ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Абдулаева И.А., Россия, г. Кизляр
Проблема подрыва процессов формирования российской национальной культурной идентичности и неизбежный раскол её на множество враждебных этнополитических идентичностей грозит серьёзным обострением межэтнических и этноконфессиональных конфликтов в самой России.
Именно экстремистская идеология является базисом, основой экстремистской деятельности. В литературе определение экстремизма выражается следующим образом: «Экстремизм есть сложное социальное явление, включающее в себя три основных... элемента: экстремистскую идеологию, являющуюся базисом экстремизма; экстремистскую деятельность, являющуюся осуществлением, воплощением в жизнь экстремистской идеологии; экстремистскую организацию, являющуюся формой социальной организации экстремистской деятельности» [1, с. 403].
Одной из национальных разновидностей современного эстремизма являяется этнический и религиозный конфликты. Большой научный интерес для исследования представляют конкретные формы развития этнических и культурно-конфессиональных противоречий в России и реальные проблемы и формы их разрешения. В этом отношении Республика Дагестан представляет во многом уникальный объект научного и практического интереса для учёных.
Дагестан является самой многонациональной республикой в составе Российской Федерации, в которую входят наряду с коренными дагестанскими этносами (аварцы, агулы, даргинцы, лезгины, кумыки, рутульцы, табасаранцы, таты, цахуры), также и этносы, либо поздно вошедшие в состав Дагестана (ногайцы и русские), либо имеющие за пределами Дагестана свою основную этническую диаспору (азербайджанцы, чеченцы). Все эти этносы обладают двойственной идентичностью в рамках Дагестана (этническая идентичность - кумык, агул и общедагестанская идентичность - дагестанец) и тройственная идентичность в рамках России (этническая идентичность, дагестанец, россиянин или гражданин России).
Сегодня в дагестанском обществе, особенно среди молодёжи выделяются крайне исламизированные (воспринимают не только духовные ценности ислама, но и образ жизни, продиктованный нормами шариата) и европеизированные (культивируются достоинства и худшие образцы западного образа жизни). Крайности религиозного образа жизни принимают экстремистский характер в силу глубокого религиозного невежества молодого поколения, чьи ценностные установки формируются в условиях утерянной религиозной культуры. Новообращённый склонен принимать обрядовую сторону религии за её сущность, форму за содержание, кажущееся за действительность. Таким образом, формируется религиозный фанатизм, соединяющийся с формами социального протеста.
Большую роль в правильном преподношении идеологии играет интеллигенция как наиболее образованная и политически отзывчивая часть этноса. Именно интеллигенция способна наиболее полно отражать уровень общественного сознания собственного этноса, формулировать и доводить до общества его действительные интересы.
Этническое разнообразие и религиозно-культурное своеобразие - это главное богатство Дагестана, поэтому для сохранения этой самобытности необходимо выработать механизму противостояния агрессии, способствующей уничтожению такого уникального в своем роде общества как республика Дагестан.
Главное, что необходимо помнить то, что Дагестан - это полноценный регион России стратегически важная для страны территория, граничащая с другими государствами, имеющая выход к морю. Республика находится сегодня в расколотом состоянии. Именно разобщенный Дагестан удобен для его развала, развращения, уничтожения своеобразия и ослабления страны в целом. Чтобы противодействовать расколу современного дагестанского общества необходима реализация ряда крупных мер. Для сохранения равновесия необходим диалог культур, так как именно он выполняет функцию действенного средства способствующего общению и сохранению уникальности этнокультуры.
В условиях глобализации в управлении мировым процессом все большую роль начинают играть наднациональные структуры, в связи с этим необходимо сформировать здоровое гражданское общество в этнонациональных границах. Необходимо ориентировать молодёжь на получение знаний, навыков. Да, сегодня очень сильно наблюдается разрыв по социальному уровню, что является одной из главных причин социальных и политических конфликтов.
Современное дагестанское общество можно охарактеризовать как «Средневековье» [6, 5], так как это период этнических и конфессиональных конфликтов. Соответственно такого рода размежевания приводят к национализму и радикализму. Идеология национализма выявляет приоритет национальных ценностей перед личностными, это идея создания этнонационального государства и эта идея будет востребована, пока существуют этносы. Исламский фундаментализм в глазах многих сегодня выступает как борьба против инакомыслия.
Начиная с 1990-х годов Россия является частью мирового сообщества, которое испытывает как положительные, так и отрицательные последствия общемирового развития. Помимо прочего в России действует и целый ряд собственно исторических обстоятельств, как традиционных для страны, так и приобретённых в результате реформ. В наше время актуально одно из знаменитых высказываний Н. Макиавелли. «Римляне, - писал он, - поступали так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, и старались всеми силами предотвратить возможные беды, что нетрудно сделать, если вовремя принять необходимые меры, но если дожидаться, пока беда грянет, то никакие меры не помогут, ибо недуг станет неизлечимым.
Здесь происходит тоже самое, что и чахоткой: врачи говорят, что вначале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно. Также и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет . Римлянам не по душе была поговорка, которая не сходит с уст теперешних мудрецов: полагайтесь на благодетельное время, - они считали благодетельным лишь собственную доблесть и дальновидность. Промедление же может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло» [5, с. 100].
Решение многих проблем затруднительно по причине того, что социальные и духовные вопросы запущены, что привело к распространению экстремизма в самых грубых его проявлениях. Примером том служат недавние события, произошедшие в одном из городов Дагестана Кизляре, в которых пострадало мирное население, представители ГАИ и органов внутренних дел. Среди пострадавших представители разных этносов Дагестана, разных вероисповеданий (христиане и мусульмане). Картина складывается таким образом, что люди, принадлежащие не классическому исламу и навязывающие свою трактовку развития общества, взаимоотношений заставляют людей боятся за себя, своих детей, не могут планировать свою последующую жизнь без страха. И эти люди живут среди нас и могут проявить свой негатив в любое время, тем самым подчеркивая отсутствие общепринятых моральных принципов и ценность человеческой жизни.
На одном из совещаний о мерах по стабилизации социально-политической обстановки и нейтрализации терроризма в Северокавказском регионе президент РФ Д.А. Медведев сказал, что «внешние факторы имеют место быть. Но основная причина кренится внутри страны». Таким образом, современный экстремизм отличается сложностью и многообразием (ваххабиты, салафиты, язычники). Эффективная борьба с этими негативными социальными явлениями и системами должна опираться на глубокое научное понимание их сущности, истоков, причин формирования, законов их развития.
Таким образом, преобразование и развитие общества, народов, столкнулась с извечной проблемой полярных противоположностей, которые определяются через друг друга и в отдельности не могут существовать - это добро и зло. Эта аксиома диалектической этики Добро утверждает себя через активное преодоление зла. Оно закаляется в борьбе со злом и никаким иным способом. Объясняется это абсолютизацией целей и идеалов, которые по своему трактует каждое идеологическое направление. Сегодня идея Бога и его нравственные заветы, идея Общества, идея человеческой личности, идея Этноса, идея социальной Справедливости существует абсолютно отдельно, доведенные до крайности перешли в свою противоположность.
Республика Дагестан обладает уникальным историческим опытом совместного проживания, мирного общения и сотрудничества народов. Данная модель этнонациональных отношений характеризуется приспособлением и согласованностью специфических интересов в единой целостности и может быть использована в качестве примера другими многонациональными регионами.
Поэтому, с учётом глобализации и развитием общества необходимо:
-реальное улучшение социально-экономического положения широких масс, особенно в Дагестане, создание уверенности в завтрашнем дне, создание перспектив;
- выработать убедительное и доступное идеологическое обоснование верности пути развития страны;
-разработать программу социально-психологической реабилитации исторического сознания дагестанских народов;
-проводить комплексную работу по усилению общероссийской национальной и идентичности, в основе которой должно лежать убеждение и чувство принадлежности к единой светской, толерантной, высокодуховной и высокоморальной нации, гордящейся своим славным прошлым и создающей новое, социально справедливое, мощное и процветающее современное общество.
Литература:
1. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах/ Под ред. А-Н.З Дибирова, М.Я. Яхъяева, А.М. Муртузалиева, К.М. Ханбабаева. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т.1.
2. Выступление на совещании о мерах по стабилизации социально-политической обстановки и нейтрализации террористических и экстремистских угроз в Северокавказском регионе. 19 августа 2009 год. Ставрополь //Официальный сайт президента РФ: http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/08/221024.shtml)
3. Мирский Г.И. Возврат в Средневековье? // Россия в глобальной политике. 2006.
Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. / Пер. с англ. А. В. Смирнова, Ю. М. Филиппова, Э. С. Загашвили, И. Окуневой. — М.: Праксис, 2004.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН:

  1. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  2. Борисов Руслан Викторович ЯЗЫК И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
  3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  4. К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МУЛЬТИКУЛЬ-ТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЯЗЫКОВОГО ПОГРУЖЕНИЯ» В ШКОЛАХ ЭСТОНИИ)
  5. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  6. Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  7. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
  8. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  9. Хацевич Екатерина Витальевна АКТИВИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО- ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА)
  10. Ткачишина О. Р. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
  11. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  12. КОНСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  13. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  14. C.C. ПРЕЗ БАРАНОВИЧИ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, БАРГУ РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
  15. 2.4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДСТАВДЕНИЙ О СУБЪЕКТЕ ТРУДА
  16. 4.7. ЗАДАЧА ЭССЛ – ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ В АДАПТАЦИИ К НОВОМУ ЭТАПУ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА