ОТНОШЕНИЕ К ТРЕВОГЕ И СТРАХАМ КАК РАКУРС ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Шабанова Т.Л., Россия, г. Нижний Новгород
Рост многообразия и многоликости мира, скорость изменений, необходимость быстро ориентироваться в информационных потоках, делать правильный выбор и принимать на себя груз ответственности за решения при одновременно сложившемся в обществе дефиците общения и доверительных межличностных отношений - все это приводит к усилению напряженности современного человека.
Поэтому наше время принято называть «эпохой тревоги и страха». Глубинные источники этих переживаний находятся внутри человека. К ним относятся внутреннее смятение, отчуждение, утрата ориентиров, неуверенность, вызванная столкновением с противоречивыми ценностями или стандартами поведения. В связи с этим особенно актуальной для изучения становится проблема толерантности как эмоциональной устойчивости человека, которая проявляется в способности сохранять равновесие в эмоциогенных условиях за счет конструктивного совладания с травмирующими переживаниями. Соответственно целью нашего теоретического исследования и стал сравнительный анализ условий и механизмов конструктивного и негативного влияния тревоги и страха на развитие толерантности личности.
Феномены тревоги и страха впервые стали предметом изучения экзистенциальной философии и экзистенциального психоанализа и сегодня являются центральными категориями этой научной школы (Л. Бинсвангер, М. Босс, С. Кьеркегор, Р. Лэйнг, Р. Мэй, Ж.-П. Сартр, П. Тиллих, В. Франкл, М. Хайдеггер). Природа тревоги и способы ее конструктивного разрешения также наиболее полно представлены в концепциях психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм) и в гуманистической психологии (Г. Олпорт). Экзистенциальные психологи рассматривают тревогу как основной фактор развития личности, изображая её как прапереживание, лежащее в основе всего существования. Тревога и страх неизбежно присутствуют в жизни человека, поскольку его активность всегда сопряжена с неопределенностью и риском. Человек действует, понимая, что результат не гарантирован. Кроме того, жизнь человека представляет собой постоянную ситуацию рассогласования между ожиданиями и реальностью, целями и достигнутыми результатами. Эти противоречия актуализируют тревожные переживания и могут стать как стимулом к развитию толерантности, так и причиной интолерантности и неврозов. Результат зависит от отношения личности к своим проблемным переживаниям и соответственно динамики их дальнейшего изменения, негативной или позитивной. Препятствием к толерантности является негативная динамика перехода тревоги и страха в патологические формы. По определению Р. Мэя, патологическая тревога характеризуется как реакция на угрозу, которая (1) неадекватна объективной опасности, (2) включает в себя вытеснение и другие проявления интрапсихического конфликта и, следовательно, (3) человек ограничивает какие-то свои действия или сужает поле своего сознания с помощью различных невротических защитных механизмов - подавления, избегания и др. [4, с.125].При невротической тревоге вытеснение болезненных переживаний делает человека еще более чувствительным к опасности и, следовательно, усиливает тревогу. Во-первых, вытеснение создает внутренние противоречия, что делает психологическое равновесие неустойчивым, и тогда постоянно возникает угроза его нарушения.
94Во-вторых, из-за вытеснения человеку труднее увидеть реальную опасность, с которой он мог бы справиться. Например, человек, который в значительной мере вытеснил свою агрессию и враждебное отношение к людям, может стать пассивным и уступчивым, и из-за этого он чаще подвергается эксплуатации со стороны окружающих, а это порождает еще больше агрессии и вражды, которые ему приходится вытеснять. И, наконец, вытеснение усиливает чувство беспомощности, поскольку человек вынужден сокращать границы своей самостоятельности, ставить себе внутренние ограничения и отказываться от использования своих ресурсов. Патологическое течение тревоги проявляется также в невротических защитных способах поведения, состоящих в уклонении от опасной ситуации, а не в ее разрешении. Избегание тревоги основано на хроническом предвосхищении наступления негативных событий, стремлении заранее уйти, замкнуться, предохранить себя от новых разочарований. Тревога перед неопределенностью заставляет человека искать жесткой определенности, и мы видим проявления этого в поведенческих стереотипах избегания тревоги, описанных в разных психологических концепциях. Например, К.Хорни в своей теории социокультурного психоанализа выделяет следующие стратегии избегания: 1) зависимость от других людей, чтобы приблизиться к ним, быть полезным; 2) враждебность против людей с целью безопасности через достижение силы и превосходства любыми средствами; 3) изоляция от людей ради ухода от социальных конфликтов. Р. Мэй в своей концепции личности также выделяет способы избегания человеком тревоги, обуславливающие распространение негативных общественных явлений, относя к ним: 1) поиск определенности в религиозных сектах и других тоталитарных духовных движениях; 2) постоянную смену идентичности - желание непрерывно изменяться в соответствии с окружающей средой, не имея понятия о том, «что же на самом деле мое и кто я такой»; 3) эмоциональное отстранение; 4) стремление «зацепится за авторитетную власть», подчинение могущественным другим, чтобы пользоваться плодами их усилий и полагаться на их умение предвидеть развитие событий. Тема избегания страхов анализируется и в исследованиях С. Мадди. По его мнению, человек использует следующие стратегии избегания: 1) упрощение проблем и избегание неопределенности; 2) избегание переживаний, аскетизм; стремление успокаивающе воздействовать на потенциально угрожающие внешние условия; 3) избегание новизны, предпочтение знакомого и предсказуемого новому. Ряд авторов отмечает, что патологическая тревога возникает, когда человек неспособен справиться с опасностью не объективно, а субъективно, то есть не из-за объективного недостатка способностей, а из-за внутренних психологических процессов и конфликтов, которые мешают ему использовать свои способности. Например, по данным американского психолога С. Кобейса, у такой личности слабо развито самосознание: слабая структура представлений о себе, недостаточно развиты процессы когнитивного оценивания, низкая мотивация достижения. К этому типу относятся люди с приобретённой (выученной) беспомощностью вследствие неэффективного обучения и воспитания. Рассматривая влияние патологической тревоги и страха на дальнейшее развитие личности, необходимо отметить, что они приводят к «опустошению личности» - ограничению ей своих возможностей, деятельности, новых впечатлений с целью блокирования любых конфликтов, ведущих к травмирующим переживаниям [4]. В результате личность становится еще более уязвимой к стрессам, психологически неустойчивой или интолерантной.
С другой стороны, страх и тревога могут выступать как стимулы развития толерантности личности.
Условием этого процесса является конструктивный путь развития тревоги - снижение ее до нормального уровня, а затем использование ее как стимула к повышению жизненной энергии. Критериями нормальной тревоги, снова возвращаясь к Р. Мэю, являются следующие характеристики: (1) адекватность величине объективной угрозы, (2) стимулирование осознания, а не вытеснения переживаний, а вследствие этого (3) человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов [4, с. 122]. С объективной точки зрения, для конструктивного использования нормальной тревоги характерно столкновение с вызывающей тревогу ситуацией лицом к лицу, признание своих опасений и движение вперед, несмотря на тревогу. Другими словами, конструктивное использование тревоги состоит скорее в движении сквозь вызывающую тревогу ситуацию, а не в обходе вокруг нее и не в смирении перед ней. Например, солдаты открыто признавали свой страх или тревогу перед боем, но субъективно готовились действовать наперекор своим опасениям. Следовательно, мужество заключается не в отсутствии страха и тревоги, а в способности двигаться дальше, даже испытывая страх. Конечно, осознанная тревога более болезненна, но зато ее можно поставить на службу самоинтеграции, становлению цельной личностью. С субъективной точки зрения человек готов противостоять неизбежной тревоге, если убежден, что ценность движения вперед перевешивает ценность бегства. Т. о. конструктивное управление тревогой в повседневной жизни состоит в осознании ее неизбежности и готовности противостоять ей. Страх и тревога могут выполнять конструктивную функцию и в контексте личностного роста и творчества. Человек может использовать тревогу как «обучающий опыт». Поэтому конструктивный путь совладания с тревогой заключается в умении жить с ней, принимая ее как «учителя», который, как выразился французский философ С.Кьеркегор, преподает нам урок встречи с нашей человеческой судьбой. Тревога - это знак того, что в жизни личности или в ее отношениях с другими людьми что-то не в порядке. Необходимо принять ее как вызов и стимул к прояснению и разрешению лежащей за ней проблемы. Тревога всегда обозначает противоречие в системе ценностей. Пока конфликт существует, его позитивное решение находится в пределах возможностей самого человека. Способами решения проблем, вызванных тревогой, разные школы психотерапии единодушно признают два процесса. Первый - расширение осознания: человек видит, каким
именно ценностям угрожает опасность, сознает конфликты между своими целями и путь развития этих конфликтов. Второй - переобучение: человек перестраивает свои цели, производит отбор ценностей и продвигается к достижению этих ценностей ответственно и реалистически. Прошедший «школу тревоги» - переживший и проработавший прошлый опыт тревоги - способен встретиться с настоящими и будущими проблемными переживаниями и не быть раздавленным ими. Г. Салливан утверждал, что тревога осуществляет интегрирующую функцию в развитии личности. Отмеченные тревогой сферы личности могут стать сферами роста, если человек справиться с тревогой конструктивно. Позитивные стороны «Я» развиваются по мере того, как человек встречается с тревогой, двигается сквозь нее и преодолевает вызывающие тревогу переживания. Личностными механизмами конструктивного совладания с тревогой являются свобода, развитие самосознания, ответственность. Свобода состоит в независимости от мнений окружающих, самоуправлении и самодисциплине. Развитие самосознания способствует укреплению личной идентичности. Снова обращаясь к словам С. Кьеркегора, «чем больше сознавания, тем больше Себя» [1, с.223]. Рост самосознания означает расширение себя. Ответственность предполагает самостоятельный жизненный выбор и последовательность в его осуществлении. С. Кьеркегор отмечал, что тревога возникает у человека всякий раз при встрече с возможностью собственного развития. Чем более креативна и продуктивна личность, тем с большим количеством тревожных ситуаций она сталкивается. По К. Гольдштейну, творческий человек чаще отваживается на шокирующие поступки, значит, чаще сталкивается с тревогой. П. Торренс также считал, что творческие дети постоянно провоцируют вызывающие тревогу ситуации, способствующие их самопроявлению. Поэтому люди с высокими интеллектом, оригинальностью и уровнем дифференциации чаще испытывают более сильную тревогу. Как выразился Х. Лидделл, «тревога всегда следует за интеллектуальной активностью как тень» [цит. по 4, с.221].
Конструктивное использование тревоги и страхов способствует укреплению толерантности личности. Такая личность, возвращаясь к концепции С. Кобейса, устойчивая к воздействию стрессов, названа им стойкой - «hardiness», что означает «смелая», «дерзающая». В качестве базовой психологической основы стойкости он рассматривал три компонента: 1) принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с высоким результатом; 2) контроль - субъект контроля действует, чувствуя себя способным господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжёлым моментам жизни; 3) «вызов» - опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Т.о. конструктивная тревога способствует личностному росту и успеху.
Подводя итоги, отметим следующее. Тревога и страх неизбежно присутствуют в нас. Эти переживания могут, как разрушать жизнь человека, делая его уязвимым и интолерантным, так и конструктивно использоваться, способствуя укреплению силы Я и толерантности к жизненным трудностям и противоречиям. Тревога возникает всегда, когда перед человеком открываются новые возможности, поэтому одна из основных задач психологии сегодня научить людей не бояться своих страхов и тревог, а открыто и эффективно с ними взаимодействовать. Поскольку, по мудрому утверждению Р. Мэя, «тот, кто научился тревожиться надлежащим образом, научился в жизни самому главному».
Литература:
1. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М: Республика, 1993. - 383 с.
2. Леонтьев Д. Экзистенциальная тревога и как с ней бороться // Московский психотерапевтический журнал. 2003. №2. С. 107-119.
3. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
4. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 235 с.
5. Психологическая диагностика толерантности личности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. - 480 с.
7. Kobasa S. The hardy personality: toward a social psychology of stress and health. In: Sanders G., Suls J. (eds.) Social psychology of health and illness. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1982. Pp. 3-32.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ОТНОШЕНИЕ К ТРЕВОГЕ И СТРАХАМ КАК РАКУРС ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ:

  1. Ю. С. Смирнова ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРОТИВ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ
  2. Ю.С. Смирнова ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ / СПИДом
  3. СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  4. СТРАХ И ТРЕВОГА
  5. СТРАХ И ТРЕВОГА
  6. ТРЕВОГА И СТРАХ.
  7. ПРИЧИНЫ СТРАХА И ТРЕВОГИ.
  8. ТРЕВОГА И АГРЕССИЯ: СТРАХ СОЦИАЛЬНОГО НЕОДОБРЕНИЯ
  9. ИНТОЛЕРАНТНЫЕ ТЕКСТЫ ТОЛЕРАНТНЫХ АВТОРОВ: ПАРАДОКС СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
  10. МЕСТО ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
  11. ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ
  12. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  13. АНАЛИЗ ОДНОЙ ИЗ СТРАТЕГИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАКУРСЕ ПРОБЛЕМЫ «Я» И ДРУГОЙ»
  14. Толкачева Е. С. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКА
  15. Т. В. Слотина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА