«ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ» ПЕДАГОГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Михайлова Т.В., Россия, г. Чебоксары
В своём Послании Федеральному Собранию (5 ноября 2008 г.) Президент Российской Федерации Д.А. Медведев впервые за последние годы отметил, что «в такой многосубъектной многонациональной многоконфессиональной федерации, как Россия, одной из основных ценностей является межнациональный мир, единство разнообразных культур».
Исторически сформировавшимся социальным институтом, ответственным за наследование, накопление и воспроизводство ценностей и норм, является высшее образование, а значимым опосредующим звеном, транслирующим систему ценностей, принятых в обществе, в индивидуальное сознание студентов, становится педагог, преподаватель.
Преподаватели наряду со студентами являются основными субъектами высшего профессионального образования. Принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1997 г. рекомендации по вопросу о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений утверждают, что высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны активно защищать и распространять провозглашенные в Уставе ЮНЕСКО, универсально признанные ценности, включая мир, справедливость, свободу, равноправие и солидарность, использовав при этом весь свой интеллектуальный потенциал и моральный авторитет.
Авторитет, доверие, взаимное уважение, основанное на признании прав каждого человека на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала, а не столько сила административного воздействия, должны лечь в основу отношений «преподаватель-студент» в живом динамичном воспитательном процессе. Отсюда, по мнению И.Ф. Исаева, и особенности механизма воспитательного воздействия, основу которого составляют формы, методы, средства действительного сотрудничества между преподавателями и студентами (интерактивные технологии, диспуты, индивидуальные беседы, «круглые столы», эвристические беседы, самоуправление и пр.).
Перефразируя составителей краткого психологического словаря А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, можно сказать, что авторитет педагога делает его значимым для студента как субъекта общения и деятельности. А.С. Макаренко отмечал: «Самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность». Влияние личности значимого другого является существенным условием формирования положительных ценностных ориентаций студентов, в том числе толерантности.
Н.Е. Щуркова настаивает на том, что если педагог является носителем высоких ценностей, то процесс целенаправленного формирования у воспитанников ценностных ориентаций для него прост и естественен. Процесс этот неподвластен выстраиванию и конструированию, если педагог не исповедует ценностных отношений. Никакая методика не поможет, ибо он сам будет постоянно разрушать методическую конструкцию неосознанным антиценностным выбором. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, на воспитание личности можно воздействовать только личностью». Лишь в том случае, когда педагог пропустит ценности через свои чувства, он сможет привить их воспитаннику: «пустой сосуд чаши не наполнит».
Выпускник учебного заведения сегодня видится как «критичный, доброжелательный, информированный мыслитель, разделяющий общечеловеческие ценности, принципы уважения культурных различий». Образование означает не только приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но и индивидуальную этнокультурную идентификацию.
Необходимо приноравливаться к особенностям каждого студента, имея в виду, что каждый - «живое знание», «живая вселенная», уникальный представитель культурных обычаев и традиций.
Отторжение таких традиций порождает случаи дискриминации, ксенофобии. Педагоги должны быть готовы к преодолению в многонациональном вузе барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп, установлению гуманных отношений. В связи с этим профессорско- преподавательский корпус высших учебных заведений сталкивается с существенными трудностями, которые возникают из-за отсутствия научно-педагогических разработок, фрагментарности учебно- воспитательной работы по поликультурному воспитанию, слабой профессиональной готовности педагога к деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.
А.Н. Джуринский в своих исследованиях активно использует понятие «поликультурный педагог», который открыт окружающему его культурному разнообразию.
Идеальный поликультурный педагог должен:
- обладать способностью одновременно учить и воспитывать;
- демонстрировать высокую культуру и осознавать ценности воспитания, свободу и ответственность, ощущать причастность к интеллектуальной элите;
- быть билингвом, открытым ценностям многих культур и одновременно оставаться толерантным в отношении этих ценностей;
- иметь высокие моральные качества;
- владеть технологиями воспитания в условиях полиэтничной и поликультурной среды.
Однако, как отмечает А.Н. Джуринский, при рассмотрении проблемы подготовки поликультурного педагога стоит заметить, что идеал педагога-универсала вряд ли в ближайшие годы может стать реальностью. Значительная часть корпуса педагогов не готова к эффективной педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Многие преподаватели закрывают глаза на педагогические проблемы и трудности, возникающие в многонациональных группах.
По мнению И.Ф. Исаева, в вузах накоплен некоторый опыт организации внутривузовского повышения профессионально-педагогической культуры преподавателей. Но он, к сожалению, не стал предметом пристального и специального изучения, обобщения и системного распространения на межвузовском уровне. В коллективах вузов разрабатываются программы, циклы занятий для преподавателей часто без достаточного научного обоснования, учета особенностей профессорско- преподавательского состава.
Таким образом, заметными барьерами на пути поликультурного воспитания оказываются: недостаточность программно-методического обеспечения; слабая проработка педагогических технологий на учебных занятиях; отсутствие опыта соответствующей внеучебной воспитательной работы; слабое внимание к реализации поликультурности в пределах непрерывного образования и т.д.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 10-06-22629а/В
Литература:
1. Высшее образование в XXI в. (по материалам ЮНЕСКО) // Образование в документах. Информационный бюллетень. - № 5 (92). - 1999.
2. Джуринский, А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания : сравнитель-ное исследование / А. Н. Джуринский. - М. : Academia, 2008. - 304 с.
3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект : учебное пособие / И. Ф. Исаев. - Москва-Белгород: Везелица, 1992. - 102 с.
4. Краткий психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского ; ред. -сост. Л. А. Карпенко. - 2-е изд., расшир., испр. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. - 505 с.
5. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2008. 6 ноября.
6. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ» ПЕДАГОГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА:

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РОЛИ И МЕСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  2. К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  3. Т. В. Слотина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
  4. ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»
  5. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ СООБЩЕСТВЕ
  6. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  7. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
  8. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
  9. Климовец Юлия Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ.
  10. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
  11. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  12. Басалаева Наталья Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА У СТУДЕНТОВ
  13. РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» КАК ФАКТОРА БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА ТРЕНИНГЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА