ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Дзюбко Г.Ю., Россия, г. Рязань
Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий делают сегодня проблему толерантности центральной.
Современная молодежь живет в новых условиях существования этноса, к которому принадлежит (и нередко вдали от территории, на которой сформировался этнос), в условиях многоязычия информационного пространства, действует в ситуациях пересечения многих культурных каналов. По сравнению со сверстниками «поколения отцов» ей свойственно более активное стремление к самоутверждению, и здесь этническая принадлежность становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой - у молодых четко проявляется потребность в приобщении к «большому миру». Все это делает формирование толерантности у молодежи особенно значимой.
Если же мы будем говорить о военной молодежи (курсантах военных вузов), то необходимость формирования толерантности у будущего офицера в значительной мере обусловлена и такими явлениями, как экстремизм, агрессивность, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. «Человек с оружием в руках» по роду своей деятельности обязан решать множество проблем, связанных со всеми сферами толерантности (например, межнациональной, расовой, религиозной, физиологической, политической, маргинальной) [1], и решать эти проблемы он должен в условиях военного конфликта, когда любые противоречия обостряются (вспомним Афганистан, Чечню). В то же время новое поколение не имеет той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни их дедов, получивших опыт содружества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины. Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодежь, и военная в том числе, не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнические проблемы, не имеет общей культуры и социально-психологической готовности к участию в них.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как признание равенства, отказ от доминирования и насилия, осознание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения. «Понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе» [3]. В социальном контексте толерантность чаще всего понимается, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. Отметим, что это совпадает с функциями военнослужащего.
Итак, толерантная личность - это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей. Толерантность не сводится к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Проблема формирования толерантности у молодежи должна решаться комплексно, это очевидно. В военном вузе формирование толерантности имеет ряд особенностей. Остановимся на некоторых из них.
Не секрет, что курсанты, в отличие от студентов гражданских вузов живут при учебном заведении. В одном взводе учатся юноши разного возраста, разной национальности, разного уровня начальной подготовки. Особенно эта разница заметна на факультете СПО, недавно открытом в Рязанском филиале военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ». Так, в одном подразделении обучаются сержанты и 20-летние, и 26-, 28-летние; кто-то закончил только среднюю школу, а кто-то несколько курсов гражданского вуза; кто-то приехал, например, из Бурятии, а кто-то из Краснодарского края.
В таких условиях преподавание дисциплин гуманитарного цикла, на наш взгляд, становится базовым для формирования толерантности. Приведем примеры.
В нашем вузе читается дисциплина «История и традиции Российской армии», в процессе изучения которой курсанты знакомятся с наиболее глубокими положительными армейскими традициями. Будущие командиры воспитываются на историко-патриотических и боевых традициях российской армии, опыте освободительных войн, которые вела Россия на протяжении многих столетий. Без сомнения, формирование толерантности неразрывно связано с воспитанием патриотизма. Дух патриотизма лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни.
Какие же силы питали патриотизм русских воинов?
Во-первых, это естественное чувство самосохранения, зашита своего места обитания, российской земли от завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали.
Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками, которым была присуща любовь к Отечеству.
220В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве "За Веру, Царя и Отечество!"
В любом вузе студенты изучают такую дисциплину, как «Культурология». В военном вузе при ее изучении рассматриваются темы, позволяющие более глубоко осознать роль солдата в мире: «Военная тема в мировой культуре», «Образ солдата-миротворца в живописи», «Проблемы войны и мира в мировом искусстве».
Нельзя не сказать о воспитательной работе. Так, в Рязанском филиале преподавательским составом кафедры гуманитарных дисциплин регулярно проводятся диспуты (именно диалог, следовательно, и диспут, в большинстве научных исследований считается основным способом формирования толерантности). Темы выбираются злободневные, неоднозначные, например, «Женщина в многонациональном мире» (диспут был проведен со студентами Рязанского педагогического колледжа), «Военное образование: от века 19 к веку 21», «Человек в поликультурном пространстве». Таким мероприятиям предшествует серьезная подготовка, потому что в числе правил диспута есть: «Говори конкретно, ясно, красиво и аргументированно», «Уважай чувства как оппонента, так и слушателя». В диспутах принимают участие и курсанты, и сержанты вуза.
Мы перечислили только некоторые формы и методы работы по формированию толерантности в военном вузе. По сути, весь процесс «общежития» курсантов военного учебного заведения должен быть направлен на это для того, чтобы, говоря словами из Устава первого кадетского корпуса, «Сделать добродетельными и благочестивыми воспитанников, привить им точное исполнение обязанностей, прочное усвоение учебных дисциплин, чувства долга, преданности государю, повиновение начальству, почтительность к родителям, уважение к старшим, любовь к ближним» [2].
Литература:
1. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. М.: МГУ, 2001, N 3 - 4. Режим доступа: [www.tolerance.ru]
2. РГА ВМФ, ф. 212, указы (отдел II), д. 23, л. 208.
3. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - С. 11-13.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ:

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  2. ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ И АБИТУРИЕНТАМИ ИМИДЖА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
  3. ЕФИМОВА О.А., САФИУЛЛИНА Л.З. ТИП УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
  4. 9.10. Психолог как будущий преподаватель профессионального учебного заведения
  5. ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
  6. 10. Психолог как будущий преподаватель профессионального учебного заведения
  7. 9.7.1. "Субъекты" и "объекты" образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении
  8. 9.7.1. «Субъекты» и «объекты» образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении
  9. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
  10. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
  11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
  12. Нгуен Минь Ань ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬ - НОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  13. УДК 378.064.О.В. ХАМЧУК СТРУКТУРА ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ
  14. УДК 331.Н.М. ЯНКОВСКАЯ СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В КРИЗИСЕ РЕВИЗИИ И КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  15. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ