ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Кучумова Е.А., Каласьев В.Н., Овчаренко С.А., Россия, г. Санкт-Петербург
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. была утверждена Федеральная целевая Программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российской обществе на 2001-2005 годы".
Активно реализуются проекты, направленные на просвещение журналистов, повышение уровня публикаций, посвященных освещению сложных аспектов межэтнических отношений и конфликтных ситуаций. Безусловно, реализация этих проектов сыграла свою положительную роль. По крайней мере, само слово "толерантность" уже вошло в наш обиход. Правда, следует отметить, что разные люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Политологи рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Психологи используют это понятие для обозначения способности понять другого человека, способности проникаться и понимать ощущения других людей. В этом смысле толерантность раскрывается через понятия дружелюбия, спокойствия, мирной настроенности, как антипод агрессивности, злобности и раздражительности. Инвариантом всех этих толкований является морально-нравственная установка человека на терпимость, снисходительность, понимание другого. Толерантный человек - это человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям
232других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия, давления. На наш взгляд, это чрезмерно узкое толкование данной категории. Представляется возможным рассматривать толерантность как характеристику любых социальных структур - отдельного человека, социальной группы, общественного института или общества в целом, - фиксирующую специфическую ориентацию на разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с другими социальными структурами. Специфичность этой ориентации заключается в стремлении понять позицию другой стороны, объяснить ей свою позицию и в процессе диалога найти взаимоприемлемое компромиссное решение. Категорией, противоположной по своему социальному смыслу толерантности, является экстремизм, опирающийся на насилие как главный инструмент решения проблем.
Таким образом, толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого компромисса. Только в обществе, признающем в качестве высшей ценности и главного богатства свободную суверенную человеческую личность, толерантность становится естественным атрибутом цивилизованности. И, наоборот, в обществе, где к идее суверенной личности относятся с подозрением, толерантность также рассматривается как синоним мягкотелости и неумения бороться "за светлые идеалы".
Говоря о толерантности, можно предложить следующие параметры этой категории:
Уровень толерантности. Если исходить из предложенной выше оппозиции "экстремизм- толерантность", то можно предположить, что высшая точка толерантности связана с идеей непротивления злу насилием и следованием принципу "Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую". Нормальная, средняя степень толерантности обозначена максимой "Око за око, зуб за зуб". И минимальная толерантность описывается тезисом "Если враг не сдается, его уничтожают". При таком подходе толерантность становится измеряемой характеристикой, как личности, так и общества, и дело за малым - определением индикаторов и разработкой социологического инструментария, позволяющего более или менее точно определить степень толерантности с помощью определенной шкалы. В качестве гипотезы можно предположить, что есть социальные структуры, изначально ориентированные на агрессию, на силовое решение проблем, и есть структуры, в большей степени ориентированные на переговоры, на поиск согласия, на компромисс.
Субъекты толерантности. Под субъектами толерантности понимаются различные индивиды, социальные группы, общественные институты, на которые распространяется принцип толерантности, с которыми возможен поиск компромисса. Понятно, что перечень таких субъектов у каждой социальной системы разный. Так, Аслан Масхадов для российского правительства не являлся субъектом переговорного процесса, а для некоторых правозащитников являлся. Для одних журналистов такие структуры, как МВД, армия, ФСБ, парламент выступают субъектами толерантности, то есть могут требовать уважительного отношения, понимания, снисходительности, а для других они достойны только осмеяния, остракизма и ненависти.
Предмет толерантности. Под предметом толерантности понимается та характеристика личности, социальной группы или иного объединения людей, которая может быть полем согласования интересов, взаимопонимания, поиска компромиссов. Понятно, что у разных субъектов предмет толерантности может быть разным.
Кроме того, следует выделить факторы, влияющие на параметры толерантности. Первый фактор - общая социальная ситуация, в которой живут люди. Трудно быть терпимым, снисходительным, уважительным, если вокруг рвутся мины и стреляют в затылок. Чем выше уровень общественного напряжения, тем выше агрессивность и нетерпимость людей. Второй фактор - ситуация в конкретном сообществе, членом которого является индивид. Третий фактор - специфический тип культуры межличностных и социальных отношений.
Следовательно, толерантность не только теоретическое понятие, но и элемент определенной культуры жизни, определенной культуры поведения. Под культурой понимается совокупность знаний, ценностей и норм, которые определяют нашу жизнь. Можно предположить, что в фундамент так понимаемой культуры может быть вписана и толерантность. Но ее там может и не быть. И если ее там нет, то мы можем сколько угодно рассуждать о толерантности, но в жизни ее не увидим. Стоит ли удивляться тому, что сегодня для многих россиян, особенно среди молодежи, характерны ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов, и т.д. Участились проявления нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах.
Есть факты насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, не говоря уже о насилии в семье, которое становится обыденным явлением в нашем обществе.
Все это говорит о том, что прежде чем наращивать усилия по пропаганде толерантности, надо проанализировать причины интолерантного поведения как всего населения, так и молодежи в частности. Чаще всего в качестве такой причины называют нашу ненормальную жизнь, которая, дескать, заставляет людей быть нетерпимыми. Вероятно, доля правды в таком утверждении есть. Но только в том смысле, что
бессмысленно учить толерантному поведению до тех пор, пока вокруг будут образцы успешного интолерантного поведения. Однако и сама жизнь, и анализ показывают, что в одних и тех же условиях одни люди стараются унизить, оскорбить другого человека, использовать его в качестве инструмента достижения своих целей, а другие не могут себе этого позволить, реализуя даже в самых беспощадных условиях жизни нормы толерантного поведения.
Нынешняя российская культура представляет собой амальгаму из трех разных культур. Одна из них провозглашает в качестве основы отношения человека к окружающему миру принцип органичности, целостности и взаимосвязанности всего сущего в этом мире; принцип признания суверенности мельчайших элементов мироздания и уважения к правам этих элементов; принцип естественности роста, приращения всего сущего, неприятия революций, взрывных преобразований. Это космоцентрическая культура. Второй тип культуры отношений, который отчетливо проявляется в российской культуре, я называю социоцентрической культурой. Особенность этой системы отношений определяется идеей, согласно которой центром мироздания является некая человеческая общность, к которой причисляет себя данный индивид. Фундаментальной особенностью социоцентрической культуры является растворение личности в некоем "Мы", какой-либо общности, которая выступает по отношению к этому индивиду как высшая власть и высшая сила. Следует подчеркнуть, что речь идет о добровольном и зачастую самим индивидом не замечаемом усвоении принятых в данной общине шаблонов, схем и образцов мышления и поведения, которые рассматриваются как единственно возможные. И третий компонент российской культуры, который ярко проявляется во всех наших отношениях, а в особенности, в молодежной среде, называют эгоцентрической культурой. Эгоцентрическая культура характеризуется стремлением к самоутверждению личности, к радости потребления и созидания, к власти над другими. Этот тип культуры связан с представлением о том, что каждый человек - кузнец своего счастья, а счастье заключается в обладании. "Ты должен непрерывно идти вперед и испытать свое счастье" - вот первая заповедь носителя эгоцентрической культуры. Все другие люди, занимающиеся тем же делом, что и данный индивид, рассматриваются им как конкуренты. Эгоцентрическую культуру иногда называют западной культурой, прибавляя при этом, что нам ее импортировали (иногда даже говорят - имплантировали). На самом деле это естественный результат приспособления человека к определенным условиям бытия, и для России он столь же естественен, как и для других стран.
Следует подчеркнуть, что обозначенные выше типы культуры - это идеальные модели, практически не встречающиеся в чистом виде. Они образуют три вектора того пространства, в пределах которого самоорганизуются реальные культуры, представляющие собой своеобразные "сгущения", "облака" с относительно плотным ядром и разреженными "оболочками". Речь идет о преобладании - большем или меньшем - одного из типов. И в этом смысле можно говорить о европейско-американской, азиатской, российской и множестве других - реальных и возможных - культур. Вместе с тем практика показывает, что каждое из этих "сгущений" тяготеет к одному из обозначенных выше идеальных типов.
Таким образом, развитие толерантности есть функция от развития прав человека. Чем глубже проникнет в толщу национальной ментальности идея неотчуждаемости личных прав и свобод, тем толерантней будет общество и все его структуры. Те преобразования, которые происходят в России в последние годы, еще не настолько глубоко затронули ментальные основы человеческого поведения, чтобы мы могли говорить о действительной перестройке поведенческих стереотипов. И нынешняя ситуация в российском обществе мало способствует развитию толерантности. Мало кто верит в стабильность происходящих процессов, и все ждут чего-то, как правило, чего-то плохого. И это ожидание порождает постоянно циркулирующие слухи то о готовящемся государственном перевороте, то о переносе выборов, то о введении чрезвычайного положения. Понятно, что эти "тревожные ожидания" создают тот специфический климат всеобщего недоверия, в котором не может произрастать древо общественного согласия и терпимости.
Все сказанное выше понадобилось для того, чтобы констатировать, что российская культура просто проходит тот цикл развития, который двести лет назад прошли другие культуры. Мы ушли от космоцентризма, дошли до социоцентризма, побыли в нем и теперь плавно переходим в эгоцентризм. Понятно, что развитие на этом не остановится и когда-нибудь, если верить Гегелю, мы на новом уровне вернемся к космоцентризму. Сейчас же можно констатировать, что названные выше три составляющие российской культуры находятся в постоянном конфликте, что является основой интолерантности подавляющего большинства наших людей. На основе обозначенных выше типов культур, составляющих тело российской культуры, формируется определенная коммуникативная культура, то есть культура коммуникации, культура общения, культура создания и предъявления посланий и сообщений.
Заключая сказанное, можно сделать общий вывод. Не стоит уповать на то, что демонстрацией образцов толерантного поведения можно изменить общую атмосферу в обществе и стране, в сознании молодежи. Понадобится долгий и трудный путь пересмотра многих казавшихся незыблемыми представлений и культурных установок. Что же касается профилактики ксенофобии и дискриминации по национальному признаку в молодежной среде, то из истории отечественного и зарубежного опыта видно, что борьба с этими явлениями эффективна не только усилием власти, но и всех членов социума в целом. К сожалению, власти реагируют зачастую на уже свершившиеся факты и более того, не могли, да и не могут, по сей день, предоставить полную правовую защиту от проявлений расизма, этнической дискриминации и ксенофобии в современном обществе и в частности в молодежной среде.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ:

  1. ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ
  2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
  3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСИЗМУ И КСЕНОФОБИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
  4. Козлова А.Л. Психологические факторы распространениЯ ВИЧ-инфекции среди молодежи
  5. Е.Б. Березина ПРИЧИНЫ СОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
  6. Р.В. Скочилов, А.В. Шаболтас, Т.В. Красносельских ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО СЕКСА СРЕДИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КВД
  7. стереотипы противоправного поведения молодежи
  8. М.А. Манойлова СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  9. ДРОЗДОВ А.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
  10. Бурдина Е.Ю. МОДЕЛИ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ И ОЦЕНКЕ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
  11. Е.А. Ипполитова, О. С. Гурова ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
  12. Р. Лекавичене (R. Lekaviciene), Д. Антинене (D. Antiniene) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ЛИТВЫ
  13. Федоренко Е.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ
  14. Валитова В. Р. Гуцунаева С. В. ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ В ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ
  15. Ю. С. Смирнова ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРОТИВ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. ИНТОЛЕРАНТНЫЕ ТЕКСТЫ ТОЛЕРАНТНЫХ АВТОРОВ: ПАРАДОКС СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
  17. НАСИЛЬСТВЕННАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ И ПУТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ