ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поканинова Е.Б., Россия, г. Москва
Исторически в России сложилась такая религиозная ситуация, когда религиозные организации неофициально получают различный статус в системе государственно-конфессиональных отношений.
Причину этого многие исследователи видят в клерикализации политики и политизации религии. Ж.Т. Тощенко считает, что «чиновники, заигрывающие с религией, так или иначе, осознанно или стихийно олицетворяют клерикальные тенденции в жизни российского общества, но и одновременно ведут к большим конфликтам, к обострению не только межконфессиональных, но и социально-политических отношений» [3]. Того же мнения придерживается и О. К. Шиманская, говоря о возникновении в конце 90-х годов прошлого столетия опасной тенденции все большего сближения православия с государственной властью [4].
«Процесс политизации присущ всем мировым религиозным системам в целом», - утверждает С. А. Семедов [2]. Данный процесс, на наш взгляд, зашел настолько далеко, что в современной науке возникает новое понимание термина «политическая религия» [6], появившегося еще в 1938 году [7].
В течение двух десятилетий существенно изменилась структура конфессионального пространства России. К началу 90-х гг. ХХ в. она была представлена 15-20 традиционными для России конфессиями: христианами (православными, старообрядцами, лютеранами, католиками, евангельскими христианами, баптистами, адвентистами седьмого дня, христианами веры евангельской - пятидесятниками), мусульманами, буддистами, иудаистами. К 2008 году в стране насчитывается почти 130 конфессий, деноминаций, религиозных направлений. Такое конфессиональное многообразие сформировалось во- первых, выхода из подполья или возобновления деятельности ряда религиозных направлений, ранее не получавших официальною признания и преследовавшихся государством; во-вторых. дезинтеграционных процессов и расколов в традиционных религиях России; в-третьих, активной миссионерской деятельностью зарубежных религиозных организаций, в основном протестантской направленности, проникновения в нашу страну так называемых новых религиозных движений (НРД) западного и восточного происхождения, а также распространения отечественных религиозных новообразований.
На современном этапе надо констатировать, что в России многоконфессиональность распространилась на регионы, в том числе такие, которые прежде были полностью или в основном моноконфессиональными. Исторически носителями определенных религий были конкретные этносы или группы этносов. Ареалы их традиционного, исторически сложившегося расселения были одновременно и
ареалами распространения исповедуемых ими религий. Европейская часть России, большая часть Украины и Белоруссии, значительные пространства Сибири и Дальнего Востока, заселенные славянами — русскими, украинцами, белорусами, а также принявшими христианство финно-угорскими и уральскими народами и народностями - это территории распространения православия. Западные области Украины и Белоруссии, а в дореволюционной России и Польша — это зона распространения католицизма. Прибалтика, Финляндия — это территории распространения лютеранства. Среднее и частично Нижнее Поволжье, часть Приуралья и Западной Сибири, заселенные татарами, башкирами и другими тюркскими народами, а также Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ — это традиционные регионы распространения ислама. Алтай, юг Сибири и Дальнего Востока — ареал бытования буддизма, а также шаманизма. Эти регионы и сейчас в известной мере сохраняют свою традиционную этническую и конфессиональную определенность. Но их этноконфессиональные границы уже размыты, а многие вообще перестали быть моноконфессиональными. В XX в. произошли гигантские процессы миграции, прежде всего трудовой, стимулированные индустриализацией и урбанизацией страны, бурным экономическим развитием отдельных регионов, промышленным освоением Сибири, Севера, Дальнего Востока, развитием путей сообщения.
Это повлекло за собой и планомерное, и стихийное перемещение трудовых ресурсов, исход массы людей из трудоизбыточных регионов или регионов с дисбалансом полового состава населения. К большим перемещениям масс людей и, соответственно, изменению этнического состава населения приводили массовые депортации (в том числе целых народов), эвакуация в годы Великой Отечественной войны и, наконец, вынужденная миграция в последние годы, вызванная распадом СССР, межнациональными конфликтами, образованием на территории России «горячих точек». И этот процесс пока не ослабевает.
Глобализация и порождаемые ею проблемы заставляют задуматься над тем, как сохранить самобытность культур, вековых традиций и основополагающих ценностей отдельных наций и народов путем преодоления раздробленности и разногласий. В этой связи резко возрастает значение религиозного фактора, усиливающего свое влияние на общекультурные, духовные, социальные и политические процессы. Глобализация, являющая «реальное единство людей на земле» [5] требует толерантных взаимоотношений между государствами и этносами. В эпоху крушения различных идеологий именно религия стала основным фактором, формирующим систему политических, социальных и др. взглядов индивидуума на различные сферы жизни современного общества. Религиозный фактор, как известно, может оказывать как интегрирующее, так и дезинтегрирующее влияние на глобализационные процессы. Поэтому, для создания объективных условий для решения новых проблем и преодоления новых опасностей, которые, по мнению К.Ясперса стали мировыми [5] необходим межрелигиозный диалог, позволяющий «разрушить неверные представления о других вероучениях и конфессиональных общностях, преодолеть религиозным сообществам «образ врага», проникнуться доверием к намерениям и действиям друг друга, а, следовательно, вести к гармонизации межрелигиозных и межэтнических отношений и, в конечном счете, к сглаживанию политических противоречий» [1].
Автор считает, что основной причиной возникновения новой религиозной ситуации в России на современном этапе является то, что Российская политика исторически всегда была основана на духовном базисе, в связи с чем, после распада Советского Союза и падения коммунистического режима возникла объективная необходимость наполнения духовной составляющей политической жизни традиционными религиозными ценностями.
Межкультурная компетентность, открытость по отношению к идеям и социокультурным ценностям других народов - непременное условие становления и развития гражданской зрелости населения. С нашей точки зрения, толерантность - важная норма поведения члена общества, выражающая его гражданскую позицию.
Таким образом, цель государства в области отношений с религиозными организациями — прочный межрелигиозный мир и согласие, и сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций.
Литература:
1. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2001. - № 3. - С. Семедов С.А. Причины политизации ислама в современном мире//Государство, религия и церковь в России и за рубежом, С. Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия//Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах)/Отв. ред. М. П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008, С. Шиманская О.К. Диалог интеллигенции и православия: прошлое и настоящее//Религии Поволжья: проблемы социального служения: Сборник материалов конференции. - Нижний Новгород. 2009,С.Ясперс К. Смысл и назначение истории, М.,1991, С.141.
Van der Veer, P.Political religion in the Twenty -first Century // International order and the Future of World Politics/ Ed by T.V.Paul,J.A.Hall.-Cambridge: Cambridge University Press,1990-P.311-Voegelin E. The New Science of Politics. An Introductory Essay. Chicago, 1952
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

  1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА)
  2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ
  4. МИРОШНИЧЕНКО М.А. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ГРУПП
  5. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  7. Евсеева А.Ж., Семенова М.В., Смирнова Н.В. «СТАЦИОНАРНЫЙ МИР»: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
  8. Анализ принципов построения стандартных методик экспертной оценки
  9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ В АСПЕКТЕ МНОГОГРАННОСТИ И НЕСХОДСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ
  10. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  11. КОЗЛОВА А.Л. ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  12. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЧАСТНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ У ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ