МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Фурсова В.В., Россия, г. Казань
В любых современных общественных системах образование является одним из главных социальных институтов, формирующих сознание и поведение граждан любого общества. Образование, как институт, наряду с другими функциями, выполняет также и политическую - приобщение граждан к политике и идеологии данного государства. Поэтому содержание образовательных программ оказывает существенное влияние на социальные стереотипы, мировоззрение и социальное поведение человека в данном обществе. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что образование формирует личность не вообще, а личность в конкретном обществе. Так, в советский период, в соответствие с идеологическим контекстом образовательных дисциплин, формировались интернационалисты - люди с широким кругозором и доброжелательным отношением ко всем нациям и народностям, проживающим на территории СССР. И не только теоретически (в рамках существующей идеологии становления единой общности- советский народ), но и в повседневных практиках люди толерантно относились к представителям других этносов. К сожалению, это позитивное наследие было потеряно в постсоветский период, и институт образования утратил свою главную воспитательную функцию. В связи с этим, интересно обратиться к разработкам некоторых зарубежных исследователей в этой области и переосмыслить роль современной системы образования в данном контексте. Обратимся к постмодернистской социологии.
По мнению зарубежных социологов, настоящее столетие связано с ростом регионального национализма и утверждением прав различных меньшинств во всем мире. Происходит также и рост социальных движений: афроамериканцев, панков, феминистов, экологов, гомосексуалистов, фашистов, экстремистов в противовес «культуре потребления», которая анонимирует и деиндивидуализирует личность. Интерпретируемая нами проблема обстоятельно рассмотрена Д. Бэнксом. Он широко известен в науке как специалист по мультикультурному образованию. Бэнкс изучал процесс высшего образования в США, Англии, Австралии, Швеции и Нидерландах. В работе «Мультиэтническое образование» [1] он пишет, что студенты должны научиться понимать зависимость судеб наций в современном мире, выяснять свои позиции по отношению к другим нациям и отражать свою идентификацию с мировым сообществом. Это является очень сложной задачей, так как в мире еще часто господствуют национальные предрассудки. Бэнкс отмечает, что жесткий национализм в отношениях между государствами, добровольное этническое обособление принимает форму нарциссизма. Именно студенты нуждаются в развитии деликатного баланса между этнической, национальной и глобальной идентификацией. Автор выдвигает гипотезу, что глобальная идентификация может развиваться на основе здорового национализма, а тот, в свою очередь, на основе рефлексирующей этнической идентификации. Результатом этих процессов является личностная идентификация студента, на которую оказывает влияние наследственнось, культура личности, ее
198жизненный опыт, образование. Бэнкс также предложил свою версию стадий овладения студентами многокультурного восприятия мира. Это, конечно, идеально-типическая конструкция, но очень интересная для теоретического анализа.
Стадия 1. Учащийся на этой стадии остается удовлетворенным своей этнической идентичностью. Поэтому необходим поиск междисциплинарных и гуманистических путей для дальнейшего развития этнического сознания.
Стадия 2. На этой стадии учащийся осознает свою этническую идентичность и чувствует враждебность по отношению к другим этническим группам-аутсайдерам. Педагог должен преодолеть негативное отношение учащегося к другим этногруппам и наметить пути конструктивного сотрудничества с ними.
Стадия 3. На этой стадии становится необходимым, чтобы учащийся полностью и глубоко осознал свою этническую принадлежность с обьективных позиций.
Стадия 4. Учащемуся нужно помочь освоить ценности и манеры поведения другой этнической группы.
Стадия 5. Учащийся должен научиться оценивать ход событий и перспективы развития данных этнических групп в рамках всего национального государства и отношения этого государства к другим государствам. Он должен научиться жить в многоэтническом и многокультурном окружении и проводить дискуссии с другими группами, то есть овладевать культурой межэтнического общения. Тем самым учащийся должен научиться жить в рамках единого мультиэтнического и глобального мирового сообщества.
Стадия 6. На этой стадии учащийся осваивает три уровня идентификации: этнический, национальный и глобальный, устанавливает межкультурное общение. Он должен освоить не только основные ценности этнической и национальной, но и мировой культуры.
Под идентификацией Бэнкс понимает социально-психологический процесс усвоения ценностей, стандартов, ожиданий или социальных ролей определенных личностей. Идентификация личностей с определенными группами означает интернационализацию интересов и выполняемых социальных ролей. Студент проходит семейную идентификацию, расовую, этническую, и идентификацию с той или иной неформальной или формальной группой. Идентификация является эволюционным процессом, динамичным, а не статичным. Все индивиды принадлежат одновременно к различным группам и, значит, проходят несколько ступеней идентификации. В ходе социализации студенты проходят различные степени идентификации.
1 ступень - этнически закрытая. На этой стадии индивид впитывает негативные идеологические и поведенческие ценности других этносов для того, чтобы институализироваться в рамках своей этнической группы. Это период оценки значимости своей этнической группы. На данном этапе проявляется психология несовместимости индивида по отношению к господствующей культуре, проявляющаяся в агрессивности. Индивид становится как бы заложником своей этнической группы.
2 ступень - этнически открытая. Личность на этой стадии этноцентрична. Происходит выделение личностью этнически исключительных черт, добровольного сепаратизма. Сознание представляет собой этническую группу как высшую по отношению к другим этническим группам и расам. Эта стадия борьбы за освобождение этнической группы - стадия этнического сепаратизма. Члены аутсайдерских этнических групп могут стать фанатами и экстремистами.
3 ступень - этническая идентичность. Личность толерантно относится к другим этническим группа, стремится их понять. На этой стадии личность разъясняет для себя свою собственную позицию и этническую идентичность, ликвидирует психологический конфликт и изменяет свою позицию по отношению к другим этногруппам и отказывается от рассмотрения своей этнической группы как аутсайдера.
На этом этапе члены данной этнической группы достигают для себя определенной экономической, социальной и политической безопасности и осуществляют контакты взаимопомощи с членами других этнических групп.
4 ступень - биэтническая. Она представляет собой освоение личностью наравне со своей культурой другой этнокультуры. Индивид чувствует наряду со своей этнической идентичностью наличие у себя психологических характеристик, позволяющих ему успешно участвовать в освоении какой-либо этнокультуры. То есть у индивида есть четкое желание функционировать в рамках двух этнокультур. Примеры биэтнических культур - участие многих афро-американцев в развитии англосаксонской культуры.
5 ступень - многоэтническая. Она представляет собой рефлексирующий национализм в рамках нации-государства. Это период усвоения индивидом культурных ценностей, принадлежащих единому национальному государству, состоящему из многочисленных этнических групп. Эта стадия не идеализированного, а рефлексивного мышления, формирования новых решений этнопроблем. Это период, когда личность становится гражданином национального, демократического, плюралистического государства. Это стадия межкультурного понимания и сотрудничества.
6 ступень - глобализм. Это уже рефлексирующий национализм в рамках нации-государства. На этой стадии личность разъясняет, осмысливает в позитивном плане свою этническую, национальную и глобальную идентификацию, определяет свои поступки и позиции по отношению к другим нациям и государствам. Личность интернационализирует универсальные этнические ценности и принципы
человеческого поведения. [1]. Таким образом, с точки мультикультурного подхода, необходимо проникновение идей интернационализма в учебные программы. Важно превратить мультикультурную проблематику в составную часть учебных планов, не ограничиваясь отдельными курсами и дисциплинами. Все преподаватели должны знать о проблемах мультикультурализма и быть готовыми к проявлению предубеждений, недооценке и негативного отношения к этническому происхождению своих учеников. На наш взгляд, не существует нейтральных предметов. Не важно, насколько предмет связан с культурой и обществом, он не может преподаваться в культурном или социальном вакууме. Особое значение приобретают такие предметы как социология, искусство, музыка, литература, право, этика. Главные требования выражаются в том, что каждый должен иметь равные возможности. Они предполагает развитие позитивного отношения ко всем работникам и учащимся независимо от этнического происхождения, что может быть использовано для развития антирасистских инициатив через учебный план и, тем самым, учебный процесс.
Подготовка ребенка к этническому и культурному образованию должна начинаться с дошкольного возраста в семье. Способствуя развитию всеобщего школьного образования в духе принципов этнического плюрализма необходимо добиваться, чтобы учащиеся изучали различные аспекты истории и культуры различных национальных групп с целью достижения этнической идентичности. Школьное управление должно защищать личные права учащихся: сохранение уважения к нему самому и его этническому окружению; позитивное саморазвитие личности; достижение понимания и уважения этнических особенностей других личностей, получение равных образовательных возможностей. Каждый образовательный институт призван руководить и контролировать поведение учащихся. Цель данного руководства - достижение многоэтнической гармонии во взаимоотношениях учащихся. Навязывая учащемуся идеальную модель поведения, учебная политика помогает им лучше приспособиться к этническим групповым различиям. Равноправное образование требует защиты лингвистических и культурных различий среди учащихся, вплоть до создания специальных образовательных классов. Учебное заведение должно организовывать досуг учащихся с учетом их этнического разнообразия, в частности, проведение студенческих фестивалей, религиозных праздников. Все это может быть внесено в учебные программы и планы работы учебных заведений. Многоэтническое образование связано с необходимостью развития у каждого учащегося чувства собственного достоинства. В ходе обучения учащийся должен осуществить свою этническую идентификацию в положительном смысле. Для этого нужно способствовать успехам учащихся в школе в рамках отдельных многоэтнических и многокультурных групп. Многоэтнические программы должны развивать у учащихся чувство собственного достоинства. Такое самоутверждение позволяет учащимся успешно действовать в будущем, в ходе его профессиональной деятельности. Научить студента работать в рамках отдельной учебной группы не означает уничтожить его индивидуальность. Учащийся должен получать навыки работы в различных социальных и этнических группах, сохраняя при этом свою индивидуальность, сформулированную в результате влияния семейных традиций. Каждый учащийся должен сформировать у себя личную гордость, даже если он принадлежит к группам этнического меньшинства. Образовательные учебные программы должны позволить каждому учащемуся охватить всеобщность одной этнической группы. Необходимо достигнуть в ходе обучения ликвидации так называемых этнических стереотипов, связывающих определенные недостатки в поведении (насилие, алкоголизм, наркомания) с деятельностью отдельных этнических групп.В ходе обучения необходимо, чтобы учащиеся поняли, что право выбора средств и уровней этнической идентификации личности является добровольным и не обязательно совпадает с деятельностью всей этнической группы. Учащиеся должны поддерживать и развивать у себя индивидуалистическое мышление. Многоэтническое образование направлено на формирование ценностей, позиций, поведения этнического плюрализма. Положительные цели этнического плюрализма включают в себя уважение национального и этнического достоинства личности, осознание того, что разнообразие суть одна из важнейших черт человеческой жизни, а межэтнические конфликты являются деструктивными и разделяющими. Все это будет способствовать формированию поликультурного общества, в котором решение межнациональных конфликтов должно выйти на новый уровень позитивного развития.
Литература:
1. Banks J. Multiethnic education. - N.Y. : Praeger, 1994.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

  1. О. А. Драганова ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
  2. КОНСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  3. ДИАЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ
  4. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  5. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  6. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  7. Толкачева Е. С. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКА
  8. ОБЩЕСТВО, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
  9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  10. КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  11. О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЙ
  12. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  13. Т. В. Слотина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
  14. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ