ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ

Оршанская М.В., Россия, г. Санкт-Петербург
По данным некоторых исследователей самые ксенофобские настроения наблюдаются среди подростков и молодежи до 25 лет. В Россию в конце 20 века хлынули потоки мигрантов.
Согласно итогам... переписи населения, за 14 лет, с 1989-го по 2002 год, население России за счет миграции увеличилось на 5560 тысяч человек, т.е. годовая прибавка составила всего около 400 тысяч [1].
Мигранты, прибывающие в экономически развитые страны, с одной стороны, испытывают большие трудности по адаптации в новых условиях, стрессы от неудач, трудности во взаимодействии с местным населением, и нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. С другой стороны, мигранты составляют активную часть населения своей страны и поэтому входят в конкурентные отношения с местными жителями, вызывая недовольство местного населения. По опросам 2000 года, в России мигранты гораздо чаще аборигенов оказывались довольны своим экономическим статусом и своими достижениями. Даже если в абсолютных цифрах они живут гораздо сложнее и скромнее местных жителей, психологически они оказываются более устойчивыми и позитивно настроенными. Выявлено, что дети мигрантов обладают большим оптимизмом, чем их московские сверстники.
Таким образом, по эмоционально-волевым характеристикам (оптимизм, упорство, настойчивость, склонность к риску) мигранты оказываются порой сильнее местных жителей.
Миграцией населения отчасти обусловлена такими причинами как войны, политические конфликты или катастрофы, другая причина для миграции - экономическая. Люди перемещаются в те регионы, где они будут получать больше денег за свою работу.
Интересны данные опроса населения ряда регионов России о миграции внутри страны. В России на данный момент нет достаточного социального опыта самостоятельной внутренней миграции. Около 17 -20% респондентов готовы выехать за рубеж на учебу или постоянную работу, такое же количество готово сменить место жительства внутри страны. Это, в основном, люди активные, с высшим образованием, средней возрастной группы [2]. Существуют «антистимулы», которые сдерживают миграцию. К ним относятся незнание языка, отсутствие денег, опасение, что в другой стране люди не найдут работу, не смогут адаптироваться. В России переезд из города в город чаще всего связан с семейными обстоятельствами или учебой, и только около 17% жителей переезжают в связи со сменой работы.
Таким образом, россияне не очень активны с точки зрения миграции. Те, кто стабильно живут на одной и той же территории, с опаской относятся к переменам, в том числе, национального состава населения своего района, школы, где учатся дети.
Благодаря исследованиям на предмет толерантного отношения местных жителей к мигрантам, проводимым в Курганской области, было выявлено, что 30:% молодых людей относятся к мигрантам крайне негативно и только около 10% характеризуется лояльным отношением к "чужой" социокультурной группе, не видят ничего негативного в ее присутствии для принимающего сообщества. Остальные опрошенные допускают присутствие мигрантов, но при определенных условиях, многие неприязненно относятся к социокультурным характеристикам данной группы [3].
Современная политика государства направлена на формирование толерантного отношения к мигрантам, однако, для того, чтобы изменить отношение значительных групп населения, надо понимать, почему формируется негативное, а порой и агрессивное отношение к переселенцам.
Зачастую самыми нетерпимыми к мигрантам оказываются русские, при этом отношение к русскоязычным мигрантам скорее сочувственное, а негативное отношение высказывается в адрес мигрантов иных национальностей. Наиболее непримиримыми по социальному составу являются молодежь, безработные, люди с тяжелым материальным положением.
Причинами «особого» отношения к мигрантам с Кавказа являются особенности их восприятия русским населением. Так, местные жители отмечают «нахальство» мигрантов, что они ведут себя как «хозяева жизни», захватывают торговые зоны. Отмечается, что с мигрантами с Кавказа ассоциируется возрастание преступности, в том числе, наркоторговли, опасность террактов и игнорирование принятых норм поведения.
Таким образом, миграционные процессы имеют на территории нашей страны следующие особенности. Население России остается малоподвижным. При этом мигранты воспринимаются как потенциальная угроза, особенно это касается мигрантов с Кавказа и Средней Азии.
Угроза воспринимается в различных аспектах.
1. Угроза физическая связана с представлением о террористической и преступной деятельности сообществ мигрантов.
2. Угроза физическая на индивидуальном уровне связана с формированием сообществ, готовых противостоять местному населению в конфликтах, обладающих достаточной силой и агрессивностью, чтобы представлять реальную опасность.
3. Угроза экономическая связана с конкуренцией за рабочие места и с использованием пособий. «Хотя в Европе, как и в США, иммигранты получают меньшую заработную плату, чем коренное население, безработица среди них вдвое превосходит средний уровень. В результате, иммигранты в большей степени зависят от социальных пособий и выплат, что усиливает негативное отношение к ним» [4].
4. Угроза культуральная связана с внедрением в современную действительность элементов другой культуры (строительство мечетей, публичные жертвоприношения на мусульманском религиозном празднике «Курбан-Байрам»).
Интолерантное отношение к мигрантам связано с особенностями поведения переселенцев. Иные обычаи, наличие родного языка, непонятного местному населению, стремление к поддержке друг друга, - вот поводы для возникновения тревоги, часто неосознанной и выливающейся в агрессивные акты. Собственная несостоятельность, неуверенность в будущем, неумение трудиться, неспособность добиваться цели характеризует значительную часть населения, стремящегося найти причины своим бедам во внешнем враге.
Нежелание ряда мигрантов (чаще женщин) учить русский язык приводит к тому, что и их дети хуже знают русский, во взаимоотношениях с представителями различных профессий (врач, учитель, социальный работник) часто возникает недопонимание, раздражение, связанное с тем, что мигранты требуют обеспечить их всеми правами, но не готовы становиться гражданами страны, уважающими права, обычаи, язык.
Основная проблема детей мигрантов в школе — также плохое владение русским языком. «Чем больше интегрированность детей в российский контекст, которая, как правило, происходит через посещение российского детского сада или хотя бы начальной школы, тем больше вероятность того, что адаптация в школьную среду будет проходить легче и быстрее» [5].
Как сообщает сайт «Мигрант.Фергана.ру», в московских школах хотят ввести вступительное тестирование для мигрантов на знание языка. По официальной статистике, в Москве есть школы, где доля учеников с неродным русским превышает 25 процентов. На данный момент, в столице создаются школы и классы для детей с плохим знанием русского языка, но популярностью они не пользуются [6].
Насаждение своих обычаев - следующий шаг во взаимодействии мигрантов с местным населением. Можно это называть обогащением культуры, но к борьбе за право носить паранджу в ряде западно - европейских школ с большим процентным содержанием арабского населения присоединяются требования мусульман, чтобы европейские девочки приходили в школу в длинных юбках и с длинными рукавами, дабы не смущать арабских детей.
Существует ряд механизмов формирования толерантных отношений в рамках цивилизованной миграции. Однако для этого надо понимать, каких результатов мы хотим достичь.
«В обществе нет единства, какую Россию мы хотим видеть в будущем, - считает Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований. - То ли это будет Россия полиэтничная, многоконфессиональная, нуждающаяся в притоке эмигрантов в связи с серьезнейшими демографическими и экономическими проблемами. То ли мы будем ориентироваться на сохранение русско -
православного ядра, на отказ от эмиграции, что предполагает совершенно иное выстраивание межэтнических и межконфессиональных отношений внутри России» [7].
Первый вариант является проявлением политики мультикультурализма, характерной для Европы. Он предполагает, прежде всего, включение в культурное поле элементов культур иммигрантов из стран третьего мира. Американская политика «плавильного котла» предполагает слияние всех культур в одну. Отказ от приема мигрантов на настоящий момент вряд ли возможен.
Так или иначе, важными являются: регуляция миграционных потоков и требование от мигрантов выполнение ряда правил, таких как обязательная регистрация, изучение русского языка; одновременно необходимо требовать от местных граждан не поддерживать нелегальнуюю миграцию предоставлением нелегальной работы.
Школа является тем местом, где формируются правила взаимодействия в социуме. Благодаря школе формируется современное общество из подрастающего поколения. От того, как будут сформированы отношения в школе между мигрантами и местными жителями, в значительной степени зависят их взаимоотношения во взрослом возрасте.
Мы провели исследование в школах и детских садах, чтобы выявить отношение к мигрантам педагогов и воспитателей. Выявлено, что 80% педагогов встречались в своей деятельности с мигрантами. При этом 92% считает, что проблемы возникают из-за «неподготовленности приезжих к условиям жизни в российском обществе, незнания языка и культуры», 53% считает, что проблемы возникают из-за низкого уровня толерантности приезжих, 41% - из-за того, что мигранты диктуют свои порядки. И 40% считает, что проблемы связаны с низким уровнем толерантности местного населения.
Таким образом, около половины опрошенного педагогического состава имеет потенциально интолерантную позицию, что, предположительно, связано с собственной неуверенностью во взаимоотношениях с мигрантами, опасениях, тревожных представлениях, непонимании, как выходить из конфликтных ситуаций.
Вопрос формирования общей стратегии, которая включает как толерантное отношение к мигрантам, так и поддержку собственного населения, является крайне актуальным. Именно помощь местной молодежи в формировании уверенности в себе и своем будущем, обучение конкурентноспособности снизит экономические страхи и ослабит межэтническое напряжение. Важно также создавать условия, при которых мигранты не будут навязывать местному населению свои порядки, будут с уважением относится к культуре и обычаям принимающей их страны.
Литература:
1. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в Россию. (Ж-л"Отечественные записки", 2003, №3, с. 177-188 под названием "Трудовая миграция").
2. Миграция: фактор общественных настроений. Аналитический обзор по материалам социологических исследований и опросов общественного мнения. Исследовательская группа «Циркон». http://www.antropotok.archipelag.ru/keys2/keys2-1.htm#_ftn1 .
3. Типы толерантного отношения молодежи к мигрантам [Текст] / О. М. Коморникова. - // Социологические исследования. - 2010. - N 8.
4. Иноземцев В.Л. Иммиграция в современном мире: новая проблема нового столетия. (ж-л "Социологические исследования", 2003, №4, с. 64-72 под названием "Иммиграция: новая проблема нового столетия").
5 Исследование детей-мигрантов в школах. Лаборатория социологии образования и науки, http://slon. hse. spb. ru/polnye-teksty/articles/issledovanij a-detej -migrantov-v-shkolax.
6. Москва: при приеме в школу детей мигрантов обяжут сдать тест на знание русского языка. 12.07.2011, http://migrant.ferghana.ru/newslaw/chronicle/moskva-pri-prieme-v-shkolu-detey-migrantov-obyazhut-sdat-test-na- znanie-russkogo -yazyika. html
7. Герасимова Е. Школа, плохо говорящая по-русски./ http://www.ng.ru/education/2011-08-10/7_migration.html
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ:

  1. ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
  2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
  3. Ю. С. Смирнова ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРОТИВ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ
  4. Ю.С. Смирнова ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ / СПИДом
  5. ОТНОШЕНИЕ К ТРЕВОГЕ И СТРАХАМ КАК РАКУРС ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
  6. Николашина Елена Витальевна ПОДРОСТОК XXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ (КУЛЬТУРНАЯ ДИСТАНЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ)
  7. НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯ-МИ КАК ПРИЧИНА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
  8. Громыко А.Н. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ ТРЕВОГИ
  9. И.Ш. Уруджева ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ С КАВКАЗА К НОВОЙ СРЕДЕ
  10. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ