ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К КСЕНОФОБИИ

Юрасова Е.Н., Деханова И.А., Россия, г. Москва
Изучение проблемы ксенофобии и толерантности является требованием времени. Миграционные потоки, вызванные разнообразными причинами, усиливаются, и проблема взаимодействия различных культур, рас и наций становится все более актуальной.
Это ставит перед психологической наукой вопрос о факторах, влияющих на формирование толерантности и ксенофобии, в частности вопрос о том, насколько личностные особенности индивида могут предрасполагать к возникновению ксенофобии.
Ксенофобия трактуется Российским энциклопедическим словарем (М., 2001) как «ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному», или в более узком и специфическом значении - как непринятие людей иной национальности и (или) иной культуры. Как психологическая проблема она оказывается крайне многогранной и изучается различными ветвями психологической науки: в социальной психологии - как проблема взаимодействия больших групп людей и массовидных явлений; в этнопсихологии - через понятия национальной идентичности и группового фаворитизма. Если рассматривать ее через призму личностных особенностей индивида, то она также предстает в нескольких плоскостях - как имеющая когнитивную, аффективную и поведенческую составляющую. Это ставит вопрос о том, какие личностные особенности могут с наибольшей вероятностью оказаться вовлеченными в проблему формирования ксенофобии. Попробуем выделить эти особенности.
Когнитивная составляющая - это содержательная сторона ксенофобии. Она заключается в наличии предубеждений (то есть убеждений и/или установок) относительно лиц другой национальности и культуры. Личностными особенностями, вовлеченными в проблематику ксенофобии, здесь, в первую очередь, предстанут ценностные ориентации и приверженность той или иной идеологии, а также ригидность как возможность корректировки убеждений и установок. Кроме того, так как ксенофобия представляет собой негативное отношение к представителям иных наций и/или культур, что может быть переформулировано, как негативное отношение к Чужому, когнитивная составляющая предстанет и как проблема восприятия, а именно восприятия другого человека как Чужого, отличного от самого индивида. Проблема ксенофобии с этой точки зрения окажется тесно связанной с проблемой восприятия-оценки себя и восприятия-оценки другого и с такими личностными характеристиками, как самооценка, самоотношение, представление о себе.
Если рассматривать аффективную составляющую ксенофобии, то она предстанет как проблема возникновения отрицательных эмоциональных переживаний по отношению к Чужому, т.е. в состоянии неизвестности и неопределенности. Так как эмоции, возникающие при ксенофобии, могут быть весьма разнообразными (чаще всего называют тревогу и страх, гнев, отвращение, презрение), это позволяет предположить, что наиболее тесно с проблемой ксенофобии будут связаны такие личностные особенности, как уровень тревожности и агрессивности, доминирующие психологические защиты и способы совладания.
Поведенческая составляющая ксенофобии - это широкий спектр поведенческих реакций, начиная с проявлений недоверчивости и агрессивности в контакте и заканчивая экстремистскими высказываниями и террористическими актами, направленных на других людей. С этой точки зрения необходимо изучать стиль межличностного общения индивида и такие его особенности, как степень близости - дистанцированности, степень аффилиации, доминирование - подчинение в контакте.
Ранее проведенные нами исследования показали, что действительно существуют значимые взаимосвязи между высоким уровнем ксенофобии (декларациями неприязненного отношения к людям
других национальностей) и такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, повышенная тревожность, высокий уровень ригидности, преобладание архаических защит типа отрицания, расщепления и проекции. В данном исследовании мы остановились на изучении таких личностных характеристик, как самоотношение и особенности Я-концепции (Я-реальное и Я-идеал), а также склонность к определенной идеологии.
Для определения уровня ксенофобии нами использовалась исследовательская методика «Опросник уровня ксенофобии» (Е.Н. Юрасова). Для определения различных аспектов самоотношения использовалась Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев). Для выявления представления испытуемых о себе и своих особенностях в межличностных отношениях использовалась Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Подверженность антидемократической идеологии определялась с помощью методики «Шкала фашизма» (Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Левинсон, Р.Сэнфорд). Для выявления взаимосвязи между собой всех перечисленных характеристик использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, а также использовался критерий Манна-Уитни для определения значимости различий между испытуемыми с различными уровнями ксенофобии.
В качестве выборки нами были взяты испытуемые молодого и зрелого возраста (20-46 лет), так как мы предполагаем, что формируется ксенофобия достаточно поздно, что связано с особенностями ее когнитивной составляющей. Для возникновения неприязни на национальной или культурной основе необходимо, чтобы были сформированы такие абстрактные понятия как нация, раса, культура, религия, что предполагает достижение индивидом уровня формальных операций (по Ж. Пиаже) в сфере интеллектуального развития, поэтому вряд ли можно обнаружить ксенофобию ранее подросткового возраста. В ходе проведенного в 2011 году пилотажного исследования не удалось выявить ни сформированной национальной идентичности, ни ксенофобических убеждений у старшеклассников многонациональных московских школ.
В нашем исследовании выборку составили 66 человек, в основном женщины (90%). Мужчины составили 10% выборки. Подавляющее большинство респондентов относит себя к русской национальности, принадлежность к другой нации признали 10% респондентов.
Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили наши предположения о наличии взаимосвязи между уровнем ксенофобии и такими личностными характеристиками, как самоотношение, Я-концепция, подверженность антидемократической идеологии.
Выявлены следующие значимые взаимосвязи:
• обратная взаимосвязь между ксенофобией и отраженным самоотношением (уровень значимости 0,001), ксенофобией и саморуководством (уровень значимости 0,05) (Методика СОМО Пантелеева);
• прямая взаимосвязь между ксенофобией и недоверчиво-скептическим и зависимо-послушным стилями межличностных отношений в образе Я-идеала (уровень значимости 0,01); между ксенофобией и властно лидирующим типом межличностных отношений в образе «представителя моей нации» (уровень значимости 0,05) (Методика Т.
Лири);
• прямая взаимосвязь между ксенофобией и подверженностью антидемократической идеологии, ксенофобией и анти-интрацепцией (склонность к неприятию всего субъективного, творческого) (уровень значимости 0,01 в обоих случаях); ксенофобией и авторитарной агрессией (уровень значимости 0,05); ксенофобией и деструктивностью и цинизмом, ксенофобией и преувеличенной озабоченностью сексуальной жизнью (уровень значимости 0,001 в двух последних случаях). Методика «Шкала фашизма».
Интерпретируя полученные данные можно нарисовать следующий психологический портрет ксенофоба.
Данные, полученные с помощью методики Пантелеева, показывают, что отношение ксенофобов к себе является скорее неблагоприятным, особенно когда они пытаются представить, как к ним относятся другие люди (шкала «Отраженное самоотношение»). Они ощущают себя неспособными вызывать уважение у окружающих, получать от них поддержку и одобрение, а способными вызывать лишь осуждение и порицание. В связи с этим они плохо способны организовывать свои отношения с другими людьми и прогнозировать последствия, к которым приведет их взаимодействие с окружающими. Это также приводит к тому, что они в малой степени могут координировать и направлять собственную активность, свое поведение в целом и считают, что их жизнь зависит от внешних обстоятельств и мало подвластна им самим (шкала «Саморуководство»). Этот вывод подтверждают значимые различия, полученные по показателю «Отраженное самоотношение» между ксенофобами и лицами без ксенофобии. Ксенофобы, как уже указывалось, считают, что не способны вызывать хорошее отношение у окружающих, в то время как респонденты без ксенофобии считают, что окружающие их принимают, ценят их личностные и духовные качества, высоко оценивают их поступки и действия, и их приверженность групповым нормам и правилам. Они считают себя общительными, эмоционально открытыми и легко устанавливающими деловые и личные контакты.
С помощью методики Т.Лири мы выявили, что идеальным в представлении ксенофобов, является человек, характеризующийся недоверчиво-скептическим и зависимо-послушным стилями межличностных отношений. Это обособленный, замкнутый индивид с ригидными установками и критическим настроем к любому мнению, кроме собственного. Он подозрителен, проявляет неконформность суждений и поступков, но при этом чувствителен к критике в свой адрес, не удовлетворен своей позицией в группе и убежден в недоброжелательности окружающих лиц. В отношениях он пассивен, подчиняем, не уверен в себе, обладает заниженной самооценкой и повышенной склонностью к рефлексии, щепетилен в вопросах морали и совести. Описывая представителей собственной нации ксенофобы приписывают им властно-лидирующий тип отношений с окружающими: высокую активность, выраженную мотивацию достижений, тенденцию к доминированию, повышенный уровень притязаний, легкость и быстроту в принятии решений. Образ представителя собственной нации - это образ группы, с которой ксенофобы себя идентифицируют, и можно видеть, что он является комплементарным к образу идеального Я. Если в образе идеального Я рисуется индивид, хотя и негативно относящийся к другим, но не позволяющий себе открытых проявлений агрессии, то в групповом образе подчеркивается как раз возможность проявления силы и воли.
Дополняют психологический портрет ксенофоба данные, полученные при изучении склонности к антидемократической идеологии с помощью «Шкалы фашизма». Выраженная положительная связь между ксенофобией и подверженностью антидемократической идеологии показывает, что ксенофобы с высокой вероятностью являются личностями с «авторитарной структурой характера» и потенциально «склонны к фашизму» (по терминологии авторов опросника). Особенно тесные связи выявлены между ксенофобией и деструктивностью и цинизмом, что говорит о том, что ксенофобы склонны к очернению человеческой природы и считают естественной враждебность по отношению к чужакам. Они также склонны к неприятию всего субъективного, творческого, подавлению фантазии и воображения, боятся проявлений подлинных чувств и потери самоконтроля. Ими обесцениваются человеческие чувства и переживания, и они стараются придать особую значимость объективной реальности. Боясь проявлений индивидуальности, чувствительности и тому подобной слабости и несовершенства человеческой природы, ксенофобы осуждают и отвергают людей, не уважающих традиционные ценности, и считают, что таких людей следует наказывать. Одновременно ксенофобы проявляют высокую озабоченность сексуальной жизнью, как своей, так и чужой. Все это говорит о том, что область чувств и их адекватного выражения является для них весьма проблемной областью, пугающей их своей силой и непредсказуемостью. Данные данного опросника также свидетельствуют о том, что ксенофобы склонны подавлять агрессивные импульсы в отношении «мы- группы», в связи с чем испытывают потребность во внешнем объекте для разрядки этих импульсов. Подобное поведение является проявлением типичного защитного механизма расщепления - примитивной защиты, позволяющей групповому образу сохранять идеализированные черты за счет перемещения негативных черт и вызываемой ими агрессии на внешний объект, в случае ксенофобии - на представителей других наций.
Подводя итог проведенным исследованиям, можно сделать вывод, что действительно существуют личностные особенности, обуславливающие предрасположенность к возникновению ксенофобии.
Литература:
1. Экстремизм и его причины. П/р. Ю.М.Антоняна. - М., «Логос», 2010.
2. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии. «Юридическая психология», 2008, №4. С.27-35.
3. Юрасова Е.Н. Ксенофобия и проблемы идентичности. Теоретические проблемы этнической и кросс - культурной психологии. Материалы Второй Международной научной конференции. Том 2. Смоленск, 2010. С.299-302.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К КСЕНОФОБИИ:

  1. А.И. МУСТАФАЕВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
  2. КСЕНОФОБИЯ.
  3. Предрасположенность к обучению
  4. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
  5. ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К АВАРИЙНЫМ СИТУАЦИЯМ.
  6. ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  7. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСИЗМУ И КСЕНОФОБИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
  8. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КСЕНОФОБИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  9. Сенсорная предрасположенность мозга
  10. ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КСЕНОФОБИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВОЗБУДИМОСТИ, ИЛИ РЕАКТИВНОСТЬ
  12. 23.1. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫЕ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ БОЛЕЗНЯМ
  13. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
  14. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
  15. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.
  16. 23.2. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗДОРОВЬЕ
  17. 6.5. Методы исследования личностных особенностей
  18. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ С СОМАТОФОРМНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ