ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ИСЛАМЕ.

Рассмотрим исламское представление о жизни и смерти в интерпретации крупного исламского ученого XI века Абу Хамида Аль-Газали [11]. Он напоминает, что в Коране написано: «Скажи: «Поистине, смерть, от которой вы бежите, непременно настигнет вас, после чего вы будете возвращены к Знающему скрытое и очевидное, и Он возвестит вам о том, что вы делали» [8, с. 583; 11, с. 628]. Далее он говорит о тех, кто познал истину, данную Богом в Коране: «...Что же касается познавшего, то он помнит о смерти постоянно, ибо после смерти он встретится с Тем, Кого любит, а любящий никогда не забывает о предстоящей встрече с любимым» [11, с. 627 - 628].
Аль-Газали передает мысль о том, что «...не надейся, что проживешь еще долго, и не откладывай благие дела на потом, так как человек может покинуть этот мир в любой момент» [11, с. 629]. «То есть совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учетом неизбежности наступления такого момента, когда эти возможности будут исчерпаны» [11, с. 629].
Исламское мировоззрение ориентировано на жизнь будущую, при этом жизнь мирская не принижается. В одном известном исламском изречении говорится так, что старайся для жизни мирской, будто останешься здесь вечно, и старайся для жизни вечной, будто умрешь завтра. В то же время Ислам приучает своих адептов к спокойному отношению к смерти, к ее неизбежности, к частому ее осознанию. Кстати, это противоречит различным «вытеснительным» защитным механизмам. Тех, кто не хочет вспоминать о смерти, Аль-Газали назвал «погруженными в мирское». Одним словом, если человек живет согласно предписаниям Корана и Хадисов Пророка, смерть ему не страшна [8; 13]. Смерть просто переход в иной — лучший мир, при условии, что ты жил благонравно.
Отсюда можно предположить, что ожидаемая продолжительность жизни активно верующих мусульман будет меньше, чем у людей, ведущих обычный образ жизни, но в целом соответствовать средней продолжительности жизни в России.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей. ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 2012

Еще по теме ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ИСЛАМЕ.:

  1. ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ИСЛАМЕ.
  2. СТИЛЬ ЖИЗНИ В ИСЛАМЕ.
  3. СТИЛЬ ЖИЗНИ В ИСЛАМЕ.
  4. Исаев Д.Н., Тихомирова В.С. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
  5. Фадеева Ю. И. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  6. Летягина Е.Л., Галимзянова М.В. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С СУБЪЕКТИВНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ДЕТСТВА
  7. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ИСЛАМЕ.
  8. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ИСЛАМЕ.
  9. ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ МУДРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ
  10. ХАЩЕНКО Н.Н. ОТНОШЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ
  11. Васильева В. С. ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ЮНОШЕЙ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  12. Королёв Д.К. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  13. Е.С. Новикова ОТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
  14. «СТРАХ СМЕРТИ»
  15. СТРАХ СМЕРТИ