нас ежедневно «рисует» себя с помощью одежды. Каждый — сам свой персональный стилист. Вы сами создаете свой имиджевый брэнд. Одежда и внешний вид — основные компоненты первого впечатления.
Есть всем известные фразы: «Одежда создает человека», «Одежда для успеха», «Встречают по одежке». Внешний вид важен потому, что именно с него начинается оценка вас слушателями. Имеет особое значение такой ключевой момент восприятия внешнего вида как «эффект края» - измерение вас «с головы до ног». Это значит, что самая верхняя и самая нижняя точки вашего внешнего вида привлекут наибольшее внимание слушателей, проще говоря, это прическа и обувь, голова и ноги. Кроме того, слушатели ради любопытства будут обращать внимание и на ваши аксессуары. В одежде лучше избегать как ультрамодного стиля, так и сильно устаревшего (в каждом времени есть что-то, что считается «характерным ретро»).
Ваша презентация начинается с того момента, когда вас увидел первый слушатель. Причем, неважно где: В вестибюле, туалете или уже за столом в зале, когда вы, например, суетясь, то и дело все роняя, пытались найти очки или первую страницу своего текста. Лучше всего появляться перед слушателями подобно факиру — неожиданно и «в форме». Люди не должны видеть ваши предварительные действия или приготовления: собирающим бумажки на полу, двигающим столы или принимающим таблетки. Не очень выигрышно во время заполнения аудитории готовить заметки, втыкать удлинители, проверять качество слайд-проекций, причесываться, отряхиваться и пр. Вся подготовка должна быть проведена заранее. Первые две минуты своего выступления лучше не прибегать к заготовленным текстам - конспектам или шпаргалкам. Это время лучше потратить на то, чтобы обозреть интерьер или вглядеться в аудиторию и оценив ситуацию, постараться наладить с ней молчаливый визуальный контакт. В эти моменты нельзя допустить непроизвольных и невыгодных для вашего имиджа движений и других форм «утечки информации», проявляющейся, например, в закатывании глаз, тяжелых вздохах, нервных жестах и пр. Лучше всего первые несколько фраз выучить наизусть. Для будущих позитивных отношений с аудиторией наиболее весомы будут ваши первые 10 слов, а то, как вы их произнесете, может оказаться важнее всего того, что вы скажете позже.
Ваше ресурсное энергетическое состояние, наличие и демонстрация внутренней силы положительно отражаются на вашей осанке, моторике и адекватности движений, положении головы и рук, одежде, интонации. Например, прямая спина — это не только признак бодрости и здоровья, но и уверенности позиции. Проявляя свои физическую энергию и интеллектуальный энтузиазм, вы заражаете ими аудиторию. Манера, в которой вы общаетесь с аудиторией в жанре практических (семинарских, зачетных и др.) занятий и то, как вы задаете или отвечаете на вопросы обучаемых, также является серьезной проверкой вашего профессионализма. Это один из «моментов истины», в котором проверяются ваша внутренняя сила, владение предметом и главное — собой. В одной из телевизионных передач программы «Основной инстинкт» А. Асмолов передал ведущей программы Светлане Сорокиной «кубик толерантности», на 6 гранях которого были слова: предложи, прими, выслушай, прости, пойми, улыбнись.
Это как раз то, что очень часто требуется при ответах на вопросы:
1. Если вы ожидаете негативных вопросов и знаете, кто их задаст, постарайтесь начать дискуссию с наиболее нейтральных вопросов. Диалог с агрессивным, демагогически настроенным слушателем не затягивайте, а скорее переходите к вопросу (позиции) следующего оппонента.
2. Избегайте фраз типа «Хороший вопрос!». Это звучит так, что остальные вопросы были плохие. Хотите поощрить спросившего — найдите этой фразе заменитель, отражающий ваше позитивное отношение. Универсальный заменитель: «Спасибо за вопрос».
3. Отвечая на вопросы, постарайтесь связать их с предлагаемым вами решением, (будущим выводом), подходом, позицией или точкой зрения. По возможности используйте свои ответы для продвижения своей основной концептуальной идеи.
4. Ответы не затягивайте. Отвечайте кратко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ на вопрос в еще одну презентацию. А если вы затягиваете ответ на агрессивный или провокационный вопрос, это выглядит так, будто вы оправдываетесь.
5. Отвечая на вопросы, ведите себя как свободный человек: ведь у вас всегда есть несколько вариантов: вежливый отказ, отсрочка ответа, уточнение вопроса, переформулирование или его интерпретация, переадресовка и, наконец, прямой ответ.
2. Мимическая выразительность (коммуникативные сигналы мимики).
Невербальное поведение лектора порождает эмоциональные реакции слушателей. Если у телевизора отключить звук, останется только загадочный, быть может, но не полноценный видеоряд- картинка. На ТВ ваши слова слушатели получают вместе с вашим образом, внешностью, одеждой, жестами, лицевой экспрессией и сопровождающей мелодией голоса. Невербальное поведение человека включает свыше 700 000 различных движений. Это больше, чем количество слов в большинстве языков. В общении наиболее информативной - после вербального содержания - является, конечно же, мимика лица. Любопытно, что на правой части лица, контролируемой левым полушарием мозга, эмоциональные состояния человека проявляются более ярко. Правая половина более откровенна, поэтому, чтобы узнать истинные эмоции и намерения человека, следует обращать большее внимание на правую сторону его лица. Она реже обманывает. Часто правая и левая части лица могут выражать разные чувства. Этим часто объясняют, например, загадочность улыбки Джоконды на картине Леонардо да Винчи, психологические оттенки состояний персонажей римского скульптурного портрета и др.
Главный фокус внимания слушателей - лицо презентатора: его глаза и губы. Надо уметь контролировать свою лицевую экспрессию, так чтобы она была адекватна вашим чувствам и оценкам, подтверждала содержание произносимого вами. Слушатели будут смотреть на лицо презентатора 70% всего времени, если то, что он говорит, их захватывает, и только 30% всего времени, если им скучно. Поэтому выражение лица и улыбка в первые секунды вашей встречи со студентами часто намного важнее того, что вы говорите.У артистов балета существует профессиональный термин «держать спину», а для презентатора-преподавателя не менее важно «держать лицо». Начинать лекцию необходимо с улыбки. «Улыбчивое» начало повышает вероятность успеха всей лекции.
Лицевая экспрессия - фокус внимания слушателей. В ней участвует все лицо, включая области глаз и даже лба. Иногда достаточно чуть развести уголки губ. Это как бы метапослание, которое как бы говорит: «Я отношусь к вам позитивно, я вас принимаю». Опытные лекторы умеют улыбаться даже глазами. Существует несколько доводов в пользу этого приема: улыбка почти автоматически порождает ответную улыбку; улыбка закрепляет смысл сказанного.
Ответная улыбка не всегда внешне выражена, иногда это «внутренняя (интонационная) улыбка». Но если два человека улыбаются друг другу, значит, в это мгновение они принимают и друг друга, и одинаково переживают саму ситуацию. Нечто похожее происходит и тогда, когда вы протягиваете руку, а рука собеседника почти автоматически «выстреливает» вам навстречу [96].
Выражение лица создает эмоциональную канву для содержательной части высказываний лектора. Сопутствующие эмоции закрепляют в памяти слушателей то, что вы говорите. Итак, определенное сочетание вербальных и невербальных элементов поведения, проявляемых выступающим во время лекции, и часто им не осознаваемых - превращается в продуктивный автоматизм - подобный навыку катания на велосипеде, который уже не забудется.
В контексте поиска основ мимической выразительности следует рассмотреть проблемы управления и психологической поддержки зрительного контакта. Мы различаем выражение глаз в малой и большой группах; правила управления взглядом при демонстрации слайдов и т.д.
Специфика организации зрительного контакта в малой группе связана с тем, что на отдельных людей вы будете смотреть чуть дольше, чем на остальных, что не должно быть замечено остальными присутствующими. Зрительный контакт «глаза в глаза» удобен и значим еще и тем, что он обеспечивает обратную связь с вашим «визави», усиливая таким образом, смысл ваших слов. Вы как бы «слушаете» аудиторию своими глазами.
Частая ошибка при ведении занятия в малой группе - постоянная фокусировка внимания лектора на ком-то одном. Тем самым вы провоцируете усиленное внимание остальных слушателей на этом человеке. При этом другие слушатели, наоборот, чувствуют себя обделенными и при первой же возможности «отомстят» вам.
Какие же люди в аудитории чаще всего привлекают внимание презентатора? Это может быть человек, который чем-то внешне или поведенчески выделяется или, на ваш взгляд, станет возможным оппонентом, или некий авторитет, мнение которого для вас также весомо и др. Знайте одно: кто бы он ни был, в ситуации публичного выступления эта ситуация или человек - ваша «ловушка». Методически вся ваша лекция должна состоять из пятисекундных «бесед» с каждым из ваших слушателей, Для этого последовательно обращайтесь к взгляду каждого из слушателей. Длительность таких «диалогов» и контактов не должна превышать 6 - 10 секунд. Чтобы ваши виртуальные и визуальные отношения не зашли слишком далеко следует вовремя перевести взгляд на следующего. Очевидные выводы и рекомендации: вы уделяете равное внимание всем; вы следите и контролируете реакцию слушателей на свои слова; ваши невербальные средства убеждения - жесты, интонация голоса, движения, мимика и т.д. - начинают выглядеть более естественно, поскольку имеют персональную направленность.
Хотя с поддержкой визуального контакта может быть связана еще одна проблема. Зрительный контакт со слушателем отвлекает внимание выступающего и если вам, например, из-за недостаточной подготовленности, приходится продумывать содержательную часть по ходу выступления, то всякое отвлечение на контакт со слушателями может привести к тому, что вы потеряете нить своих рассуждений. Как с этим быть? Вот один из известных способов. Представьте пульт управления магнитофоном. Там есть кнопки «перемотка назад», «перемотка вперед», «пауза». Попробуйте мысленно воспользоваться этими кнопками применительно к своему выступлению. Когда вы что-то забыли, вы можете вернуться назад и повторить какие-то моменты выступления (перемотка назад) или вы можете начать новую мысль (перемотка вперед). Но вообще-то лучше, чтобы такая проблема не возникала вовсе. Для этого вам надо очень хорошо знать содержание своей темы. Ведь педагогический артистизм как эстетическое качество может проявиться только в случае свободного владения материалом и психологической самодостаточности.
Несколько иначе выглядит проблема организации зрительного контакта в большой группе. В большой аудитории уже более значимы не выражения глаз, а пластика тела и головы. Необходимо мысленно поделить аудиторию на блоки и адресовать свою речь группам слу-
W W т т
шателей в разных частях зала посредством движений головы. У каждого, находящегося в зоне этого движения будет ощущение, что вы общаетесь именно с ним. Причем, если вы говорите с возвышения (например, с трибуны), ваш взгляд не должен скользить поверх голов слушателей. Необходимо периодически обращать внимание и окидывать взором передние ряды, чтобы в зале не образовывались «мертвые зоны».
Особенно сложно управлять взглядом во время слайдовой презентации. Основные рекомендации:
• когда вы стоите лицом к аудитории, проекция слайда должна быть слева от вас;
• когда вы показываете очередной слайд, необходимо держаться вполоборота от изображения;
• когда взгляды слушателей вслед за вашим взглядом сфокусировались на слайде, вы должны снова перевести свой взгляд на слушателей.
В феномене визуального зрительного контакта можно выделить три ситуативных стиля:
• стиль близости (доверительности);
стиль агрессивности (позиция наступательности, полемичности, дискуссионности);
• стиль страха, авторитарный стиль (подавления аудитории с помощью дисциплинарных мер или интеллектуального превосходства).
Стиль близости - длительный зрительный контакт, сопровождаемый позитивным доброжелательным выражением лица. Стиль доверительной близости (или интимности) возникает в ситуации глубокого взаимопонимания и принятия друг друга.
Стиль агрессивности - длительный зрительный контакт, сопровождаемый агрессивным выражением лица. Возникает в ситуации не- запрограммированного результата общения, настороженности, разочарования или неприятия друг друга.
Стиль страха - напряженное состояние лица в сочетании с короткими испытующими взглядами, контролирующими собеседника. Напряженность во взгляде может быть как у лектора, так и у слушателей. Стиль страха может возникнуть при излишне пристальном «медузьем» взгляде на студента (или группу), как на жертву. Желание подавить волю, загипнотизировать аудиторию возникает обычно в ситуации неадекватного или нежелательного настроя слушателей или в случае внутренней неуверенности самого лектора. В ответ вы получите либо агрессивные, либо испуганные взгляды (в зависимости от темперамента этих студентов). На самом деле для выступления вам не подходит ни то ни другое. В действительности вам нужно участие или вовлеченность.
Человек приблизительно знает, как меняется его лицо в зависимости от внутреннего состояния и в известных пределах может придавать лицу выражение, соответствующее ситуации.
Особым эмоциональным средством выразительности лица являются губы, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке.
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка мужчины - показатель уверенности и владения собой во всякой ситуации. Улыбка женщины разнообразнее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки могут отражать разные мотивы и состояния, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
чрезмерная улыбчивость - неуверенность и потребность в одобрении;
кривая улыбка - знак контролируемой нервозности; улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться; улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;
• улыбка без подъема нижних век - неискренность;
• улыбка, с пристальным взглядом «в упор» широко открытых глаз - угроза.
Гримаса имитации улыбки - негативная усмешка. По такой улыбке можно судить о том, что перед Вами наглец, мерзавец или провоцирующий коварный человек. Может быть кривая улыбка, когда только один из уголков рта либо приподнимается, либо опускается, что является проявлением состояние внутреннего разлада. Кривая улыбка дает возможность скрыть подлинное мнение за напускным дружелюбием.
Особенно неоднозначное и обманчивое явление - смех. В смехе может проявиться глупость, фальшь, пошлость, смехом можно выразить презрение, ненависть, насмешку, злорадство, смущение, радость и т.п.
Для выражения различных чувств человек активно использует брови. При помощи мышц лба брови можно просто подтянуть вверх, а опустить брови можно, используя сжимающую мышцу глаз. Наморщенные сдвинутые к переносице брови обычно выражают напряжение, критику, неудовольствие, гнев, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой - радость, удовольствие.
Нос - наиболее статичная часть лица. Однако, его малозаметные движения, тем более если они часто повторяются могут изменить общее выражение лица. Наморщивание носа - как известно, составная часть реакции на горечь, или выражение недовольства, душевной боли, отвращения и др. Отсюда и выражение - «страдальческие складки»: из-за частого поднимания крыльев носа верхний конец носогуб- ной складки глубоко врезается в уголки носа. Такое следствие нередко бывает у пассивных и слабых людей с женственным характером.
Следует обращать внимание и на то, какое общее впечатление на людей производит мимика того или иного человека. Когда мимические процессы состоят из множества отдельных выражений, типа «холодные глаза и смеющийся рот», то анализ возможен только при наблюдении за каждым отдельным выражением и его сочетаемостью с другими. Так, например, очень подвижная мимика свидетельствует о переменчивости характера, легкой возбудимости в зависимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость и псевдовыразительность лица, выходящая за пределы меры может перейти в простое и неприятное гримасничанье. В свою очередь, есть мнение, что спокойное выражение лица отражает постоянство душевных процессов. Оно свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, характеризует человека как спокойного, постоянного, рассудительного, надежного, уравновешенного. Однако, малоподвижное каменное выражение лица - «маски», также малоприятны. Монотонность мимики и редкая смена ее форм при отсутствии общего динамизма движения могут говорить о психической заторможенности, слабой импульсивности человека. В то же время в палитре средств эмоциональных состояний могут содержаться мимические приемы, выражающие монотонные душевные состояния, скуку, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональную бедность, меланхолию, депрессивный ступор и др. Они, по существу, также могут быть использованы выступающим как средство передачи своего эстетического отношения к произносимому тексту или ситуации.
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ. 2012

Еще по теме 1.8 ИМИДЖ, ХАРИЗМА КАК ЭФФЕКТЫ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ.:

  1. РЯБОВА Ю.А. ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
  2. Направленное формирование первого впечатления
  3. Тужикова Е.С. РОЛЬ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
  4. Поленок Т.С. Влияние социального статуса на формирование первого впечатления о человеке
  5. ВЕЛИЧКО Е.Г., ГОРКУНОВ А.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ТОЧНОСТИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ
  6. ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
  7. Лучше стараться оживить первое впечатление от предмета, чем пытаться получить новое впечатление от него.
  8. ИМИДЖ КАК СИМВОЛ В ПОТРЕБЛЕНИИ
  9. БАБАЯН Т.Г. ФЕНОМЕН ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ КАК АТРИБУТ ИМИДЖА
  10. ВПЕЧАТЛЕНИЯ КАК ПЕРВИЧНЫЕ РЕАКЦИИ
  11. СОКОЛОВА-БАУШ Е.А. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О КОММУНИКАТОРЕ