ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Харланова Ю.В., Россия, г. Тула
Толерантность, или терпимость, это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые человек верит, и в ложности тех взглядов, которые им оспариваются.
Понятие «толерантность» используется в самых разных областях знания: этике, психологии, педагогике, политике, теологии, философии, медицине и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant - терпимый.
Понятие «толерантность», сравнительно недавно вошедшее в педагогический лексикон, продолжает оставаться одним из самых спорных. В отечественной педагогической теории и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и других направлениях. Можно выделить два разных понимания педагогики толерантности:
она понимается как объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды;- самостоятельное направление, организуемое рядом принципов: во-первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрывается суть терпимости и толерантности как гуманистические ценности, во-вторых, рассматриваются суть терпимости и толерантности, психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.
Цель педагогики толерантности - воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов - одна из важных задач педагогики толерантности. Важной задачей педагогики толерантности признается развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым».
Одна из задач педагогики толерантности - организация работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию: развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений.
Для истории образования и педагогической мысли России характерна постоянная «конкуренция» между толерантностью и интолерантностью, которая проявлялась в следующем:
1) господство идей интолерантности в официальной (государственной) педагогике и постоянная борьба против этих идей в педагогике неофициальной, оппозиционной;
2) противоречие между официальной теорией образования и реальной практикой воспитания и обучения (в истории образования и педагогической мысли в отдельные периоды теория значительно опережала практику в развитии идей толерантности, иногда же практика воспитания и обучения была более гуманной, толерантной, чем существующая одновременно с ней педагогическая теория);
3) стремление к воспитанию внутренней свободы в противовес многочисленным внешним ограничениям.
Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих отечественных педагогов прошлого. Так, представителями свободного воспитания в лице Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.
Показательны с точки зрения деликатного отношения к личностному развитию ребёнка педагогические идеи Л.Н. Толстого. Он выступал за уважение прав ребёнка, провозглашая принципы народности, гуманности, демократизма. Л.Н. Толстой большое значение отводил личностным и нравственным качествам педагога, среди которых ведущее место принадлежит любви к детям и к избранному творчеству педагогической деятельности. Он высказывался категорически против принуждения, жёстких дисциплинарных воздействий.
Принципиальное значение для педагогики толерантности имеют взгляды известного русского педагога К.Н. Вентцеля. В них провозглашаются принципы максимального развития творческих возможностей ребёнка на основе уважения его личности и представления свободы в действиях и желаниях.
К.Н. Вентцель был противником принуждающего воздействия. В своей основной работе «Идеальная школа будущего и способы её осуществления» К.Н. Вентцель по сути провозглашает один из принципов толерантности через «развитие воли путём свободного действия и путём самостоятельного творчества, потому что воля является фактором душевной жизни». К.Н. Вентцелем предложено несколько новаторских для педагогики той поры идей: написание ребёнком своего учебника, где соединялись бы его знания, активная позиция ребёнка как исследователя, маленького искателя истины; совершенствование учения.
Противоречивым можно назвать взгляды Л.С. Выготского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С. Выготским высказывалась жёсткая позиция на проблему взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание им сравнивается с «войной», с другой стороны, Л.С. Выготским высказываются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей, отрицание авторитарного принципа обучения, выбором свободной социальной координации.
Одним из ярких представителей советской педагогики является В.А. Сухомлинский. В основе его взглядов, по сути, лежат гуманистические идеи толерантности. Он считал, что на педагоге лежит огромная ответственность за формирование личности, поэтому чрезвычайно важно быть чутким, деликатным к развивающемуся человеку, терпимым к его недостаткам, что достигается посредством любви и трепетного отношения к подрастающему поколению.
В своей работе «Павлышская средняя школа» В.А. Сухомлинским провозглашаются постулаты этического поведения воспитанников, среди них отчётлива активная позиция автора против терпимого отношения к злу. Он писал, что не следует быть равнодушным к злу, надо бороться против обмана, несправедливости. В этом видится граница допустимого, где достоинство является мерилом терпимости.
В 80-е гг. ХХ. в. широкое распространение получили идеи «педагогики сотрудничества» (Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин и др.), связанные с гуманизацией и демократизацией школы. Представители педагогики сотрудничества считали, что основаниями педагогической деятельности должны стать учёт интересов детей, постоянное проявление веры в возможности каждого ребенка, совместная деятельность педагогов и воспитанников, этичное отношение к детям, выявление и развитие их творческих способностей. Эти базовые положения стали основой формирования толерантных отношений в образовательной среде.
Чрезвычайно близки к педагогике толерантности идеи педагогики ненасилия. Данное направление относительно недавно возникло в отечественной науке. Педагогика ненасилия - это движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения детей и юношества, опирающиеся на принцип личностного подхода; это направление, ориентированное на формирование у подрастающего поколения позиции ненасилия, что выражается в способности строить свои отношения с окружающим миром, природой, другими людьми на ненасильственной основе. В качестве конкретных задач педагогики ненасилия выступают два взаимосвязанных блока:
1) задачи, связанные с воспитанием у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия;
2) задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и
детей.
Терпимость в ракурсе рассматриваемого направления считается одним из психологических условий принятия позиции ненасилия, важным личностным свойством педагога, руководителя. Основоположники направления А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров предлагают начинать с дошкольного детства через тренировку и развитие выдержки, в младшем школьном возрасте через формирование элементов терпимости, в подростковом и старшем школьном возрасте - через развитие терпимости.
Таким образом, прогрессивная педагогическая мысль в отечественной школе всегда была пронизана идеями гуманизма, сопротивлялась насильственному манипулятивному воздействию со стороны взрослых и в физическом, и в духовном плане. Толерантность в разных её формах можно рассматривать в качестве одного из приоритетов развития образования и педагогической мысли России. Переломные изменения, наблюдаемые в общественной жизни нашей страны, ставят приоритетность «мягкого» толерантного управления образованием всех участников образовательного пространства.
Литература:
1. Борытко, Н.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9).
2. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности / Е.Ю. Клепцова. - М.: Академический проект, 2004.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ:

  1. ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
  2. ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ
  3. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  4. ТЕМА 7 . ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
  5. Педагогика духовного становления
  6. 2.4. История отечественной психологии труда
  7. 2.4. Становление отечественной психологии
  8. 1.3. История отечественной психологии труда
  9. 4. История отечественной психологии труда
  10. История становления психологии труда как самостоятельной дисциплины