МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Если на рубеже ХХ и ХХ1 веков вопрос о массовой культуре из сферы публицистических филиппик перемещается в сферу научного анализа, то на рубеже Х1Х и ХХ веков подобное происходило с вопросом о демократизации общества и его культуры.
Сегодня уже вполне ясно, что вопросы эти взаимосвязаны, и уникальная человеческая личность в обоих случаях подвергается отрицанию как возможный демиург или, по крайней мере, медиатор культурных процессов.
Н. Бердяев, сетуя на превращение современной ему культуры в цивилизацию, упрекал эту культуру в дешевизне, комфортабельности, плоскостности, сниженности и отсутствии стиля. Но среди этих упреков особо следует выделить «доступность» [5]. Отметим, что Н. Бердяев, марксист в свои молодые годы, критикует именно то, за что другой марксист, В. Ленин, ратовал о народности искусства в своем рассуждении, известном по записи К. Цеткин. Третий их современник, В. Розанов, видя всеобщую и
непобедимую тенденцию к демократизации науки, искусства, всей системы общественной жизни, едко указывал на то, что есть и «маленькая опасность демократии» (отметим, что последнее слово он то ли презрительно, то ли опасливо брал в кавычки). «Народное, - предостерегал впоследствии увидевший это воочию В. Розанов, - не должно состоять в опошлении» [17].
Соотношение стереотипов мышления, восприятия, деятельности человека рубежа ХХ-ХХ1 веков с вековыми традициями человечества трансформируется, а сами эти традиции актуализируются редуцированно.
Как известно, массовая культура, унифицируя и «утилизируя» вечные культурные ценности последовательно выводит человека за рамки традиционного культурного поля. Это - неоспоримый факт, как фактом является и само существование массовой культуры. Но это понятие мы, в отличие от эстетической критики прошлых десятилетий, не наделяем негативными коннотациями.
По нашему мнению, «стремительное понижение общего уровня» (В. Богораз-Тан [6]) и следует счесть психологически детерминированным признаком массовой культуры. И обратить внимание на другой ее признак, объяснимый не только с философской или этнографической точки зрения, но и с точки зрения психологической. Этот признак - агрессивность. Источник такого объяснения содержится в исследованиях З. Фрейда.
По сути дела, ученые конца Х1Х века и первой половины ХХ века приступили к фундаментальному осмыслению еще только развивавшейся системы, которую мир сегодня знает как массовую культуру. Но уже тогда они ощутили противостояние личностного начала как воплощения творческого потенциала - и массового как рутинного и косного, как динамики и статики. Тем не менее, фундамент массовой культуры - массовое сознание - был отрефлектирован раньше и в нескольких научных парадигмах.
Исходя из представлений о массе (толпе), можно понять смысл императива Г. Лебона в отношении личности: чтобы противостоять внушению, давлению, оказываемому на массу, человек должен обладать «достаточно сильной индивидуальностью». Но в толпе такие люди «слишком малочисленны, и потому не в состоянии бороться с течением» [8].
Именно «суррогатный» характер массовой культуры роднит ее мелкобуржуазным здравым смыслом, по версии Р. Барта. Ученый называет здравый смысл «особым органом восприятия» бакалейщиков, мясников и других мелких буржуа. Создание «однородного мира», без вариантов и отклонений, - это благо, заслуга и вина массовой культуры; здесь человек «уютно огражден от волнений и рискованных соблазнов мечты» [3]. Олицетворением «антиинтеллектуалистской идеологии» для Р. Барта становится некий усредненный буржуа, г-н Пужад,- как когда-то для М. Горького терпимость и агрессивность мещанства в его массовых проявлениях воплощалась в понятиях «Серое», «Серый». Ненависть к мысли (как таковой), враждебность по отношению к любым объяснениям и обсуждениям носят не просто обыденный характер. Р. Барт дает основания увидеть в массовой культуре почву и условие для формирования тоталитарного сознания, ибо простодушная и «невинная» массовая культура «оставляет свободу рук тиранам» [3].
Современные исследователи массового сознания акцентируют прямолинейность восприятия и откровенность потребительских интенций массы. Американский исследователь Э. Аронсон, последователь и ученик Л. Фестингера и А. Маслоу, с удивлением отмечает такой парадокс массового сознания, когда «предложение вознаграждения за выполнение приятной работы реально снижает ее внутреннюю привлекательность» [1].
Таким образом, сочетание «принуждения» и «развлечения» как принцип образовательной деятельности становится привычным, как показывает опыт массовой культуры.
Культурологическая позиция Р. Барта вполне корреспондирует с социопсихологическими выкладками С. Московичи, который, вслед за своими знаменитыми предшественниками, от Г. Лебона до З. Фрейда, упоминает о гипнозе как модели социальных действий и реакций, а состояние человека в массе сравнивает с сумеречным [11]. Наконец, философский акцент «физиологизма» массовой культуры Х.Ортега-и-Гассет охарактеризовал как способность заряжаться [13].
Конец ХХ века, возведя в абсолют прагматизм в социальной и личностной практике, низвел вечные ценности до общедоступного и малозначительного качества. В результате процессов, происходящих в сфере политики, экономики, морали, религии и искусства активность индивидуального сознания оказывается невостребованной в силу гарантированных удобств пребывания в системе сознания массового.
Литература:
1. Аронсон, Э. Общественное животное [Текст] : введение в социальную психологию / ылее Аронсон ; пер. с англ. М. А. Ковальчука; ред. В. С. Магун. - М. : Аспект пресс, 1Гачев, Г. Д. Национальные образы мира [Текст] : Курс лекций / Г. Д. Гачев. - М. : Academia, 1998.
2. Барт, Р. Мифологии [Текст] : Пер. с фр. / Ролан Барт; Вступ. Статья и комментарии С. Н. Зенкина. - Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
3. Бердяев, Н. А. Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев ; сост. И послесл. К. П. Ковалева. - М. : Советский писатель, 1990.
4. Бердяев, Н. А. Царство духа и Царство Кесаря [Текст] / Н. А. Бердяев // Судьба России / Бердяев Н. А. ; сост. И послесл. К. П. Ковалева. - М. : Советский писатель, 1Богораз-Тан, В. Г. Распространение культуры на земле [Текст] : основы этногеографии / В. Г. Богораз-Тан ; предисл. С. И. Ковалева. - М.-Л. : Государственное издательство, 1Ерофеев, В. В. Поминки по советской литературе [Текст] / В. В. Ерофеев // Литературная газета. - 4 апреля. - 1990.
5. Лебон, Г. Психология масс [Текст] / Гюстав Лебон // Психология масс : хрестоматия ; под ред. Райгородского Д. Я. - Самара : Изд. Дом БАХРАХ-М, 1Лосев, А. Ф. Диалектика мифа [Текст] / А. Ф. Лосев // Опыты : Литературно-философский ежегодник ; сост. А. В. Гулыга. - М. : Советский писатель, 1990.
6. Маритен, Ж. Ответственность художника [Текст] / Жак Маритен // Самосознание европейской культуры XX века : мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе : сборник : перевод. - М. : Политиздат, 1991.
7. Московичи, С. Наука о массах [Текст] / Серж Московичи // Психология масс : Хрестоматия ; под ред. Райгородского Д. Я. - Самара : Изд. Дом «Бахрах», 1Набоков, В. В. Лекции по русской литературе [Текст] : Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Тургенев : пер. с англ. / В. В. Набоков ; предисл. И. Толстого. - М. : Независимая газета, 1998.
8. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства [Текст] / Хосе Ортега-и-Гассет // Самосознание европейской культуры XX века : мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе : сборник ; перевод. - М. : Политиздат, 1991.
9. Пави, П. Словарь театра [Текст] / Патрис Пави ; пер. с фр. [Л. Баженова и др.] ; под ред. К. Разлогова. - М. : Прогресс, 1Плеханов, Г. В. Искусство и общественная жизнь [Текст] / Г. В. Плеханов // Эстетика и социология искусства : в 2 т. / Г. В. Плеханов ; сост. Н. Н. Сибиряков. - М. : Искусство, 1978. Т. 1.
10. Развитие личности [Текст] : проблемы, поиски, решения. - Свердловск, 1Розанов, В. В. О художественных народных промыслах [Текст] / В. В. Розанов // Среди художников / Розанов В. В. ; сост., подгот. Текста и вступ. Ст. А. Н. Николюкина. - М. : Республика, 1Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве [Текст] / К. С. Станиславский ; вступ. Статья Н. Д. Волкова ; примеч. Н. Д. Волкова и В. Р. Канатчиковой. - М. : Искусство, 1Театр и тоталитарное искусство [Текст] / Материалы международной конференции. - М.,1991.
11. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] : сборник : пер. с англ. И нем. / Виктор Франкл ; общ. Ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
  2. Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения
  3. Гулай В.В. Место этностереотипа в массовом политическом сознании
  4. 2.1. ОБРАЗЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
  5. Масленникова О.А. Социальные формы коллективного бессознательного в массовом сознании россиян
  6. МАТУШКИН В.В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ»
  7. ЕВРАЗИЙСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  8. социокультурные основания глобализации картины мира
  9. АЛГОРИТМ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭПОХУ АГРЕССИИ
  10. 1. Представления о труде в древности и в эпоху феодализма
  11. РАЗДЕЛ I. ОБЗОР МОДЕЛЕЙ, РЕПРЕЗЕНТИРОВАВШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ О ТРУДЕ В ДРЕВНОСТИ И В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
  12. ПСИХОЛОГИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ И «ПОНИМАЮЩИЙ МЕТОД» В КРИЗИСНУЮ ЭПОХУ
  13. ГУЛАЙ В.В. МЕСТО ЭТНОСТЕРЕОТИПА В МАССОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СО-ЗНАНИИ
  14. МАССОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
  15. МУРЗИНА Е.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ИСТОЧНИКОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ