ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Пластическая выразительность может оцениваться с точки зрения аналитической динамики движения и выразительной моторики тела человека (экспрессия, композиционно-пространственное чутье, мера, вкус и др.).
Движения рук - следующий по важности после лицевой экспрессии элемент невербального поведения и критерий оценки пластической культуры и артистизма лектора.
Выразительным жестом можно регулировать поведение аудитории, управлять вниманием слушателей. Уместные по ситуации, каждый раз необходимые и достаточные, движения рук как бы подтверждают вашу мысль и эмоциональное отношение к содержанию сказанного. Однако, эти движения могут выглядеть манерными, жеманными, искусственными или демонстративно экспрессивными, навязчивыми и т.д.
Жестикуляция как прием выразительности может выполнять следующие функции:
• помогать снять скованность и напряженность;
• создать дополнительный визуальный ряд; направлять внимание слушателей;
• структурировать подачу информации;
• поддерживать ритм речи;
• побуждать слушателей к ответным реакциям или действиям;
• не вербально иллюстрировать отдельные высказывания;
• усиливать отдельные замечания [122].
Движения рук делают речь более образной и эмоциональной, а доводы - более убедительными. Хотя здесь, также важны вкус и мера.
Движения рук являются вспомогательным способом снятия волнения и связанного с ним напряжения, особенно в начальные моменты выступления. Многие неопытные выступающие чувствуют себя скованно и отказывают себе в праве применять средства пластической выразительности, в том числе, возможности жеста. То, что обычно происходит бессознательно и автоматически, в ситуации публичного выступления может выводиться на уровень сознательного контроля [122].С некоторой условностью жесты можно разделить на 7 типов:
• фокусирующие жесты;
• жесты для структурирования информации;
• изобразительные жесты;
• жесты, регулирующие поведение слушателей (направленные на прекращение разговоров, вызов аплодисментов, задание вопросов и пр.);
движения рук выступающего по ситуации; жесты обдумывания и внимания;
• нежелательные положения рук.
Фокусирующие жесты - движения рук при работе с визуальной информацией (бумажные носители - плакаты, таблицы и проч. и проекционные). Выступающий делает указательные жесты в направлении желаемого фокуса внимания на доске или слайде для фиксации взглядов слушателей на изображении в целом или его фрагменте. Указательные жесты часто используются выступающими для предоставления слова слушателю или следующему оратору.
Работа с раздаточным материалом (иллюстрации, тесты, макеты, муляжи и т.д.) также имеет свою специфику. Его лучше не давать сразу в руки слушателям. Расположите его сами в нужном вам порядке, ракурсе и логике и, взяв указку или карандаш, направляйте вектор их внимания.
Жесты для структурирования информации. Структурировать информацию - значит объединять ее отдельные элементы в более крупные структурные единицы. Например, вы заявляете, что есть три главных позиции в вашей концепции. Показываете слушателям три пальца. Называете первое преимущество. Загибаете первый палец. Называете второе, загибая второй палец и т.д.
Изобразительные жесты. Движения рук лектора могут усилить визуальный ряд выступления, поддерживая смысл произнесенных вами слов. Присмотритесь внимательно к движению рук опытных ораторов и вы увидите, как элегантно и уместно они пользуются не только движениями рук, но и движением кистей и пальцев рук. Порой это
может напоминать выразительный и лаконичный язык глухонемых. И если выключить звук ТВ, то, зная приблизительный контекст выступления, можно догадаться, о чем говорит выступающий. Движения рук выступающего, синхронизированные со знаками пунктуации, помогают слушателям усваивать речь.
Жесты, регулирующие поведение слушателей. Одобряя инициативу вопросов слушателей, произнесите фразу: «Спасибо за внимание, я готов ответить на несколько вопросов». После этой фразы сделайте шаг навстречу аудитории. Поднимите правую руку так, будто сами задаете вопрос. Выдержите паузу и выжидающе посмотрите в зал, переводя взгляд с одного на другого. К разновидности такого рода жестов можно отнести движения, призывающие слушателей к тишине (поднесение пальца к губам, постукивание по столу), или жесты, провоцирующие аплодисменты аудитории (пример - авансирование аплодисментов в цирке, на эстраде).
Движения рук выступающего по ситуации. Если выступление ведется в положении сидя, то движения рук менее выражены, поскольку предплечья часто зафиксированы точками фиксации локтей на подлокотнике кресла. При выступлении в положении сидя наиболее значимыми становятся движения кистей рук и пальцев. Здесь стартовыми являются положения, при которых слегка сведенные пальцы рук расположены на уровне груди, образуя домик, стрелу или просто переплетение. Во время выступления руки из этого положения могут иногда расходиться в стороны, а затем возвращаться в исходное положение. Часто движения рук несимметричны, поскольку одна рука фиксируется на какой-либо опоре или привязке. Дикторам телевидения не рекомендуется излишне жестикулировать руками. Они компенсируют этот запрет широкой палитрой микродвижений головы и ее наклонов, а также выразительной лицевой экспрессией, многозначительным прикрыванием глаз и т.д.
Жесты обдумывания и внимания. Они особенно полезны, когда вы слушаете вопрос или реплику из аудитории. Например, они помогают прервать зрительный контакт со слушателями естественным образом. Несколько примеров таких жестов: приблизить кончики пальцев к губам; слегка поглаживать большим и указательным пальцами свой подбородок; поднести к губам карандаш или дужку очков.
Нежелательные положения рук. Вот описание некоторых положений рук и возможная их интерпретация слушателями:
• поза «замерзшего» человека - скрещенные на груди руки, нежелание общаться, закрытость;
• поза «начальника» - руки за спиной или даже в карманах, выражение надменности и превосходства;
• поза «щеголя» - руки в карманах, пренебрежения и легкомыслие, игнорирование этикета;
• поза «медосмотр» - стыдливый жест, руки прикрывают причинное место подобно фиговому листку; это производит впечатление неуверенности;
• нежелательно, когда обе руки выступающего изо всех сил сжимают текст выступления, авторучку, спинку стула или край стола.
Поза - интегральная характеристика эмоционального, физического и внутреннего состояния человека, выраженная в осанке, положении головы, рук, ног и т.д. Впечатлению уверенности способствует поза с прямой спиной, когда человек держит голову прямо. Самому выступающему эта поза придает ощущение внутренней силы, а также способствует правильному дыханию, улучшающему звучание голоса. Сутулость в сочетании с опущенной головой и взглядом куда-то вниз, напротив, портит все впечатление. Начиная выступление, пройдитесь мысленно по основным компонентам своего тела: посмотрите, как бы со стороны, какое у вас положение головы, как выглядит спина, расположены плечи, руки, ноги. Здесь уместно выражение репетиторов балета «Держите спину!».
Симметричные позы - авторитетные. Симметрия в большинстве культурных традиций связывается с устойчивостью, стабильностью, целеустремленностью, властью и авторитетом. Симметричную позу можно занимать как сидя, так и стоя. Доверительные позы - асимметричные
Все «призывающие» силуэты памятников разным вождям сделаны асимметрично (что означает, что они как бы «с народом», близки к нему). Асимметрия - это динамика, шаг навстречу, готовность к изменениям и одновременно пластичность. Убедительная поза предполагает убедительный тон, а убедительный тон - убедительную позу. Произнося какую-нибудь призывную фразу, сожмите кулак изо всех сил - и в жесте сжатый кулак отразится в произнесенной фразе.
Положение ног у человека чаще всего сознанием не контролируется. Во время выступления ноги должны превратиться в ваш фундамент. Лучшее их положение - то, которое внушает устойчивость и готовность идти навстречу: ноги чуть расставлены, носки направлены прямо вперед. Симметричная постановка ног несет в себе ноту авторитаризма и может создавать впечатление отдаленности от аудитории. Для установления доверительного контакта с аудиторией больше подходит несимметричная позиция, когда одна нога слегка выставлена вперед (вы готовы идти навстречу). Лучшей позой для старта выступления является следующая: ноги расставлены на 15 - 30 см.; левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута; правая нога опорная; прямая спина; голова слегка наклонена; не раскачивайтесь из стороны в сторону, пусть тело будет собрано, а руки готовы к жестикуляции.Не перемещайтесь перед слушателями без причины.
Излишние движения воспринимаются как нервозность и неуверенность. Ваши перемещения перед слушателями должны подчиняться логике выступления. Если выступающий не привязан условиями к определенному месту (микрофону, трибуне и т.д.), то в ходе лекции ему полезно иногда перемещаться. Микроперемещения должны быть уместны и согласовываться с содержанием речи. Они могут быть связаны с переводом взгляда с одного слушателя на другого или с переходом к следующему пункту выступления. Макроперемещения - более масштабны и обычно вызываются необходимостью работать с демонстрационными и другими техническими средствами или по другим причинам. Использование радиомикрофона позволяет свободно перемещаться, однако такие перемещения не должны быть хаотичными. Опытные лекторы, как правило, выбирают для себя в зале или на сцене 2-3 точки расположения и в ходе презентации перемещаются из одной в другую. Условно, они могут быть вами назначены как место для интимно-доверительного разговора со слушателями, место для ответа на вопросы, место для программных заявлений. Иначе говоря, это не просто места вашего расположения - на каждом из них играется свой спектакль со своими средствами воздействия на аудиторию. Конечно, существует и базовое место, на котором находится лектор большую часть своего выступления. Польза перемещений:
• движение усиливает непроизвольное внимание;
• перемещаясь, вы контролируете большее пространство коммуникации, закрепляя лидерскую позицию выступающего.
Необходимо учитывать основные принципы передвижения: перемещайтесь небольшими и не мелкими шагами; не стойте нигде слишком долго, кроме базового места (перед аудиторией);
не нависайте над кем-либо из участников: уважайте их личное пространство;
передвигаясь, не загораживайте участникам демонстрационные материалы;
не говорите спиной к аудитории;
не перемещайтесь, когда говорят слушатели;
старайтесь перемещаться во время речевых или смысловых
пауз.
Комфортная дистанция общения - это расстояние, при котором достигается наиболее эффектная ситуация для общения. В зависимости от вида и цели делового общения дистанция может сильно различаться. Вот некоторые примеры: доверительный разговор хорошо знакомых людей - от 0,5 до 1 м; ситуация деловых переговоров - от 1 м до 2 м при фронтальном расположении и 40-70 см при расположении боком; публичное выступление (в зависимости от количества людей и размеров аудитории или площадки) - от 3 до 50 м и более.
В жизни многие не умеют координировать своих движений, сохранять равновесие, подчинять своей воле нетренированные мышцы. Регулярные физические упражнения, занятия ритмикой, гимнастикой могут воспитать необходимую выразительную пластику и культуру тела [112]. Тело человека имеет как бы три оси — ось головы, плеч и бедер. Мы можем повернуть голову, а туловище останется в прежнем положении; максимально развернуть плечи, оставляя неподвижными бедра и голову. Мышцы и связки, ведающие осевыми поворотами, при соответствующем тренаже становятся более эластичными. Помимо осевых разворотов тело обладает свойством сгибаться — и довольно сильно — вперед и назад. Эти действия осуществляются за счет подвижности (или, как говорят физиологи, за счет рессорных свойств) межпозвоночных дисков, представляющих собой прослойку из волокнистого хряща. Эластичные хрящи хорошо поддаются тренировке. Вспомните, какие удивительно сложные «складывания» проделывают цирковые актеры, которых нередко называют «людьми без костей» или «каучуковыми людьми. Серьезные занятия ритмикой или художественной гимнастикой и в дополнение к ним домашние упражнения сделают ваши руки податливыми и послушными, способными выразительно вести пантомимический разговор, делать невидимое видимым.
Разумеется, для выполнения пластичных, выразительных жестов не может быть канонов и рецептов. Но есть общие правила сценической жестикуляции. Так, руки, висящие плетью, не сценичны [112]. Невыразительны и даже карикатурны движения рук с прижатыми к бокам локтями. Кисть руки — душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает. У кисти, равно как и у всей руки, необходимо выработать живость и пластическую мягкость. Здесь есть над чем поразмыслить, если педагог хочет подать себя с достоинством.
Перечисленные средства, как правило, используются как инструменты художественно-эстетического воздействия и эмоционального обогащения процесса педагогического акта. В то же время, можно предположить возможности использования театральных средств выразительности, применительно к конкретному предметному материалу, теме, содержанию и т.д. К ним относятся: герменевтика, импровизационный анализ, содержательная рефлексия, аллюзии, отбор сценарных акцентов (выбор мизансцены), интрига, интеграция и синтез педагогических средств и искусства, режиссура и сценирование урока и т.д. [31; 42; 48; 88; 89].
В заключении хочется привести отрывок из «Скучной истории» (Из записок старого человека) А. П. Чехова, прекрасно иллюстрирующих феномен артистизма в педагогической деятельности: «Я знаю, о чем я буду читать, но не знаю, как я буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию и произнести стереотипное: «В прошлой лекции мы остановились на....», как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и - пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно, и, кажется, нет той силы, которая смогла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, т.е. не скучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движения то в сторону барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Передо мной полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих на меня прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю - имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это - бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество обусловленных ими своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватить из этого громадного материала самое важное и нужное так же быстро, как течет моя речь; облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем, надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, которую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь. Чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого и наоборот.
Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго шум моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать.
Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я весь мог отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. И я думаю, Геркулес, после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладостного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекций» [124].
<< | >>
Источник: Российский государственный профессионально-педагогический университет. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ. 2012

Еще по теме ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.:

  1. Филимоненко Ю.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
  2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РИСУНКА
  3. 1.7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ: ПОИСКИ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
  4. Горчакова Валентина Григорьевна МЕХАНИЗМЫ ИМИДЖЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВ ЛИЧНОСТИ
  5. 1. Мимические и пантомимические этюды.
  6. Погонцева Д.В. РОЛЬ ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА В СОЗДАНИИ АТТРАКТИВНОГО ОБРАЗА
  7. Лицо, характер и работа
  8. 2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.
  9. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
  10. Характеристики Питта-типа