1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Что такое общение? Человек не может жить без общения, как без воздуха. Общение есть потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Рассматривая образ жизни высших животных и человека, можно выделить два типа их контактов: контакты с природой и контакты с живыми существами.
Первый тип можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека направлена на предметы материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, создание общества и всего того, что без его активности не существовало бы в природе.
Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими сторонами являются живые существа, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем живым существам, но только у человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.
Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мо- тивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о своих личных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. д.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакт. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. Так, например, по отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать также и информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.
Общение для человека - среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. У человека количество целей общения увеличивается: передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Таким образом, общение у человека представляет собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей собой знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Основные условия (или слагаемые) общения:
1) разговор состоится, если в нём участвуют не менее двух человек (говорящий - субъект речи и слушающий - адресат речи);
2) предмет или тема разговора;
3) общий язык, на котором происходит общение.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Можно отметить восемь целей общения:
1) контактная (контактоустанавливающая, фатическая) - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационная (информативная) - обмен сообщениями - прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;
3) побудительная (волюнтативная) - стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) понимания - не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами их намерений, установок, переживаний, состояний друг друга;
6) эмотивная - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7) установления отношений - осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
оказание влияния - изменение состояния, поведения, лично- стно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий,активности;
9) апеллятивная (призывная) - привлечение внимания собеседника, выделение собеседника из толпы при помощи речевых знаков т. д.
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения трех сторон или функций:
коммуникативная сторона общения, или коммуникация, в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;
перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Конечно, каждая из этих сторон не существует изолированно и выделение их осуществлено лишь в целях анализа. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах-коллективах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Рис. 1. Три функции общения Социальная перцепци

Рис. 1. Три функции общения Социальная перцепци

Часто общение изображают в виде равностороннего треугольника с волнистой линией посередине, что означает рассмотрение процесса общения как отношения к собеседнику на информационном, поведенческом и эмоциональном уровнях (рис. 1). Именно на основе подобного представления определяются три функции общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция, которые и составляют стороны равностороннего треугольника.
Выделение в процессе общения трех функций проводится на теоретическом уровне с целью изучения средств и методов, которые обеспечивают эти функции. В жизни функции общения проявляются одновременно и невозможно определить, какая из функций общения в какой-то конкретный момент наиболее предпочтительна.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен этой информацией. Характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т. е. знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. В этом смысле знак в общении подобен орудию в труде. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого с целью изменения его поведения. Например, авторитарный тон общения, даже если говорящий и имеет право распоряжаться, вызывает либо протест, либо пассивность, которая тоже может рассматриваться как протест.
Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определённом смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
Далее, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой «кодификации» или «декоди- фикации». На обыденном языке это правило выражается так: все должны говорить на одном языке. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения, известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Понимание всех тех сообщений, которые посылают нам наши партнеры, далеко не простое дело. В обиходной жизни мы не так часто произносим: «Не понимаю». А между тем стоит всегда задавать себе вопрос: «Каков буквальный смысл сказанного или происходящего? Каковы намерения партнеров?» Не следует забывать о глубоком замечании Гете: «Каждый слышит то, что понимает». А вдруг и на самом деле наиболее существенное мы просто не допустим до понимания или вытесним как неприятное и неприемлемое?
Для описания этих ситуаций социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково. Еще Л. С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов, поэтому у общающихся должны быть не только идентичные, в случае звуковой речи, лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.
Наконец, в условиях человеческой коммуникации могут возникнуть совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком», на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают другую интерпретацию (истолкование) тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и совсем другое мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Такого рода барьеры порождены психологическими причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их появлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему личностных и общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует то, что она есть лишь сторона общения.
Типы информации и средства коммуникации. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.
Констатирующая информация дается в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственное изменение поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае действует общее правило человеческой коммуникации.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).
В: основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно знаками символами. Знаком называют такое явление (материальное образование), которое введено кем-либо с той целью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в определенном направлении (к тому, к чему знак относится). То, к чему знак относится, то, что он представляет в мышлении, называют значением знака. Значением слова «Луна» является естественный спутник Земли, слово «радость» - сильное и приятное чувство, сопровождающее успешное завершение, какого-либо дела, встречу с любимым человеком и т. п.
В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Основным средством следует назвать систему знаков, которая включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система с включением в речь пауз, других вкраплений (например, покашливания, плача, смеха). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а с помощью «околоречевых» приемов.
Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях).
Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах относительно временных характеристик общения, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Своевременный приход к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику. Напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные «допуски» опозданий с соответствующими значениями.
Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной и временной организацией общения, - проксемика, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Э. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0 - 45 см); персональное расстояние (45 - 20 см); социальное расстояние (120 - 400 см); публичное расстояние (400 - 750 см). Каждое из них характерно для своей ситуации общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.
«Интерактивная сторона общения» - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать их.
В связи с этим выделяются два основных типа взаимодействия, которые являются противоположными: кооперация и конкуренция.
Кроме кооперации и конкуренции, говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).
Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порождённый ее особой природой. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включённость в него всех участников процесса.
Что касается другого типа взаимодействия — конкуренции - то здесь, чаще всего, анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего «пищу» им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Д. Карнеги считает, что критика является той «опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости». Далее он советует: «Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе».
условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное, не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средствам предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.
При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия, поскольку оно может быть весьма различным. Кооперативную форму взаимодействия можно констатировать не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально- негативной деятельности - это не та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют социальной перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком- партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения человек как бы «читает» другого человека, расшифровывает значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.
Что такое идентификация? Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, - эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставлена пониманию в строгом смысле этого слова: эмпа- тия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, то я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к нему сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело - принять в расчет его точку зрения, но действовать по-своему.
Что такое рефлексия? С точки зрения характеристики общения, оба рассмотренных варианта требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т. е. партнер по общению, понимать меня.
От этого будет зависеть ваше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Назовём основные из них.
1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам,
как:
• цели и задачи общения людей в данной ситуации;
• их намерения и мотивы;
• формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;
• состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за
ними.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю».
3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и у собеседников формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни».
4. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Так, некоторые люди, имеют готовое суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Каузальная атрибуция. Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга в условиях дефицита информации, имеет явление каузальной атрибуции. Это явление представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия, когда ординарным людям приписываются негативные качества, а неординарным - позитивные. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, оказывающим влияние на понимание людьми друг друга.
1. Те события, которые предшествуют наблюдаемому явлению, часто повторяются и сопровождают его, обычно рассматриваются как возможные причины явления.
2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
На первых порах исследований каузальной атрибуции речь шла лишь об истолковании (приписываний) причин поведения другого человека. Позже стали изучаться способы объяснения более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефицита информации о другом человеке.
Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и поэтому оно легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором случае под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, а потому сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.
Одним из существенных понятий современной педагогической акмеологии является понятие профессионально-педагогическое общение:
• система, приёмы и навыки органичного социально- психологического взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств;
• постоянное решение педагогом коммуникативных задач с использованием эвристических методов; коммуникативные задачи бывают двух видов - общие коммуникативные задачи (планируемые заранее) и текущие коммуникативные задачи (возникающие в ходе занятия, мероприятия и др.);
• профессиональное общение преподавателя с обучающимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с обучающимися и управление общением в ученическом коллективе.
Таким образом, для педагогов общение - взаимодействие людей, в процессе которого возможна реализация образовательной и воспитательной функций.
Виды педагогического общения:
• межличностное, групповое, массовое (с точки зрения количества участников);
контактное - дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);
непосредственно - опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо «опосредующего аппарата»);
монологическое - диалогическое (в зависимости от перпеменной и постоянной пощиции: я-говорящий и ты-слушающий; возможен диалогизированный монолог)
• устное - письменное (с точки зрения формы существоввания языка);
вербальное - невербальное (использование словесных или несловесных средств общения) и др.
Качества личности преподавателя, необходимые для продуктивного общения:
знание психологии другого человека (его ценнстей, идеалов, направленноси, потребностей, интересов, уровни притязаний);
социальная установка на человека (аттракция); безусловное принятие обучающегося - принцип предвосхищающего уважения;
развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция, воображение;
воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать - готовность к эмпатии;
личностные черты и индивидуально-психологические особенности, опреляющие общий рисунок поведения при общении с другими людьми;
самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответющий способо поведения);
коммуникативные умения - умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации, владение техникой общения;
речевое развитие;
• педагогическая интуиция.
Умения педагогического общения:
заставить слушать себя с интересом и вниманием; слушать других с вниманием, интересом, не отвлекаясь от собеседника;
сочетать в педагогической деятельности рациональное и эмоциональное, разум и чувства;
создать атмосферу требовательности, доброжелательности и доверия;
• сочетать воспитательные и учебные задачи.
• Барьеры восприятия в общении:эффект ореола - распространение общего оценочного впечателения о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки; ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека (Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить столь дурной поступок);
• эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным;
• эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём/ней, которая поступила раньше (Это ужасный класс, как вы согласились в нём работать!);
• эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприяти и оценивании знакомого человека;
эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным;
эффект стереотипизации - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека; приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения (Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый).
Типы общения:
императивное - авторитарное, директивное взаимодействие с целью достижения контроля над поведением;
манипулятивное - воздействие на партнёров с целью достижения своих намерений (осуществляется скрыто);
• диалогическое - равноправное, продуктивное субъект- субъектное общение.
Три аспекта культуры речи педагога:
нормативный аспект культуры речи / правильность речи (лексические, грамматические, акцентологические, орфоэпические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы устной и письменной речи);
• коммуникативный аспект культуры речи / выразительность речи (уместность и чистота речи, ясность и точность речи, краткость речи, богатство и выразительность речи, логичность речи, эмоциональность речи, индивидуальность речи);
• этический аспект культуры речи ( вежливость и тональность общения, речевой этикет, устойчивые формулы общения).
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими (ср.: грубость, беспардонность, чванливость, панибратство, хамство); разновидности вежливости - приветливость, обходительность, корректность, тактичность, деликатность, любезность, галантность, учтивость, почтительность.
Толерантность - положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения другого человека ( повседневная терпимость, религиозная терпимость, этническая терпимость, интеллектуальная терпимость, коммуникативная толерантность).
Речевой этикет - выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества, национально специфичные, устойчиво закреплённые в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ. 2012

Еще по теме 1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА:

  1. JI.M. Даукша. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ, 2009
  2. Масаева З.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА
  3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  4. ОБЩЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  5. Зубелевич Л.И. Профидентичность как педагогическая проблема
  6. ЗУБЕЛЕВИЧ Л.И. ПРОФИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  7. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  8. Михайленко О.И. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
  9. УДК 159.9.О.В. РАКИТИНА КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА НАУЧНО-ИССЛЕЦОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  10. ТЕМА 6. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
  11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
  12. 6.2 СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
  13. 6.1 ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ