ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Шадже А.Ю., Россия, г. Майкоп
Изменения, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на формирование ценностно- мировоззренческих установок молодежи. Социальный и духовный кризис накладывает отпечаток на неокрепшее сознание.
Молодые люди очень восприимчивы к пропаганде и противопоставлению образа «мы» и «они»; активно впитывают установки, утверждающие исключительность своего этноса и начинают верить, что в имеющихся проблемах виновен тот или иной этнос. Отсутствие рефлексивного подхода к прошлому и неадекватная оценка настоящего негативно влияют на восприятие «другого». Между тем, ценностно-мировоззренческое сознание, формировавшееся в юности, редко меняется в зрелом возрасте. Оно остается жизненной основой, доминирующим ориентиром в процессе жизнедеятельности. Поставленная проблема актуализируется еще и тем, что культурно-цивилизационное развитие в условиях глобализации требует переосмысления соотношения человека и природы, а также взаимодействия людей.
Цель данной статьи - осмыслив толерантность в полиэтничном обществе, наметить некоторые подходы к пониманию толерантности и формированию толерантного сознания.
Толерантность (лат. tolerantia) означает терпимость. Такое понимание закреплено и в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г. (В том же году перевод Декларации с английского был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости»). В ст. 1 говорится, что «толерантность -
- уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности;
- добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;
- не уступка, снисхождение или потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международных правовых актах в области прав человека» [1].
Такое определение толерантности сполна не выявляет смысл феномена «толерантность». Понимание рассматриваемого понятия обедняется, когда сводят содержание лишь к терпимости. В Новой философской энциклопедии толерантность определяется «как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» [2] . Такое понимание толерантности допускает восприятие другого, не оказывающего на него никакого взаимодействия.
Заметим, что проблема толерантности связана с плюрализмом относительно наших знаний и убеждений и является альтернативой единомыслия, мономерной конъюнктурной идеологии, авторитарного мышления. Философия диалога способствует новому способу понимания толерантности. Известно, что идеи «диалогизма» от М. Бубера до М. Бахтина направлены против монологического «я». В то же время любой диалог, имеющий целью стать доминантой, не способствует взаимодополнительности людей, народов и государств.
Закономерно встают вопросы: какой диалог составляет основу толерантности; какая модель толерантности является эффективной для современной России и для нашего поликультурного региона?
В.А.Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания:
- толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество;
- толерантность как невозможность взаимопонимания, т.е. уважение к другому, которого я не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать;
- толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к
ним;
- терпимость как расширение собственного опыта; толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.
Последний вариант понимания толерантности и плюрализма В.А.Лекторский считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась современная цивилизация в целом и наша страна в особенности [3].
Действительно, осмысление и аксиологическое понимание диалога как основы толерантности, обращает особое внимание на возможность изменения ценностно-мировоззренческих установок участников диалога. Это связано с «внутренним диалогом» каждого субъекта-участника. Согласно В.Лекторскому, «диалог между мною и другим предполагает целую систему внутренних диалогов, в том числе: моим образом самого себя и тем образом меня, который, с моей точки зрения, имеется у другого человека (М.Бахтин в этой связи развивает диалектику: «я для себя», «я для другого», «другой для себя», «другой для меня» и т.д.)».
Подобное переосмысление «я» в процессе диалога, опирающееся не только на понимание и восприятие «другого», но и критическое осмысление своего «я» (своей точки зрения, ценности, мировоззрения, мысли и т.д.) формирует другое мышление и действие, толерантное отношение к другому, а также направлено на свободную самореализацию индивида.
Такое новое понимание онтологии «я» и «другого» позволяет определить новый смысл рассматриваемого феномена, придать ему качественную определенность, выявить его сущность и подняться на новый уровень мышления.
В современных условиях, в условиях поликультурной среды целесообразно проявлять толерантность к другому, понимая смысл его слов. «Говорить на языке другого, по уровню его сознания (принцип открытости), без потери собственного «Я» (принцип автономности) - безусловно, принадлежит к высшим способностям духовного порядка» [4],т. е. вмещать в себя другое, не отождествляясь с ним. Такое мышление - синергийный тип мышления, отмечаемое специалистами как совместно совершаемое духовное действие определенной направленности, является мышлением будущего. Нелинейное мышление формирует толерантное сознание, которое не уничтожает друг друга, а трансформирует ценностно-мировоззренческие
97установки его участников.
Ценность такого мышления еще и в том, что оно будет способствовать преодолению дезинтеграционных тенденций в нашей стране и в российском северокавказском обществе.
Представляется, что социальные аспекты переосмысления и понимания феномена толерантности могут базироваться на следующих положениях:
- общество - сложная самоорганизующаяся система, устойчивость которой обусловливается межличностными, межэтническими и иными различными связями; толерантность составляет одну из фундаментальных основ достижения социального согласия в обществе;
- общим методологическим принципом изучения феномена толерантности должен выступать принцип гуманизма, т.е. ни при каких обстоятельствах толерантность не приемлет зло, насилие, жестокость, социальную несправедливость, посягательство на свободу и т.д.;
- на базе культуры формируется толерантность, культура выступает в качестве аксиологического основания толерантного сознания;
- основу толерантности составляет диалог, нацеленный на взаимопонимание.
Для России проблема формирования толерантности связана с гармоничным сосуществованием и совмещением разных видов идентичности: этнокультурной, российской национальной, религиозной и т.д. Ближайшая реальная задача, как мне представляется, научиться понимать друг друга, живя в общем российском доме. Научиться искусству понимать другой народ, толерантности друг к другу, умению поставить себя на место другого народа (особенно малочисленного) - все это, безусловно, поможет преодолеть тенденцию обострения межэтнических отношений. Возможно, тогда и изменится то негативное отношение россиян, в частности москвичей, к кавказцам.
Толерантность формируется в определенной социокультурной среде. Что касается северокавказского региона, то в целом социокультурная основа толерантности здесь связана с выявлением и оценкой значимости этничности в сознании и поведении индивида. Она (этничность) способна варьировать ситуацию в регионе. Поэтому в качестве показателя социокультурных перемен здесь выступают изменения в этнических системах, в которых формируется толерантность, рождаются новые решения.
В повышении степени толерантности в России важны:
- умение восприятия друг друга как внутри страны, так и в мире;
- определение своего варианта демократического развития общества с сохранением его социокультурной самобытности;
- объединение интеллектуальных сил общества, фокусирование разума на установление открытого общества.
Несмотря на то, что не существует простых и готовых рецептов достижения гармонии, формирования толерантного сознания в обществе, целый ряд факторов и политических, и экономических, социальных, и т.д. играют в этом процессе большую роль. Однако проблема толерантности может и должна осмысливаться на материале определенных социокультурных реалий.
В современной полиэтноконфессиональной России эффективно соотносить осмысление толерантности с формированием российской национальной идентичности. Толерантность по отношению к разным идентичностям проявляется на разных уровнях: локальном/региональном, общенациональном и т.д. У современного человека с толерантным сознанием нет внутреннего противоречия по отношению и принятию того или иного вида идентичности, поскольку он может стать носителем множества идентичностей. В этом и проявляется уникальность человека, сочетающего в себе объективное, от рождения заданный вид идентичности, и субъективное, выбранное им в процессе жизнедеятельности, в процессе диалога с другими культурами и цивилизациями. Следует сказать при этом, что современное идентификационное поле расширяется в связи с процессами модернизации и глобализации. Сегодня мы нуждаемся, как никогда, в толерантных отношениях. Последнее соображение позволяет утверждать, что толерантность - не данность «свыше», она должна формироваться (хотя в современной отечественной науке весьма неоднозначное отношение к этому феномену). Представляется, что на основе толерантного сознания можно укрепить чувство принадлежности к единой российской нации и российскую национальную идентичность в российских регионах. Это будет способствовать сохранению единства и целостности нашей страны.
Резюмируя сказанное, считаю важным подчеркнуть, что в современных условиях возрастает значимость толерантности, поскольку она обеспечивает сосуществование и взаимодействие. Ценность толерантных отношений в том, что они выводят на новый уровень осмысления нашего бытия: существование «другого» рядом и взаимодействие с ним неизбежно. Научиться способствовать пониманию «другого», а не отчуждению и уничтожению, открыть себя «другому» и принять «другого» в процессах взаимодействия на любом уровне важно и нужно для выживания. В этом и смысл формирующейся общенациональной российской идентичности, и смысл национальной программы развития страны.
Наконец, завершая размышления о толерантности, обозначу важный вопрос. Осмысление нашего будущего возможно сквозь призму мышления будущего, а это значит, что наше существование и сосуществование, наше сотрудничество и взаимопонимание возможны лишь на основе толерантных взаимоотношений. При этом важно отметить необходимость поиска каждым из нас способов гармоничного сосуществования «Я» с «Другим» и с Природой. Толерантное мышление ориентировано на
взаимопонимание и формирование личности нового типа с гуманистическими ценностно - мировоззренческими установками.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований,
грант № 11-06-00098-а
Литература:
1. Декларация принципов толерантности // Бетти Э. Риздон. Толерантность - дорога к миру. М., 2001/
2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.,Т.4.2001. С.75-76.
3. Лекторский В.А.О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.
4. Герасимова И.А. Совместное мышление как искусство: опыт философско-синергетического исследования // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. С.139.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:

  1. О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
  2. К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ НИДЕРЛАНДАХ
  5. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  6. Т. В. Слотина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
  7. А. В. Краева СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  8. ЕВРАЗИЙСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  9. А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  10. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА