КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Макарова Е.А., Россия, г. Таганрог
XXI век - время необычайно активного взаимодействия культур. Расширение международных дипломатических и торговых контактов, организация учебы и работы в других странах, создание всемирной компьютерной сети Internet и даже войны послужили своего рода катализатором контакта культур.
Сравнительно недавно появилась новая область знания - теория межкультурной коммуникации. Она изучает вопросы контакта и взаимодействия культур. Неразрывно связанной с взаимодействием культур является проблема толерантных способов поведения и преодоления культурных стереотипов. Различные культурные группы думают, чувствуют и действуют по-разному, не существует научных стандартов для определения одной группы как внутренне превосходящей или низшей по отношению к другой. Изучение различий культуры в разных группах и обществах заранее предполагает позицию культурного релятивизма, призывает к объективному оцениванию, когда речь идет о культурных отличиях. Мощным оружием преодоления этноцентризма (убеждения, что собственная культура превосходит другие культуры) становится образование.
Информация о природе культурных различий между обществами должна предвосхищать оценку и действия. Только при наличии культурных фоновых знаний возможно формирование предпосылок к успешной коммуникации. Культурно обусловленные различия приводят к особой разновидности коммуникации, называемой межкультурной, при которой коммуниканты из разных культур используют при прямом контакте специальные дискурсивные стратегии, компромиссные подходы и знания о культурных особенностях партнера по коммуникации. Это процесс непосредственного взаимодействия культур, при этом сам процесс осуществляется в рамках несовпадающих национальных стереотипов мышления и поведения, что существенно влияет на взаимопонимание сторон.
Ценностно-смысловая направленность гуманитарных наук обусловлена, прежде всего, объектом их исследования, каким выступает культура. Она представляет собой совокупность явлений, связанных с человеческими ценностями и формируемых ради этих ценностей. Сущность культуры - духовное гуманистическое начало, мир культуры безграничен, чем обусловлены трудности в ее изучении. Если наиболее общим понятием естественных наук является понятие природы как бытия вещей, то наиболее общим понятием гуманитарных наук является понятие культуры как социального бытия человека. Основным элементом культуры являются культурные особенности, которые принимают различные формы от материальных артефактов до поведенческих норм и до абстрактных концепций и убеждений. Все эти многообразные проявления обладают одной общей характеристикой - они являются символами и как таковые, выражают значение [2].
В процессе коммуникации происходит обмен значениями, то есть осуществляется передача информации, которая кодируется с помощью определенной символьной системы, передается и затем декодируется, или интерпретируется адресатом сообщения. Из всех видов знакового поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка и сопровождающая его невербальная коммуникация (поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов, дополнительный источник информации к вербальному сообщению). Выделяют следующие формы невербальной коммуникации: паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Как эмоциональные индикаторы могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз; проксемика (характеристики межличностной дистанции) [3].
В когнитивных теориях личности в качестве основного всегда выступало положение о том, что искать объяснение личностным чертам и своеобразию индивидуального поведения следует в особенностях восприятия, понимания, и объяснения человеком происходящего. С этой точки зрения принципиальным является разведение содержательных и структурных аспектов познавательной сферы (что человек думает и как он думает). Содержательные переменные - это представления личности о тех или иных элементах своего окружения и о собственных состояниях. При этом знание рассматривается как наиболее общая составляющая психологических структур, которая, проявляясь во всех сферах практической деятельности человека, детерминирует основные психологические феномены [4]. Структуру знания можно описать как множество компонентов, представляющих совершившиеся взаимодействия субъекта с миром, и взаимоотношения между этими компонентами [5]. В этом случае формальное описание структуры знания как семантической сети дает основание для того, чтобы сопоставить ее с характеристиками рационального и интуитивного способов взаимоотношения субъекта с миром.В современном мире многие проблемы возникают из-за ошибок в коммуникации. Коммуникативные взаимодействия зависит от многих факторов: от наличия лингвистической компетентности участников диалога, от культурно обусловленной взаимной коммуникативной компетентности участников коммуникативного события, от наличия или отсутствия общих языковых и культурных фоновых знаний и баланса между общим и различным в их процессах восприятия и символьных системах. И здесь можно говорить об интроекции схем и фона, в результате которой возникает все необходимое для того, чтобы коммуникация состоялась. Интроекция — это включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой его собственной идентификации. Это эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир лишь благодаря проецированию вовне своего внутреннего содержания, психологический механизм, играющий важную роль в процессе формирования фоновых знаний и извлечения этих знаний, «это психоаналитическое понятие, включение через идентификацию во внутреннюю психическую структуру элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний» [6], предполагает «размывание» конкретных знаний, организованных в когнитивные схемы, и их переход в фоновые знания, а также реминисценцию фоновых знаний обратно в схемы. Механизмом интроекции служат личностные смыслы - лучше всего запоминается и воспроизводится из памяти то, что имеет для человека первостепенное значение, понятно и структурно оформлено.
Интроекция применима к коммуникации на родном языке, но если общении происходит между культурами, то мы говорим об интроекции в межкультурной коммуникации. Это относится к случаям, когда культурные фоновые знания участников коммуникативного события столь различны, что это может отрицательно отразиться на результатах общения и даже приводит к искажению смысла или к полному провалу коммуникативного события.
Способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем людям, однако та или иная реализация этой способности культурно обусловлена, определена уникальным индивидуальным опытом, при коммуникации, являющейся процессом обмена значениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке и выросших в одной и той же культурной среде.
При наличии разных культур коммуникация осложняется настолько, что о полном понимании и толерантности к культурным особенностям других не может быть и речи. Без специального обучения добиться такого рода коммуникации фактически невозможно.
Под деятельностью общения понимают, прежде всего, взаимодействие людей как "общественных индивидов" [7]. Для успешного формирования коммуникативных умений необходимо убедиться, что коммуниканты опираются на одинаковые фоновые знания. Многие из схем индивидуальны, поэтому каждый формирует свой собственный образ мира. Однако коммуникация имеет место потому, что многие ментальные схем являются общими, если не для всего человечества, то для большей его части. Они составляют важную часть общих культурных знаний и формируют основу для успешного интерактивного взаимодействия. Этому должна способствовать культурно обусловленная коммуникативная компетентность - несколько видов общих знаний, разделяемых коммуникантами. Они складываются, во-первых, из знания собственно символьной системы, в терминах которой происходит коммуникация, и, во-вторых, знания об устройстве внешнего мира, которые состоят из личного опыта, базовых, фундаментальных знаний о мире, имеющихся у всех людей, и всех остальных знаний, которыми они обладают вследствие своей принадлежности к различным национальным, этническим, социальным, религиозным, профессиональным и другим группам. Знания хранятся в когнитивных структурах - неделимых когнитивных единицах, хранящих «свернутые знания» и представления, они формируют компетенции и лежат в их основе. В последнее время особо пристальное внимание исследователей привлекает компетенция культурная. С темой культуры связана проблема смыслопорождения - способности культуры в целом и отдельных ее частей после обработки информации производить новые смыслы. Смыслопорождение происходит на всех уровнях культуры, и процесс этот подразумевает поступление извне в систему информации и специфическую ее трансформацию во время движения между входом и выходом системы.
Социальная природа языка требует его усвоения не только как нового языкового кода, но и одновременного проникновения в новую национальную культуру, изучения огромного богатства, хранимого языком. Указанные положения определяют еще один аспект в обучении - лингвострановедческую компетенцию, предполагающую знакомство с современной действительностью, национальными реалиями, общей культурой страны, овладение национально-культурной семантикой и культурной функцией языка.
Поскольку коммуникация - это процесс двусторонний, то ее успех зависит от того, насколько совпадают фоновые знания собеседников. От того, стоят ли за словами одни и те же понятия, разделяемые обоими собеседниками, зависит, насколько успешной будет их коммуникация. Схемы, таким образом, - это общие для коммуникантов наборы понятий, которые хранятся в памяти и могут быть активизированы и использованы в случае необходимости. Когнитивные схемы предполагают связывание культурных и психологических процессов, схема является способом связи культуры с другими психологическими процессами, которые влияют на деятельность людей.
Центральное понятие современной психологии - субъект, обладающий сознанием, которое позволяет ему рефлексировать окружающую среду и свое положение в ней и организовывать себя и ее в соответствии
с определенным прогнозом. Ученые называют необходимость рефлексии как одного из способов аналитической деятельности, так как она позволяет осуществить осмысление мира и своих действий в нем, но традиционное понимание рефлексии подразумевает, как правило, осознание лишь своих внешне направленных действий, в то время как общение с собой должно предполагать осознание возможности и необходимости осуществления определенных психических действий также и внутри себя. Рефлексия - осознание человеком психического процесса, протекающего в данный момент в нем самом. Именно на таких внутренних психологических процессах и базируется самоорганизация личности [8]. Схемы играют роль процессоров и конструируют интерпретации поведения и опыта. Это активные процедуры, оценивающие качество соответствия между структурами схемы и элементами в окружающей среде.
Ожидания, прогнозы, представленные в схемах, сравниваются с элементами в поведенческой среде, и, на основании качества соответствия между ожиданиями и элементами, одновременный процесс создает оценки, с помощью которых человек осмысливает происходящее в окружающем мире сейчас и строит прогнозы на будущее.
Безусловная значимость такого подхода состоит не столько в том, что в нем показаны методологические принципы современной теории обучения и даются определения схемы и фона в психолого-педагогической их трактовке, сколько в том, что он показывает значение интроекции схемы и фона для успешности процесса формирования навыков межкультурной коммуникации и развития толерантных способов поведения, преодоления культурных стереотипов и этноцентризма.
Литература:
1. Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Шевченко Д.Г., Гринченко Ю.В., Александров И.О., Максимова Н.Е., Безденежных Б.Н., Бодунов М.В. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журнал высшей нервной деятельности. 1997.Т. 47. № 2. С. 243— 260.
2. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов, 1986. - 136 с. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры//Общение в свете теории отражения. Фрунзе, 1980.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.2. White L. The Science of Culture. N.Y., 1949.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтович и Ю.В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986.
5. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М.: Институт психологии РАН, 19953.
6. Aleksandrov I.O., Maksimova N.E. РЗОО and the validity of psychophysiological description of behavior // The Behavioral and Brain Sciences. 1988. V. 3. P. 374— 375.
7. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung // Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch. 1, 1910, p. 422457, в рус.пер. Интроекция и перенесение. Одесса, 1925. Итроекция.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:

  1. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ СООБЩЕСТВЕ
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  4. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
  5. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  7. Толкачева Е. С. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКА
  8. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  10. С. В. Кошелева КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ