1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГА

Потребность совершенствования профессионального образования определяет задачи повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей высшего, среднего и начального профессионального образования как повышение их профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики, психологии, акмеологии.
Кафедра акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета стремится решить эту задачу путем создания для слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования условий выявления у них новых личностных ресурсов и более продуктивного их использования в целях построения эффективных стратегий профессионального роста современного педагога.
Акмеология - наука о достижении вершин (гр. akme - высшая степень чего-л., вершина, цветущая сила + logos - слово, речь, учение).
Акмеологию как понятие, обозначающее психологию зрелости или взрослости ввел Н. А. Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки связано с трудами Б. Г. Ананьева («Человек как предмет познания», 1969) и продолжено А. А. Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека.
Акмеология определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20 годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные характеристики - сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики - все качества человека, от которых зависит осуществление его профессиональной деятельности.
Под «акме» в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.
Достижение «акме» - это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие «акме», равно, как и процесс его достижения, в большей степени зависит от конкретной профессиональной деятельности. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Акмеология с самого начала своего развития разрабатывает стратегии и технологии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности.
Возникнув как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в профессиональной деятельности).
Современная акмеология продолжает развиваться во взаимодействии всех названных выше наук. Развитие акмеологии обусловлено необходимостью изучения целостного образа человека, включая исследование процесса формирования, становления и закономерностей развития человека на этапе его взрослости, учитывая особенности его личной истории на предшествующих возрастных стадиях. Это исследование дает возможность проанализировать предпосылки, которые благоприятствуют формированию его как профессионала высокого класса с учетом всех сторон зрелости человека.
Все стороны зрелости человека: физическая, психическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности связаны между собой, но человек не достигает всех вершин одновременно. Более того, скорости достижения «акме» в разных областях жизнедеятельности могут сильно отличаться. «Акме» спортивных достижений может не совпадать со зрелостью межличностных отношений, а вершины научных достижений не всегда приходятся на пик здоровья и т.д.
Естественно, что развитие человека в большой мере зависит от конкретных обстоятельств, в которые он попадает, когда выступает как член большого или малого социумов и, конечно, от его собственных действий как отклика на эти обстоятельства. Однако развитие взрослого человека во многом обусловлено тем, как складывается его развитие в утробе матери, в различные периоды онтогенеза, каким оказывается его здоровье в каждом периоде онтогенетического развития, какие ценности становятся его собственными ценностями, определяющими его поступки, какой опыт познания, общения и труда он приобретает в жизни и как он реализует себя в избранной профессиональной деятельности.
В связи с этим оказывается, что акмеология тесно связана с педагогикой для решения непростых задач, связанных с выяснением особенностей развития человека на каждой из фаз его жизненного пути, а именно каких вершин в развитии, каких «микроакме» он должен достичь, чтобы состоялось его большое «Акме». Малые акме — это предвестники макроакме человека.
Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр.
В педагогической интерпретации акмеология, как известно, является наукой, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала).
Каждый человек неповторимо индивидуален, у каждого из нас - своя вершина, свой Олимп, и каждый по-своему стремится к ней: кто- то взлетает на свой Олимп стремительно, кто-то «карабкается по его каменистым тропам». И каждый человек, поэтому, - «олимпиец», каждый благороден в своем устремлении к созданию самого себя - достижению своей вершины, своей осуществимости.
Вместе с тем возникают и другие вопросы, которые могут быть решены в русле педагогического использования акмеологии. Это вопросы изучения необходимых и достаточных жизненных обстоятельств на каждой ступени онтогенеза, позволяющих довести развитие ребенка, подростка, юноши до достижения вершины, типичной для каждого возраста. Это выявление оптимальной для растущего человека системы воспитательных средств, чтобы обязательно состоялся переход от вершины развития, достигнутой в одной возрастной фазе, до вершины развития, характерной для следующей фазы онтогенеза.
В жизни может случиться и так, что обстоятельства, в которые попал человек на одной ступени своего развития, окажутся неблагоприятными для его выхода на уровень пика в своем развитии, который был бы возможен для него, если обстоятельства были бы другими. Тогда акмеологии, в сотрудничестве с педагогикой, необходимо выявление путей компенсации недостигнутого оптимума в развитии ребенка, подростка, юноши на предыдущем отрезке их жизненного пути, за счет подключения особых воспитательных воздействий и инициирования совершенно определенной собственной активности (дошкольника, школьника, студента), чтобы откорректировать возникшее у него отклонение в развитии на предыдущем отрезке его жизненного пути.
Если иметь в виду значимых, отдельных конкретных случаев стечения неблагоприятных обстоятельств для последующего развития растущего человека, то степень негативных последствий для этого развития может быть менее или более глубокой. Например, состояние здоровья у дошкольника (школьника, студента) после перенесенного им заболевания может быть восстановленным до нормы, а может в какой-то системе его организма и оказаться непоправимо нарушенным. И тогда достижение им индивидного «акме» будет исключено, что, конечно, закроет ему путь в будущем во многие профессии. Или под влиянием неблагоприятных условий для развития нравственно- духовной сферы ребенка у него могут сформироваться псевдоценности, которые будут определять негативную повседневную мотивацию его поступков и поведения в целом (отсутствие уважения к другим людям и отношение к ним как к объектам манипулирования, неверие в свои силы и превратившееся в устойчивую черту характера неумение противостоять трудностям, неминуемо встающим на жизненном пути каждого человека).
Все это - виды отклонений в развитии личности в период ее становления в дошкольные и школьные годы жизни молодого человека. Они могут настолько глубоко войти в структуру его индивидуальности, что инструментарий воспитания, которым располагает современная педагогика, окажется недостаточным для их искоренения, а личностное «акме», у него не состоится, когда он станет взрослым.
Не достигнет он вершины и как субъект деятельности, как высокого класса профессионал, став взрослым, если не будет подготовлена в школьные годы психологическая почва для высокой мотивационной вовлеченности его в определенный вид труда, который он изберет своей специальностью, потому что без них у него не будут по максимуму развиваться способности, дающие ему возможность совершить такие деяния, которые явились бы вкладом в общечеловеческую культуру.
Кроме этого, у акмеологии и педагогики есть большой ряд точек сопряжения усилий и в решении проблем, относящихся к обеспечению по оптимальному типу развития человека, когда он проходит возрастную ступень — «взрослость».
И первой такой проблемой выступает разработка комплекса мер, которые поддерживали бы (а если ее не было, то создавали бы) устойчивую установку вести здоровый образ жизни и держать свою работоспособность на уровне оптимума. А это уже проблемы повышения профессиональной психолого-педагогической квалификации педагогов.
Одним из направлений решения сформулированной выше проблемы выступает коренная трансформация ценностных ориентации человека. Это означает наполнение его смысла жизни новым содержанием, изменение его отношения к людям, прежде всего входящим в его ближайшее окружение, перестройку его отношения к самому себе, к деятельности, которая является для него главной, к характеру заполнения досуга. И в этом отношении коррекционная педагогика взрослых может усовершенствовать человека не только как профессионала, а прежде всего как личность. Естественно, для этого требуется дальнейшее совершенствование коррекционной педагогики взрослых, ориентированной на инициирование не только самовоспитания и саморазвития отдельного человека, но и направляющей свои усилия на разработку действенных мер духовно-нравственного оздоровления ближайшего окружения того конкретного взрослого человека, ценностные ориентации которого содержательно меняются.
Следующей проблемой, которую может со своих позиций прояснить педагогика, выходя на сотрудничество с акмеологией, является определение и классификация жизненных ситуаций, в которые попадает взрослый человек в своем развитии и которые ведут к кризисам в этом развитии, а в крайних случаях влекут за собой деформации взрослого и как нравственно здоровой личности, и как профессионала высокого класса
Если говорить о том, что многие проблемы педагогики могут успешно решаться с акмеологических позиций, то возникает вопрос о том, что может дать акмеология для развития педагогики или чем и как акмеология может обогатить педагогику.
Поскольку акмеология - комплексная наука, к настоящему времени ею уже наработаны и обобщены значительные массивы данных, освещающих феноменологию, закономерности и механизмы движения к вершинам не индивидного и не личностного развития, а по существу - профессионального в различных сферах профессиональной деятельности, то эти результаты, без сомнения, представляют интерес для педагогики.
Определенную ценность для педагогики представляют и работы акмеологов, нацеленные на теоретическое обоснование и на создание, а также на практическое применение методов, которые обеспечивают более или менее значительные - по параметрам глубины, широты, длительности эффекта и др. - подвижки человека с более низкого уровня выполнения им профессиональных обязанностей на другой - более высокий, вплоть до превращения в творца, новатора, мастера.
Решение этих и многих других проблем привели, как уже было отмечено выше, к возникновению педагогической акмеологии, как нового конкретного направления в развитии акмеологии.
Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога.
Акмеологический подход в современной системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование реализации творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая акмеология, как и любая новая наука, не может успешно развиваться без более или менее четкого понятийного аппарата.
Однако до настоящего времени в педагогической акмеологии не разработано единой концепции, так как специалисты, работающие в этой области знания, имеют различный по характеру и содержанию предшествующий научно-педагогический опыт, что естественно оказывает влияние на направленность развиваемых ими идей в педагогической акмеологии.
Нам представляется, что для формирования концепции педагогической акмеологии целесообразно основываться на следующих составляющих:
• акмеологическая концепция индивидуальности;
• акмеологическая концепция педагогического мастерства;
• акмеологическая концепция здоровья;
• практический инструментарий;
• акмеологическое сопровождение;
• акмеологическое консультирование.
Индивидуальность является высшей идеальной ступенью развития человека, в которой содержатся его свойства как индивида, личности, субъекта деятельности и собственно индивидуальные свойства. Для человека важно реализовать свою неповторимую индивидуальность, свою самобытность в профессиональной деятельности, поскольку для него это является приближением к актуальному, уникальному, универсальному, целостному, подлинному состоянию его сущности.
Развитие индивидуальности человека возможно при развитии всех сторон его природного потенциала. Каждый человек обладает двигательным, физиологическим, психическим, духовным потенциалом, а также потенциалом здоровья и творчества, и пути его совершенствования. На основе выявления и развития этих потенциалов принципиально предсказуемы достижения вершин, проектируемы по фактам выполненных им действий, поведенческих реакций и состояний.
Педагогическое мастерство можно рассматривать в комплексе с другими признаками педагогического совершенства (педагогическим искусством, профессионализмом и выраженностью свойств индивидуальности педагога). Педагогическое мастерство является способом бытия педагога и осуществимости потенциала его индивидуальности, а также условием для восхождения к достижению «акме».
Здоровье человека следует рассматривать на основе принципов осуществимости обобщенного потенциала человека (индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности). Акмеологическое понимание здоровья человека объединяет его с просвещением и образованием. При этом в характеристиках здоровья интегрируются его, биологические, психологические, педагогические и медицинские аспекты. Акмеологическая концепция здоровья предполагает его конструктивность и динамизм: сохранение и укрепление здоровья на физическом, психическом, нравственном и других уровнях.
Практический инструментарий составляют методы акмеологи- ческого проектирования, сопровождения и консультирования. Акмео- логическое проектирование применяется для индивидуальной работы, связанной с определением стратегии жизни, поведения или профессионального совершенствования.
Акмеологическое сопровождение применяется при обслуживании различных организационно-педагогических мероприятий.
Акмеологическое консультирование - это индивидуальная работа с педагогами, связанная с оказанием им помощи в достижении собственных вершин профессиональной деятельности, педагогического мастерства, формирования и реализации Я-концепции и др.
Профессионализм с позиции акмеологии - это свойство саморазвивающейся личности, осуществляющей движение к "акме", или вершине мастерства в профессии. Акмеология как наука изучает основные подходы к развитию профессионала, а также те факторы, условия, механизмы, которые определяют успешность совершенствования и самосовершенствования личности, полноту ее самореализации в профессии и в жизни в целом.Изучение теоретических основ и практическое освоение акмео- логических технологий самопознания, саморегуляции и самореализации способствуют выявлению стратегии и тактики достижения высокого профессионального мастерства педагога, необходимого в условиях глобального развития образовательной сферы, а также - получению опыта проектирования процесса профессионально-личностного саморазвития в процессе профессионального роста и достижения профессионализма.
Педагогическое мастерство и профессионализм педагога - это интегральные характеристики личности педагога. Педагогические задачи, которые приходится решать педагогу, всегда нестандартны и полифункциональны. Педагогическая деятельность включает много различных видов и направлений деятельности: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, коррекционная, консультативная, управленческая, организационная, рефлексивная и т. д. Совершенствование подготовки и повышение квалификации специалистов связаны с осознанным восхождением личности к высокому уровню компетентности и профессиональному мастерству. Это становится возможным с использованием новой и перспективной науки - педагогической акмеологии.
Одно из центральных понятий педагогической акмеологии - понятие профессионализма педагога. Под ним понимается интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им несколькими видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию обучающихся [77].
По мнению А. К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев, среди которых:
• объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитывающей, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско- управленческой, самообразовательной и др.);
• субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных
15ориентаций профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;
• процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;
результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности обучаемых, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе)
Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:
уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение педагогом норм, необходимых приемов, технологий;
уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к обучаемым, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.;
уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств и сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля деятельности;
уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые методы обучения и воспитания.
Для достижения высокого уровня профессионализма педагога естественно необходимо наличие специальных педагогических способностей, которые определяют совокупность индивидуально-
психологических особенностей личности педагога, отвечающих тре-
бованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Естественно, что специальные педагогические способности тесно связаны с общими способностями человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении педагогических умений.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
К группе педагогических способностей в первую очередь относятся: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение; требовательность как черта характера; педагогический такт; организаторские способности; простота, ясность и убедительность речи.
Педагогическая наблюдательность - это способность педагога подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства обучаемых.
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с обучаемыми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать оптимальный вариант оберегающего отношения к личному достоинству обучающегося.
Рассмотрению отмеченных и некоторых других проблем педагогической акмеологии и посвящена данная монография. Авторами являются члены кафедры акмеологии общего и профессионального образования факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ. 2012

Еще по теме 1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГА:

  1. 1.1. АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
  2. ДОМОРАЦКАЯ Е.М. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
  3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СВЕТЕ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО
  4. Матина Г.О. Социально–педагогические установки в профессиональной деятельности педагога
  5. ИНТЕГРАТИЗМ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА КАК ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕДМЕТА НООСФЕРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
  6. Прощицкая Е.Н. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
  7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  8. ДУХОВНЫЙ АКТ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ
  9. МОДУЛЬ ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10. 2.1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ
  11. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ
  12. 1.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ
  13. 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ
  14. Глава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ
  15. ГЛАВА 2. Интегративные связи педагогической акмеологии
  16. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОРПУСА ФАКУЛЬТЕТОВ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ