МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Нурлигаянова О.Б., Россия, г. Коряжма
Прежде всего, обратимся к этимологическому анализу понятия «толерантность». Слово «толерантность» происходит от латинского термина tolerantia, от которого произошли термины tolerance и tolerantion, употреблявшегося уже философами античности, но долго имевшего пассивный смысл «страдания».
По мнению Ларусса, слово tolerance, в интерпретации близкой к современной, впервые упоминается в 1361 году [11]. В Оксфордском словаре английской этимологии [15] возникновение понятия «толерантность» как tolerance относится к XV веку, а tolerantion - к XVI веку. В XV веке оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке добавляются значения «позволение», «сдержанность», «воздержанность». Во второй половине XVI века понятие «толерантность» появляется в Германии как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе (toleranz) и в Нидерландах (tolerantie). В XVII веке термин употребляется и в смысле возможности отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance используют в связи с идеей веротерпимости.
В различных европейских языках толерантность имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке [11, с. 544] оно употребляется в качестве существительного - «терпимость» и в качестве глагола - «терпеть». Вызывает интерес применение этого глагола в речи. В этом языке данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом «допускать» (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.). Он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например, боли), безропотным подчинением чему-либо (терпеть оскорбления). Говоря о терпимости как о свойстве человеческой личности, англичане употребляют прилагательное tolerant, что свидетельствует о том, что необходимо различать слова «терпимый» и «терпеливый». В немецком языке [11, с. 544] глагол «терпеть» и существительное «терпимость» - это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только в отношении человека к человеку.
Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям [6]. В словаре В.Даля (Т. - 4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-то или кого-либо терпеть «только по милосердю, снисхождению» [2, с. 755]. В словаре С.И. Ожегова [7, с. 707] аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру. Из всего вышеизложенного можно констатировать, что в русском языке и в других европейских языках, слова «толерантность» и «терпимость» синонимичны.
С точки зрения междисциплинарного анализа, представляет интерес определение толерантности, которое даётся в энциклопедическом словаре [1]: «Толерантность (от лат. tolerantia - терпение, 1) иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена. 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [1, с. 1341].
Первая характеристика толерантности является сугубо медицинской и, поэтому, может использоваться только в соответствующей научной дисциплине. Для нашего дальнейшего анализа существенное значение имеет вторая и третья характеристики, т.к. они фиксируют общенаучный подход к пониманию толерантности, который может быть реализован, в том числе, и в психологии.
Одной из проблем при определении понятия «толерантность» является фиксация границ этого понятия, т.е. определение объема его содержания. Вопрос о границах толерантности рассматривается многими исследователями данной проблемы [9, 12, 13, 14]. Из истории науки хорошо известно, что одним из первых этим вопросом заинтересовался Платон, который сформулировал «парадокс терпимости»: неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимыми к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены [14].
Касаясь данной проблемы К. Поппер отмечал, что «во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым. Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли» [8].
В.А. Тишков утверждает, что толерантность - это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм интолерантности [13]. Ряд исследователей, в частности Г.У. Солдатова, проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Она отмечает, что терпимость и безразличие
- это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индеферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения - чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим. Толерантность не пассивна, она активна.
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение проявлений ее противоположности
- интолерантности или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни, группа, к которой принадлежишь, стоят выше остальных. Интолерантность достаточно консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Диапазон результатов интолерантности достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей: геноцид, войны, терроризм [12].
В современной психолого-философской литературе вопрос о пределах терпимости является спорным в силу следующих причин:
1. Понятие толерантность полимодально, отсутствует общепринятое определение.
2. В силу этического происхождения понятия «толерантность» является оценочной категорией. Мы оцениваем себя, других людей, поступки свои и других в соответствии с общепризнанными позициями. Например, общепризнанными позитивными ценностями являются любовь, милосердие, сострадание и т.д.
Неприемлемыми являются - предательство, ненависть, зло и т.п. Но эти ценности так же достаточно абстрактны, поэтому в отношении их трудно определить предел терпимости.
3. Еще более сложно определить границы терпимости, когда ценности не являются общезначимыми. Трудно оценить с точки зрения «хорошо-плохо» такие социальные явления и действия, как эвтаназия, ложь во спасение, аборт, сохранение жизни людям с необратимой тяжелой патологией, экспериментирование над животными.
4. практически невозможно определить границы толерантности при обсуждении личностнозначимых ценностей.
Проблема толерантности сложна и вряд ли имеет одно единственное решение, окончательно устанавливающее пределы, за которыми толерантность утрачивает свою ценность и провоцирует вседозволенность.
Наиболее обобщенный взгляд на это понятие представлен в философии. Понимая толерантность как терпимое отношение к чужим мнениям, поведению и вере русский философ А.И. Ильин считает, что в традициях русской Православной церкви всегда присутствовала высокая толерантность по отношению к людям другой веры. Российское государство создавалось как традиционно многоконфессиональное. В нем исторически сложился опыт толерантного отношения к свободе совести [5, с. 255-256].
Терпимость Ю.А. Ищенко рассматривает как «практическую норму общения» [4, с. 49]. Он обосновывает терпимость как общечеловеческую ценность, значение которой возрастает по мере самоопределения личности, а ее актуализация происходит в переломные моменты жизни. По мнению В.О. Тишкова, толерантность связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении. Как личностная и общественная характеристика, предполагающая «осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными» и выражающаяся через две основные сферы: «на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, а на политическом - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма» [13, с. 23]. В своей работе «О толерантности» В.О. Тишков предпринимает попытку определить субъект толерантности, для которого она «не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения», которые она в себе культивирует как самоограничение [13, с. 24].
Рассматривая проблемы национальной нетерпимости, И.Б. Гасанов [10, с. 196-197] называет толерантность антиподом (противоположностью) агрессивности, и, опираясь на труды представителей неофрейдизма: В. Райха, К. Хорни, Г. Маркузе, А. Миттерлиха, Н. Брауна, А. Баллока, Э. Фромма, обосновывает социальную обусловленность этих личностных проявлений, делая вывод о том, что агрессивность является основой враждебности, а толерантность - миролюбия, ненасилия.
Анализируя сущность понятия «толерантность», В.М. Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности» определяет философский смысл толерантности в признании и учете многомерности общественного бытия. Толерантность, по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющей эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [3, с. 24].Проведённый анализ показывает, что толерантность рассматривается в первую очередь как фактор человеческого общения, индивидуального, межнационального, межконфессионального. Она выступает и как нравственная позиция, принцип и как установка человека к действию. Имеет смысл говорить о двух базовых типах толерантности. Первый тип рассматривается, прежде всего, как феномен межличностного общения, который свидетельствует о способности коммуникатора быть терпимым к индивидуальным особенностям партнера, принимать его таким, каков он есть. Этот тип толерантности традиционно называют социальной толерантностью. Второй тип толерантности раскрывается через особенности организации индивидуального поведения, деятельности человека в сложных или неблагоприятных условиях профессиональной деятельности или жизнедеятельности. Возможно, в этом случае следует использовать слова терпеливость, сопротивляемость, устойчивость. Возможно, имеет смысл назвать данный тип толерантности психофизиологической толерантностью.
Таким образом, как видим понятие толерантности, является научной категорией, к которой обращаются представители разных наук: философия, медицина, психология и пр. Кроме этого каждый автор по-своему трактует данное понятие. Литература:
1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества, смирения // Психологический журнал, 1999. - Т. 20. - № 5. - с. 5 - 14.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). Репринтное воспроизведение издания 1903 - 1909 гг. осуществленного под редакцией профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс». - Т.4. - 1994.
3. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. - Кемерово: Кузбасс. гос. техн. университет. - 1999. - 63 с.
4. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. - № 4. - с. 48 - 60.
5. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Дисс. ... канд. пед. наук., Курган. - 2000, - 189 с.
6. Малый энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгаузъ (Лейпцигъ), И.А. Ефронъ (С.- Петербургъ). С.-Петербургъ. Тiпографiя Акц. Общ. «Издательское ДЪЛО» Брокгаузъ - Ефронъ, 1909.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: рус. яз., 1983. - 816 с.
8. Поппер К. Открытое общество и его враги. - в 2-х т. - М.: Феникс, 1992. - т. 1. - с. 329.
9. Психология и педагогика ненасилия. - М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 336 с.
10. Психология национальной нетерпимости: хрестоматия / сост. Ю.В. Чернявская. - Минск: Харвест, 1989. - 560 с.
11. Словарь иностранных слов / под ред. В.Л. Пчелкина - 18 изд., стереотип. - М.: Рус. Яз., 1989. - 624 с.
12. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000. - 112 с.
13. Тишков В. О толерантности // Этнополис, 1995. - № 5. - с. 23.
14. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). - Краснодар: Периодика Кубани, 2000. - 256 с.
15. The Oxford dictionary of English Etymology. Oxford, Clarendon Press, 1982.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ:

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
  2. Бызова Валентина Михайловна, Никонова Анна Николаевна ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ПОСЛЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ
  3. ГЛАВА 2. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИИ
  4. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕРАПИЯ (INTERDISCIPLINARY TREATMENT)
  5. Е.В. Иоффе МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В СЕКСОЛОГИИ
  6. Междисциплинарная роль математических методов исследования
  7. Самсонова Т. И. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
  8. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  9. Серов Н.В. О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЯЗЫКЕ И МОДЕЛИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТА
  10. И.А. Юров МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ (МЕТОДЫ) В ДИАГНОСТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
  11. Н.Л. Пузыревич МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
  12. Н.В. Куликова, Т.Н. Васильева МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В СОПРОВОЖДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
  13. Т.В. Дмитриева МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
  14. М.С. Фабрикант НАРРАТОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС
  15. ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К ГОСПОДСТВУ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ (СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ) ДИСКУРС
  16. Е. С. Лясина МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
  17. Ушмудина О.А. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СПЕЦКУРСКАК МЕТОД РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ