МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Гарунова Н.Н., Россия, г.Кизляр
Конфессиональный спектр Дагестана представлен в основном исламом, христианством и иудаизмом. По данным Минюста РД, к 15.05.2010 г. государственную регистрацию прошли 234 исламских, 6 христианских и 4 иудейских, религиозных организаций (на 25.11.2001 г.
зарегистрировано 514 религиозных организаций: 495 мусульманских, 16 христианских, 4 иудейских). В рамках этих направлений действуют различные модели религиозных отношений.
В достаточно однообразной религиозно-конфессиональной структуре современного Дагестана можно, пожалуй, выделить три специфических круга отношений. Первый, наиболее массовый, образуют последователи ислама, православия и иудаизма. Другой составляют приверженцы различных направлений ислама: суннитов, шиитов, последователей тариката и ваххабитов. Наконец, в третий, самый обширный входят, с одной стороны, представители так называемых традиционных для Дагестана конфессий, а с другой - новых, в основном протестантских религиозных движений. Правда, при всей специфичности религиозноконфессиональных отношений в каждой из указанных групп основной вектор выстраивается между тем или иным вероисповеданием и исламом. Это определяется тем, что последний является самой массовой религиозной системой в Дагестане.
Сами эти отношения в настоящее время на уровне институциональных структур развиты попрежнему слабо, носят эпизодический характер. В основном они сводятся к обмену мнениями по представляющим общий интерес вопросам законодательства. Причем, подобные встречи бывают нередко инициированы республиканскими властями. В каждой обозначенной нами группе отношения складываются по-своему. Если в первой группе они носят достаточно корректный характер, то в двух остальных они напряжены и взрывоопасны. В большей степени они связаны с вопросами прозелитизма. Неоднородная конфессиональная структура побуждает религиозные организации к острому соперничеству, к конкурентной борьбе за паству.
Симптомы этого явления отчетливо прослеживаются в средствах массовой информации. Об этом говорит и публичное, нарочито демонстративное религиозное и конфессиональное предпочтение со стороны некоторых государственных работников и средств массовой информации. Примером тому служат публикации в газетах «Ассалам», «Нурул-ислам», «Дербентские новости». Речь идет об открытом противодействии мусульманских и православных организаций протестанстским.
Неоднозначное понимание принципа равенства религий в Дагестане подтверждают результаты наших опросов. На вопрос «Согласны ли Вы с мнением, что все религии имеют равное право проповедовать свои взгляды на территории Республики Дагестан?» только 53% опрошенных ответили положительно, 27,7% не согласились с принципом равенства религий, и 18,3% затруднились ответить на этот вопрос. Этнодифференциация данного вопроса показывает, что около 30% лакцев и лезгин, 27% аварцев, 20% даргинцев и 16% кумыков не признают равного права всех религий проповедовать свои взгляды на территории РД.
Налицо деление религий на «первенствующие», «терпимые» и «гонимые». На этой почве возрождаются трения, казалось бы, навсегда ушедшие в прошлое. Отсюда и обращения представителей традиционных конфессий к руководству республики, правоохранительным органам, с настойчивой просьбой ограничить, даже запретить миссионерство протестантов в республике.
В силу этноконфессиональных особенностей Дагестана проблемы межконфессиональных отношений непосредственно касаются межнациональных отношений. Тесная связь религии и этноса и принадлежность конфликтующих сторон к различным этническим группам, очень часто приводит к тому, что конфликт приобретает и межэтнический характер. Религия в этих случаях используется как этномобилизующий фактор. Эти особенности религии осознают многие дагестанцы. Социологический опрос показал, что только лишь 33,1% опрошенных считают, что религия положительно влияет на межнациональные отношения. 28,6% дагестанцев разделяют мнение, что религия и ее институты не способны содействовать улучшению межнациональных отношений, и во многом их усугубляют, а 20,4% респондентов считают, что религиозная вера никак не влияет на межнациональные отношения в республике.
В целом, оценивая религиозную ситуацию в республике, можно отметить, что происходит сложное полномасштабное возрождение религии, которое выражается, прежде всего, в небывалом усилении ислама, его социальных позиций и политической активности. Это подтверждает и деятельность в республике исламских партий: «Возрождение» «Джамаатул муслимун», «Исламская демократическая партия», «Союз мусульман России», мусульманского общественного движения «Hyp». Исламский фактор открыто используется как религиозными, так и национальными движениями. Многие, достаточно влиятельные фигуры в Дагестане, стараются делать ставку на ислам. Апелляция к исламу достаточно эффективно используется как оппозицией, так и руководством республики. Главы духовных управлений приглашаются к участию в проведении общественных мероприятий государственного значения, для освящения различных событий. Подобная политика позволяет не только рассчитывать на поддержку значительной части населения республики, но и рассматривать традиционный ислам как национально-культурное достояние народов Дагестана. Укрепляется его положение и в системе образования, ведутся факультативные занятия в общеобразовательных школах, поддерживается практика возвращения религии в воинские части и в места для заключенных. Во многих государственных учебных заведениях, организациях и учреждениях открыты молельные комнаты, именами исламских авторитетов называются проспекты и улицы городов.
Растет поддержка религии государством, есть примеры яркого сотрудничества.
Одним из примеров может служить проект республиканского закона «О защите личной и общественной нравственности», где предусматривается создание общественных экспертных комиссий, включающих представителей религиозных организации, которые будут осуществлять деятельность по упорядочению в сфере искусства, воспитания детей и подростков, проведения зрелищных мероприятий, кино- и аудиовизуального проката. В передачах радио и телевидения идет переосмысление роли религии в обществе, в культуре народов
172Дагестана, подчеркивается ее патриотический характер. Религиозные публикации подаются как средство от бездуховности, поразившей общество. Духовные лица получают доступ к средствам массовой информации с целью широкой пропаганды своего учения. Исламская тематика, выйдя за рамки отдельных рубрик, воплотилась в различные радио- и телепрограммы.
Но речь идет о реальной земной жизни человека. Многие исследователи видят в сегодняшнем обращении к религии форму социального протеста. Некоторые считают, что религия не просто надстройка, идеология, а некая самостоятельная категория с собственными методами исправления ситуации. Третьи полагают, что нынешнее религиозное возрождение непосредственно направлено на восстановление важного этнокультурного слоя народов Дагестана. На наш взгляд, подобный всплеск обусловлен, в первую очередь, глубоким социально-экономическим кризисом, охватившим республику в последние годы. Это и уровень официально зарегистрированной безработицы, который к концу 20 века составил 7,2%, что в 2 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации. Здесь и быстрая урбанизация (бурный рост городского населения за счет выходцев из сельской местности) и вопиющее имущественное расслоение на фоне массового обнищания. Можно говорить и о внешних факторах: западная пропаганда, паломничество, и утрата идеологических установок, сложившихся в годы Советской власти.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что:
1) социальные и политические перемены, происшедшие в республике в 90-е годы, существенно изменили религиозную ситуацию в Дагестане. В целом она сегодня оценивается как напряженная;
2) произошло заметное возрастание роли и значения религиозной составляющей общественного сознания населения республики, возросло понимание закономерности существования религии и ее институтов в обществе на данном этапе его развития. Религия, речь идет в большей степени об исламе, воспринимается не только как религиозная система, а как естественная для народов Дагестана культурная среда, национальный образ жизни. В этом смысле религиозность несет в себе значительный потенциал отторжения либеральных, западных ценностей, в том числе про западных экономических реформ;
3) очевидно, влияние религии на различные сферы общественной жизни республики в ближайшие годы будет усиливаться, хотя относительный уровень религиозности будет поддерживаться формальными верующими, демонстрирующими свою принадлежность к определенной конфессии из соображений конформизма или престижа;
4) сохраняются тенденции к политизации деятельности духовенства, клерикализации общества при стремлении некоторых государственных органов и деятелей использовать религиозную риторику и настроения верующих масс в своих политических целях;
5) исследование показало, что утратили свою однозначность такие, прежде ярко выраженные, взаимосвязи, как религиозность и возраст, религиозность и образование. Анализ выявил тенденции к некоторому омоложению состава религиозных общин, формированию нового типа верующих. Одновременно, под влиянием религиозного обучения и активной пропаганды вероучений, можно ожидать наполнения массового сознания религиозной информацией, а в будущем формирование религиозного центра, способного поставить и решить единые стратегические задачи;
6) в сфере межконфессиональных отношений - можно предположить, что негативный эффект, связанный с миссионерством в республике протестантских объединений и экстремистских течений ислама, будет еще сохраняться.
Ситуация в Дагестане, где наблюдалось жесткое противостояние тарикатского ислама и современного фундаментализма - «ваххабизма», была и остается очень сложной. Но, тем, не менее, исследования, проведенные С.И. Муртузалиевым в региональном центре этнополитических исследований ДНЦ РАН иллюстрировали тот факт, что в массовом сознании жителей республики наблюдается высокая веротерпимость. Подавляющее большинство респондентов (до 80%) согласилось с утверждением того, что последователи всех религий имеют право исповедовать свои взгляды на территории республики. Но и, наконец, только 19% опрошенных считают, что религия так или иначе должна определять общественную жизнь республики. Большинство же считает опасным тенденцию возврата к монополии религии в духовной жизни общества и требование клерикализации республики под эгидой ислама.
Российская модель государственно-религиозных отношений должна поддерживать те религиозные структуры, которые не только в прошлом сыграли огромную роль в деле сохранения ее национального достоинства, но впредь способны вносить позитивный вклад в возрождение страны. Весь мир сегодня движется к признанию приоритета ценности толерантного сознания, так как оно способствует устойчивому развитию, сохранению личности и ее духовному совершенствованию.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

  1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
  2. Борисов Руслан Викторович ЯЗЫК И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
  3. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДАГЕСТАНА В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА
  4. ТЕМА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  5. ЛЕТРИХС.А., МЕДЯНИК О.В., КИСЛОВА Г.И. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ДАГЕСТАНЕ
  6. Соловьева М.А. ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
  7. Индина Т.А., Моросанова В.И. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ВЫБОРЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОЛОСОВАНИЯ
  8. Лабковская Е.Б., Попов А.В., Лопатко В., Зубков ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ
  9. ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СТРАНЕ (на примере латышей и русскоязычных, живущих в Латвии)
  10. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
  11. ШАВШУКОВА Н.В. ВОСПРИЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
  12. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: РЕФЛЕКСИВНЫЙ АСПЕКТ
  13. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНЕРУ
  14. Зайцева Анастасия Николаевна СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
  15. Меребашвили Н.К. Гендерные аспекты проблемы насилия над женщиной в партнерских отношениях
  16. МЕРЕБАШВИЛИ Н.К. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНОЙ В ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
  17. Глава 2 ОТНОШЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ В ИСТОРИИ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНЦЕПЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  18. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
  19. Плескачева Н.М. ПРОБЛЕМА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (РБ)