НАСИЛЬСТВЕННАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ И ПУТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Шаленко В.Н., Россия, г. Москва
Сущность толерантности (терпимости), прежде всего, состоит в том, что это - качество культуры каждого общества, каждого гражданина (нравственной, правовой, политической) независимо от пола, возраста, профессии или этнической принадлежности.
Толерантность проявляется во множестве различных форм: личной, общественной и государственной. Основополагающими требованиями толерантной культуры являются свободное предпочтение каждым обществом, гражданином, социальной группой свободно избранных нравственных, мировоззренческих, политических и других социальных ориентаций должно подкрепляться терпимым, не агрессивно-конфликтным, уважительным отношением к аналогичным выборам других социальных субъектов. Именно поэтому необходимым условием терпимости выступает понимание привычек, чувств, форм поведения других людей.
Так, например, соблюдение в бытовом поведении толерантных моральных установок способствует комфортным условиям жизни и предупреждению конфликтных межличностных отношений. Наряду с этим само толерантное поведение служит убедительным показателем высокого уровня интеллекта человека, настроенного на личное самосовершенствование посредством расширения круга общения с людьми, придерживающимися иных взглядов и способов действия. В этом аспекте толерантность есть свидетельство готовности человека сравнивать себя с другими и конкурировать с ними, не боясь утратить свои индивидуально-психологические различия и не подавляя природную склонность к согласию.
Тем более, что значение терпимости как общепланетарной ценности, базирующейся на признании, уважении и соблюдении универсальных прав и фундаментальных свобод человека, зафиксировано в Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО (1995 г.) и множестве последующих международных правовых документов (Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) [1].
Нередко приходится в практике обучения студентов-конфликтологов социального университета подчеркивать, что не следует отождествлять толерантность с безразличием к любым воззрениям и действиям, со смирением перед общественным или бытовым злом. Ибо установка на достижение согласия с малым злом любой ценой приведет к торжеству еще большего злодейства. Соблюдение требований
терпимости принципиально исключает соглашательство с грубыми нарушениями нравственных, правовых и культурных норм, которые продуцирует ее антипод - экстремизм. Из противоположности терпимости и экстремизма, гуманизма и бесчеловечности вытекает важный методологический вывод о реальных возможностях и ограниченной сфере реализации принципа толерантности; не выражать терпимость там и тогда, где и когда уже нужно применять власть и меры законного принуждения к должному поведению. Бесполезно взывать к совести матерого коррупционера или к заповеди «не убий» в отношении фанатиков - террористов. Напротив, затянувшееся долготерпение, неприменение законных протестных действий свидетельствуют о низкой самооценке, правовой и политической культуре жертв осуществленного над ними насилия.
Таким образом, необходимость соблюдения членами различных социальных групп, преследующих различные цели и интересы, норм и правил толерантного поведения сталкивается с тем социальным фактом, что последнее трудно реализовать именно вследствие объективного существования разных традиций, ценностей и интересов. Ибо носители различающихся между собой социокультурных характеристик нередко абсолютизируют их значимость для окружающего социума, нарушая при этом общепризнанные правовые и нравственные нормы человеческого общежития.
Высказанные выше положения и суждения во многом применимы к актуальной проблеме насилия над пожилыми членами общества в современной России, вызванной не только проблемой материального обеспечения быстро растущей категории пожилых людей, но и с отношением общества к ним, которое определяется рядом причин., среди которых не последнюю роль играют негативные стереотипные установки в отношении лиц старшего возраста, отражающиеся на качестве жизни старшего поколения и способствующие усилению дискриминации по отношению к ним.
В современной западной теории социальной патологии разработана концепция «эйджизма», в основе которой лежит достаточно устойчивый негативный стереотип восприятия лиц пожилого возраста, проявляющийся в различных формах. Это, прежде всего, восприятие пожилых людей как лиц, уже проживших жизнь, которым не нужно помогать, так как они уже не представляют для общества социальной и личностной значимости. Последнее способствует формированию насилия, то есть системы социальных действий со стороны одного лица (группы лиц, государства) или угрозе умышленного физического, психологического или экономического принуждения по отношению к пожилому человеку, имеющего с ним значимые отношения, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха, в процессе, которого происходит навязывание себя, своих целей, норм на пожилых людей, стремление подчинить их своей воле.
Феномен старения, охвативший почти все страны мира, требует дальнейшего научного анализа, оптимального практического подхода социальных служб к рассмотрению данной ситуации. Новые демографические и макроэкономические последствия ускоренного роста численности стариков затрагивают такие параметры общества, как: показатель рождаемости, продолжительность жизни, распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений, отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей- пенсионеров. При этом происходят изменения социальных отношений в структуре семейно-родственных отношений, в системе поддержки друг друга разных поколений, в структуре занятости. Модификацию испытывает рынок труда, возникла необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте, трансформируются отношения пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию, обостряются социальные проблемы безработицы, и требуются новые подходы к ее решению, повышаются возрастные границы выхода на пенсию. Изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что влечет за собой серьезные последствия для социальных служб: изменяются потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг; происходят серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
Политическое насилие, будучи юридически закрепленным, усиливает дискриминацию пожилых россиян. Социальное насилие над ними носит комплексный характер, включая в себя экономическую, психологическую, правовую, информационную дискриминацию. Причем правовая форма является базовой основой формирования других видов насилия, существуя в виде принятых законов или общепринятых приоритетов, оно объясняется преобладанием эйджистских установок в сознании большей части общественности, включая работников социального обслуживания, и выражается в систематическом ущемлени прав пожилых людей по многим жизненно важным вопросам.
С позиции современной конфликтологии распространение эйджизма в российском обществе следует рассматривать как результат скрытого развития конфликтного процесса в отношениях между молодежью и старшим поколением в формах ее насильственного поведения.
Необходима дальнейшая разработка понятия «межпоколенное насилие» как следствие неконтролируемой государством и обществом молодежной нетолерантности,. Произошедшие в России радикальные трансформации, отвергающие ценный социальный предыдущих советских поколений россиян, существенно обострили противоречия ценностей и интересов двух ведущих социальных групп, привели к острому конфликту и разрыву прежних духовных взаимосвязей между поколениями.
Расколу поколений благоприятствует формирование рыночной экономике, благодаря которой молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую карьерную мобильность, а старшее
поколение скатилось по лестнице социального статуса резко вниз. Усилению насильственной интолерантности как продукту межпоколенного насилия способствует отсутствие знаний о возрастных особенностях пожилых людей (геронтологическая безграмотность), консервация негативных геронтологических установок, активно поддерживаемая молодежными СМИ, способствующая геронтофобии, сокращение воспитательных функций старшего поколения, неразработанность практик межпоколенных взаимодействий, как на уровне общества в целом, так и в контексте семейных отношений, дефицит профилактических образовательных программ.
Конфликтология помогает психологии и педагогике при анализе закономерной взаимосвязи между социальным насилием и насилием в семье над ее пожилыми членами, показывая принципиальную невозможность решения проблемы семейного эйджизма без разрешения проблем насилия в обществе, являющегося в этом аспекте мало изученным фактором. В качестве эффективного средства здесь может выступить использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения, необходимого для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должны стать приоритетными направлениями социальной политики государства [2].
Развитие и совершенствование функционирующей инфраструктуры специализированных социальных институтов, занимающихся обслуживанием пожилых людей, также является одним из приоритетных направлений реализации социальной политики в решении данной проблемы. В связи с распространением эйджистских представлений необходимым представляется внедрение нетрадиционных форм работы, с привлечением комплексного инструментария, направленных на формирование осознанного отношения будущих и работающих специалистов к старости, гуманного отношения к представителям пожилого возраста.
Насильственная интолерантность может приводить к долгосрочным последствиям, влияющим на социальное и биологическое здоровье пожилого человека, всю дальнейшую жизнь, касаясь при этом других членов семьи, общества. Одним из таких последствий является одиночество пожилых людей, которое может проявляться как при отсутствии семьи, родственников, так и при их наличии. Психологами выявлен тот факт, что заниженная самооценка пожилым человеком своих возможностей является выражением предрасположенности его к одиночеству.
Предупреждение насильственной интолерантности в отношении пожилых людей должно быть направлено на достижение двух целей: 1) привитие пожилым представителям общества здоровых взглядов и здорового образа жизни, что поможет их защитить; 2) изменить взгляды и поведение тех людей, которые совершали акты насилия. Оно должно быть нацелено на то, чтобы люди умели разрешать возникающие противоречия и конфликты без насилия.
Правовое обеспечение жизнедеятельности пожилых людей служит основой их защиты от геронтологического насилия. В целях противодействия политическому насилию необходимо совершенствования законодательной базы, направленной на дальнейшую защиту прав и интересов личности пожилых людей. Следует отметить важность ликвидации дискриминационной политики в назначении пенсии, льгот, социальном обслуживании. Возникает необходимость правового просвещения пожилых людей, поскольку значительная их часть не знакома с правовыми нормами, регулирующими их отношения с обществом. Растущее осознание проблемы дискриминации обуславливает введение нового законодательства, расценивающего злоупотребления в отношении пожилых людей как преступление, и увеличение наказаний за определенные преступления в отношении пожилых представителей. Контингент пожилых людей особо заинтересован в создании организационных, правовых и экономических условий, в частности, по нормализации трудовой нагрузки стареющих работников, введении особого правового регулирования труда работников старшего трудоспособного возраста в Трудовом кодексе Российской Федерации и системы гарантий от дискриминации в трудовом праве.
Решение проблем более активной интеграции пожилых людей в экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь общества, углубление понимания важного гуманитарного характера проблем людей пожилого возраста, развитие и стимулирование программ и мероприятий, направленных на обеспечение социальных гарантий пожилым людям, развитие программ подготовки квалифицированных специалистов для служб, деятельность которых связана с удовлетворением потребностей и интересов лиц третьего возраста - вот надежный заслон для насильственной интолерантности к старшему поколению российского общества.
Отметим, что несмотря на появление новых форм геронтологического сервиса, основной должна быть помощь семьи. Удовлетворенность своим положением в семье, принятие семейных ролей и функций - эти факторы не только определяют степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной деятельностью, в том числе в сфере общественного производства.
Использование практики межпоколенного взаимодействия, которая предусматривает систематическое и преднамеренное взаимодействие между пожилыми и молодыми людьми в обществе, затрагивающее множество социальных, экономических и политических факторов, влияющих как на молодых, так и на пожилых людей, помогает избавиться от ощущения бесполезности, чувства одиночества, других девиантных проявлений, решая проблему занятости и способствуя восстановлению связей с семьей и
32обществом. Необходимым, по нашему мнению, представляется организация различных клубов, творческих кружков, отделений дневного пребывания, предназначенных для медицинского, культурного обслуживания и отдыха людей пожилого возраста.
Развивающиеся в современном обществе практики межпоколенного взаимодействия предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Они позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.
Литература:
1. Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. С. 10-14.
2. Турдубаева Э.К. Социальное противодействие насилию над пожилыми людьми в современном Кыргызстане. Дисс. на соиск. учен. Степени кандидата социологических наук. - М., 2009.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме НАСИЛЬСТВЕННАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ И ПУТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ:

  1. ИНТОЛЕРАНТНЫЕ ТЕКСТЫ ТОЛЕРАНТНЫХ АВТОРОВ: ПАРАДОКС СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
  2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  3. Т.В. Корнева ЭКОЛОГОЦЕНТРИРОВАННАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ
  4. 4.7. ЗАДАЧА ЭССЛ – ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ В АДАПТАЦИИ К НОВОМУ ЭТАПУ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  5. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  6. СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ
  7. НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОБМАН
  8. РАЗГОВОРОВА Т.А. ВЛИЯНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФАНА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
  9. ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ
  10. Валитова В. Р. Гуцунаева С. В. ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ В ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ
  11. ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ