По поводу адекватной межличностной перцепции А.А. Бодалев пишет:

“Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге.
Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает” [1:118]. Трудно не согласиться со словами А.А. Бодалева и с тем, что проблематика неадекватной социальной перцепции и познания вообще тесно переплетена с проблемой исследования личности в широком смысле этого слова. Так как именно то, под каким углом или точнее с какой точки зрения человек смотрит на те или иные предметы и явления социальной действительности – определяет степень адекватности и объективности перцепции и познания. В исследовании личности в первую очередь необходимо учитывать именно этот факт.
Люди в обыденной жизни, а также психологи - специалисты, исследуя мотивы и психологические особенности конкретной личности, анализируя результаты своих исследований, исходят и руководствуются в основном распространенными в данной общности нормами, ценностями, теориями и системами интерпретации, т.е. грубо говоря – общественной точкой зрения или точкой зрения социума. Люди называют кого-то безнравственным или сумасшедшим, исходя из общепринятых представлений о морали и патологии. Именно эти общепринятые и распространенные представления Р. Лэнг называл “системами фантазий” общности, которые включают в себя также моральные, нравственные нормы поведения и ценности, и которые вряд ли всегда можно назвать “объективными” и/или “справедливыми” [2: 317-318; 319-320]. Кроме прочего, общественная мораль может противоречить общечеловеческой. Вспомним “Антигону” Софокла: сестра предает земле тело брата, несмотря на то, что закон государства запрещает ей хоронить изменника. Исследование личности – одна из фундаментальных областей экспериментальной психологии, но чаще всего исследования в области персонологии проводятся односторонне – либо с точки зрения социального сознания, либо субъективного бытия. Так как же быть?
При ответе на этот вопрос мы выносим за скобки проблемы, связанные с деонтологическими и объективистскими сторонами критерия истинности и достоверности знания, восприятия и социального познания. Ответ на этот вопрос связан с четким определением и разграничением существующих трех основных подходов (точек зрения, “плоскостей”, “измерений”) к исследованию отдельной конкретной личности. В дальнейшем мы будем использовать термин “локус” – место, точка или орган; геометрическое место точек [3:404] – для исследования особенностей познания и концептуальной системы личности, а также личности в целом. Ниже коротко излагается концепция трехлокусного подхода (КТП/ TLA - The Three-Locus Approach).
| >>
Источник: Бегоян А.Н.. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: ТРЕХЛОКУСНЫЙ ПОДХОД. 2010

Еще по теме По поводу адекватной межличностной перцепции А.А. Бодалев пишет::

  1. Величко Ярослава Михайловна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИПИСЫВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПОДРОСТКАМИ
  2. В. С. МЕРЛИН ПИШЕТ:
  3. Социальная перцепция
  4. ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) (PERCEPTION)
  5. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ В СЕМЬЕ
  6. 3. МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
  7. 1.1.7. ЗАМЕЧАНИЕ ПО ПОВОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
  8. Консультирование супругов по поводу сексуальных проблем
  9. Костюченко Елена Васильевна СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ.
  10. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПОВОДУ СУПРУЖЕСКИХ ПРОБЛЕМ
  11. ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
  12. Консультирование родителей по поводу их собственных проблем
  13. РОЛЬ ФАКТОРОВ ВРЕМЕННБГО ХАРАКТЕРА В ПЕРЦЕПЦИИ
  14. АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНОК.
  15. 7.2. ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
  16. Еще несколько слов по поводу нормы.
  17. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ПОВЕДЕНИИ
  18. ВКУСОВАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ (TASTE PERCEPTION)
  19. АДЕКВАТНОСТЬ ОЦЕНОК ЛИЧНОСТИ НАТУРЩИКА.