ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ IV-XVIII ВВ

Савич И.А., Украина, г. Киев
Одними из первых политических документов, в котором были сформированы принципы терпимости, является эдикт Галерия (311 г.) и Миланский эдикт (313 г.). Эдикт римского императора Галерия провозглашал терпимость к христианам со стороны государства: «решившего незамедлительно распространить наше снисхождение и на христиан: пусть они остаются христианами, пусть строят дома для своих собраний, не нарушая только общественного порядка» [3].
Миланский эдикт развил те принципы, которые содержал эдикт 311 г., изданный Галерием. Миланский эдикт был заключен между императорами Константином и Лицинием и считается законодательным предписанием государственной власти, при посредничестве которого было легализовано христианские вероучения и культ. Этот договор является важным рубежом в истории толерантных отношений между церковью и государством, который разделил две совершенно разные по характеру эпохи: период абстрактных размышлений о терпимости и период утверждения данной категории в нормативных документах государств. Эдикт провозглашает свободу в выборе религии и свободу в выборе культа. «С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественнымы предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание» [3]. Поэтому в Миланском эдикте сделана попытка ввести действительную свободу совести, веротерпимости.
Начиная с XVI века философские принципы терпимых взаимоотношений постепенно начали переходить из религиозной области в государственную политику, в частности закрепляя права и свободы человека, рекомендуя толерантное поведение чиновникам в отношении религиозных меньшинств в политических документах, законодательстве. Хотя реальное воплощение данных предписаний в жизнь происходило не во всех обществах.
В эпоху Возрождения возникли новые принципы формирования феномена толерантности. Это связано в первую очередь с мирным сосуществованием религиозной и светской политики, постепенной потерей тотального доминирования церкви и постановкой вопроса религиозной терпимости. Весомый вклад в развитие идеи терпимости стало признание конфессионального плюрализма в вердикте о толерантности времен Аугсбургского религиозного мира (1555 г.), Нантского эдикта (1598 г.) и Вестфальтського мира (1648 г.).
Идея толерантности стала одним из весомых достижений новочасной культуры, которая начинала отказываться от средств политического принуждения и склонялась к уважению чужих убеждений. Поэтому между протестантскими князьями Германии и императором Карлом V Габсбургом в Аугсбурсе было и подписано соглашение, и тем самым, завершен ряд военных конфликтов между католиками и протестантами. Само название «религиозный мир» было лишь символом, так как данный документ окончательно не обосновывал мир между конфессиями, а влиял вцелом на смену ответственности и формы споров через церковные рычаги, был своего рода перемирием на неопределенное время. Провозглашенная терпимость была неполной, а лишь биконфесиональной: «между курфюрстами, князьями и состояниями обоих вероисповеданий должна царить полное и взаимное равенство согласно конституции Империи и другими законами Империи, а также с этим договором, то есть так, чтобы то, что является справедливым для одного части, было справедливым и для другого» [1, 96].
Также держалась определенная граница правовых свобод, которая проявлялась в праве князей определять религию своих подданных (согласно принципу «cujus regio, ejus religio» - «чья власть, того и вера»).
В указе французского короля Генриха IV, названым Нантским эдиктом, провозглашались гражданские и политические права французских протестантов, в частности свобода совести, а также закреплялись определенные субсидии на содержание священников. Мирное соглашение между протестантами и католиками стало первым практическим проявлением терпимости в Западной Европе, что положило начало развитию либерализма Нового времени.
В Европе Тридцатилетнюю войну, а вместе с ней и нетерпимость, было решено подписанием Вестфальского трактата в 1648 году между представителями европейских государств, независимо от их вероисповедания и формы государства, в котором признавалась равенство католицизма и протестантизма. Также договор провозглашал приоритетность средств мирного разрешения конфликтов, в том числе посредством заключения мировых соглашений или судопроизводства, над военными.
В 1660 году в Англии Карл II провозгласил так называемую «Бредську декларацию», в которой обращался к будущим подчиненным с призывом толерантных отношений и отклонения вражды в прошлом: «По поводу того, что страсти и злоба нашего времени повлекли несогласия в религии, разделили людей на враждебные друг другу партии (такая вражда будет лучше устранена или лучше поняла в случае свободного олбсуждение этих разногласий), мы провозглашаем свободу совести, и что ни одна человек не может быть потревожен или осужден за религиозные разногласия, не нарушают мира в королевстве...» [2, с. 267].
Практического развития идея толерантности как свобода совести приобрела в документах Великой Французской буржуазной революции («Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.). В преамбуле
свобода определяется как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами.
Итак, в западной цивилизации политическое закрепление религиозной толерантности стало началом всем другим свободам, которые присущи современным социальным и правовым государствам.
Литература:
1. Бредская декларация (4 апреля 1660) // Хрестоматия по истории средних веков/ Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. - М.: Учпедгиз, 1938. - С. 266-267.
2. Евсевий Кесарийский. Церковная история в 10 книгах. Кн.10. Гл.5. - Источник доступа: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html
3. Бшер Г., Дмитрieв А. Вестфальський мир 1648 року (до 350-1 рiчницi договорiв). — К.: 1н Юре, 1998 - 180с.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ IV-XVIII ВВ:

  1. ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН, ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
  2. СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  4. Смирнова А.Г. Репрезентация проблемы как фактор сотрудничества государств в международных отношениях
  5. ОТНОШЕНИЕ К ЗАКОНУ КАК ПРАВОВОЙ АТТИТЮД
  6. СЕМИНАР №6. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
  7. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  8. Панга М.В. ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЕ
  9. ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
  10. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЧАСТНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ У ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  11. ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  12. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ