НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Главная задача высшей и средней профессиональной школы заключается в осуществлении профессионального и общекультурного образования обучающихся. Рассматривая соотношение обучения, воспитания и развития личности в процессе образования, современная российская педагогика совершенно справедливо отдает предпочтение воспитанию и развитию, рассматривая обучение как в качестве «важнейшей составной части воспитания и развития личности» [2, с.
3]. Под воспитанием понимается «стимулирование развития каждого ребенка и человека вообще, направленное на раскрытие и умножение его творческого потенциала» [2, с. 4]. Поскольку воспитание обеспечивает формирование интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических, экологических, трудовых и иных качеств, необходимых для полноценной жизни обучающихся, то оно имеет многоаспектный характер.
Среди многообразия социализирующих человека аспектов воспитания определяющим всегда было и остается нравственной воспитание, ибо оно уточняет понимание в обществе добра и зла, определяет с этих позиций характер мотивации всех видов деятельности человека. Определяющим условием нравственного воспитания обучающихся является организация образовательным учреждением процесса их духовно-нравственного развития, предполагающего формирование их нравственных идеалов, коррекцию их морально- психологических установок, оказание помощи обучающимися в осуществлении самовоспитания. Нельзя забывать, что Проект Федерального государственного образовательного стандарта вводит в обязанность образовательных учреждений и формирование общекультурных компетенций специалистов
Нравственное воспитание человека предусматривает формирование его нравственных чувств, освоение им этико-культурологических знаний и формирование обусловленных чувствами и знаниями нравственных привычек поведения. Каждый из названных компонентов в нравственном совершенствовании человека имеет определенное предназначение.
Нравственные чувства человека как «эмоциональная сторона духовной деятельности личности» [3, с. 386] формируют и обеспечивают проявление субъективного отношения человека к различным сторонам жизни: к самому себе, к окружающим людям, к обществу в целом. Формирование нравственных чувств человека осуществляется как в процессе его восхищенной сопричастности к качествам или действиям других людей, так и в процессе целенаправленного нравственного воспитания.
Этико-культурологические знания, как и знания вообще, представляют собой «продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого» [4, с. 118]. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние подразделяются на эмпирические и теоретические, что явно указывает на их источник для осуществления воспитания и самовоспитания.
Под привычками в науке понимаются «действия и поступки, выполнение которых стало потребностью» [3, с. 267]. Одобряемые обществом действия и поступки становятся характерными для определенного сообщества нравственными нормами, т.е. «постоянно воспроизводимыми в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности» [3, с. 211].
Значимость нравственных чувств и этико-культурологических знаний для создания нравственных привычек поведения человека и их гармоническое соотношение в образной форме убедительно представлено еще в античной философии. Аристотель ассоциировал чувства человека с конями, знания - с вожжами, а человек представлен им в этой ассоциации как возница, который посредством вожжей управляет конями. Как видим, для стимулирования и стабилизации нравственного поведения человека в равной мере ценны и необходимы и его нравственные чувства, и его этико-культурологические знания.
Обучающиеся поступают в высшее профессиональное образовательное учреждение с определенным уровнем сформированности их нравственных чувств и усвоенных им житейских и научных этико-культурологических знаний, ибо формирование нравственных чувств человека и ознакомление с нравственными нормами начинается с момента его появления на свет и не прекращается до конца его жизни (1). Поэтому нравственное воспитание в профессиональном образовательном учреждении может осуществляться как дальнейшее облагораживание нравственных чувств обучающихся, как углубление и осмысление ценности нравственных знаний, как постоянное стимулирование нравственного поведения обучающихся.
Цели нравственного воспитания и самовоспитания обучающихся определенным образом корректируются и конкретизируются в зависимости от социально-экономических условий, от содержания группового общественного мнения, от потребностей профессиональной деятельности, от уровня культуры социального сообщества. Средства нравственного воспитания определяются возможностями возрастного этапа жизни человека, его личностными особенностями и профессиональными требованиями работодателей.
Формы нравственного воспитания человека определяются социально-экономическим, культурным и демографическим состоянием того или иного общества, наличием или отсутствием в нем непосредственного социального контроля за поведением детей и молодежи. Характер осознания целей, средств и форм нравственного воспитания в профессиональном образовательном учреждении в значительной степени определяется глубиной этико-педагогической подготовленности профессорско- преподавательского состава.
В течение многих столетий в России для нравственного воспитания молодежи было вполне достаточно усвоения молодыми людьми житейских знаний о культуре поведения. Знания эти усваивались интенционально, стихийно, в процессе подражания молодых людей поведению старших по возрасту и социального заражения нравственными привычками окружающих. В дореволюционный период интенционально воспринятые молодежью знания систематически корректировались религией. В процессе посещения людьми культового учреждения в ходе проповеди обсуждалось нравственное поведение человека в разных формах деятельности; в ходе исповеди человек критично анализировал свое поведение и искренне стремился не повторять аморальных поступков. В советский период развития российского общества нравственное поведение человека было гарантировано жесткими рамками идеологии. Для успешного нравственного воспитания обучающихся каждого из названных вариантов было вполне достаточно. Преподавателю для осуществления нравственного воспитания так же было достаточно интенционально приобретенных общекультурных знаний и представлений о нравственном поведении людей.
В настоящее время интенциональная форма усвоения знаний о нравственной культуре как обучающимся, так и преподавателями не только недостаточна, но и небезопасна. Посредством этой формы нравственного совершенствования можно фактически создать опасность собственной нравственной деградации, ибо в поведенческой практике людей наряду с нравственными нормами поведения широко распространены нигилизированные, аморальные нормы отношений человека к окружающим людям, а нередко и к самому себе. Да и сами нравственные нормы дифференцировались в зависимости от принадлежности человека к разнообразным социо-культурным группам. В условиях поливариантности современной отечественной нравственной культуры одни и те же нравственные ценности в разных социо-культурных группах складываются и реализуются по-разному. Поэтому в главном вопросе профессионального образования - нравственном воспитании обучающихся преподаватели могут оказаться недостаточно компетентным.
Проблема нравственного воспитания заключается в целесообразности ознакомления обучающихся с научными знаниями о ценностях каждого сложившегося в России варианта нравственной культуры, которые не всегда достаточно известны даже преподавателям гуманитарных дисциплин. К этому добавляется проблема осознанного нравственного выбора обучающимися адекватных особенностям собственной личности нравственных идеалов, проблема личностной коррекции обучающимися своих морально-психологических установок. Моральный же выбор обучающихся невозможен без развития их рефлексии, без определенной степени их самопознания.
Процесс нравственного просвещения обучающихся требует от преподавателей либо квалифицированного преодоления всех названных выше проблем, либо неизбежно может свестись к морализированию, т.е. негодованию по поводу недостаточной сознательности обучающихся вместо научного осмысления вместе с ними этико-культурологических процессов. Морализирование, как известно, препятствует процессу нравственного воспитания. В лучшем случае при недостаточной этико-педагогической подготовки преподавателя процесс нравственного просвещения может ограничиться передачей преподавателем обучающимся случайных эпизодических знаний, личного опыта преподавателя, что не всегда способствует процессу нравственного воспитания и формированию общекультурных компетенций, ибо они не могут быть достаточно сформированными у обучающихся без освоения ими основ профессионально- нравственной культуры, предполагающей освоение человеком значимости нравственных норм, характерных для исполнительской, интеллектуально- творческой и организационно-предпринимательской деятельности.
Учитывая изменение социально-экономических и культурологических условий профессиональной деятельности будущих специалистов, для процесса их нравственного воспитания преподавателям требуется систематическое профессиональное обновление этико-культурологических знаний, которое может быть обеспечено в процессе повышения квалификации и переподготовки работников образования в РГППУ.
Литература
1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М.: «Академия», 2Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2006.
2. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981.
3. Философский словарь. М. Политиздат, 1980.
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2011

Еще по теме НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:

  1. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
  2. 13.3 ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (ПО Л.И. БОЖОВИЧ)
  3. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  4. 3.1. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
  5. А. Н. Ждан УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ
  6. Ростомашвили Л.Н. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
  7. ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
  8. АРДАШЕВА И.А. ВЛИЯНИЕ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
  9. В. В. Цветков СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА «ОПРОСНИК ВОСПИТАННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»
  10. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  11. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
  12. ГЛАВА 3. Конституционалыю-психотипологические и морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования.
  13. НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРНЫМ ОБЛИКОМ БАРНАУЛА
  14. Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  15. Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: РАЗВИТИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ